Павел Дмитриевич Щипин в 1906 году был избран депутатом Первой Государственной Думы от Вологодской губернии, набрав наибольшее число голосов выборщиков. Кроме него Вологодскую губернию в Думе представляли: предводитель дворянства Вологодского уезда Н. Н. Андреев, член «Союза 17 октября», и трое беспартийных крестьян: Д. К. Мартьянов, С. И. Федотовский, А. Л. Шемякин. 32-летний П. Щипин был самым молодым из них.
Страна внимательно следила за формированием первого парламента, живо интересовалась любыми сведениями о своих избранниках. Печать своевременно откликнулась на запросы общества, оперативно публикуя биографии и фото первых депутатов.
Вот, например, какая характеристика дана Павлу Дмитриевичу в сборнике «Первая Государственная Дума»: «Павел Дмитриевич Щипин, крестьянин Сольвычегодского уезда. Получил домашнее образование, служил писарем в трех волостях. Павлу Дмитриевичу от роду не более 30 лет, выглядит совершенным интеллигентом. На все вопросы, требующие разрешения в Думе, смотрит очень определенно. В первую очередь, считает необходимым выдвинуть земельный вопрос, стоит за самоуправление страны, желает полного представительства в Думе. Вполне разделяет программу партии «Народной свободы», но не вступил в эту партию только потому, что в деревне некому было сорганизовать группы. В «Крестьянский союз» не вступил потому, что считает вопрос об отделении церкви от государства преждевременным». В «Памятной книжке Первой Государственной Думы» приведена похожая характеристика: «Павел Дмитриевич Щипин, крестьянин Сольвычегодского уезда… Окончив министерское одноклассное училище, П.Д. долгое время занимался самообразованием. П.Д. имеет земельный надел, но сам земледелием не занимается. П.Д. служил писарем в 3-х волостях. Последнее время был делопроизводителем в Сольвычегодской уездной земской управе. Самыми важными П.Д. считает вопросы о народном образовании и земельный. Сторонник самоуправления и полного представительства для Думы».
Для более полной характеристики П. Д. Щипина, его политических взглядов за месяц до отъезда из Вологды в Петербург и ходе выборов народных представителей представляется интересным его интервью либеральной вологодской газете «Северная земля»:
Вторым от Вологодской губернии депутатом Государственной Думы, как уже известно, избран крестьянин Сольвычегодского уезда, Черевковской волости Павел Дмитриевич Щипин. Получив сельское образование, Павел Дмитриевич служил затем писарем в трех волостях и приобрел уважение и доверие местного населения.
Ему на вид не более 27—30 лет. Как по внешности, так и по укладу мыслей всякий бы причислил его, безусловно, к людям интеллигентным. Говорит он тихо, скромно. Выражается точно, определенно и вполне литературно. Человек, видимо, «болевший» общественными вопросами и потому почти на все общие, программные вопросы имеющий уже положительные, определенные ответы.
На свою миссию он смотрит именно как «народного представителя». Личные взгляды ввиду этого должны уступать пред руководящими данными, которыми напутствовало население.
В первую же очередь стоит у населения вопрос о земле. В уезде на душу ее приходится по четыре с половиной десятины; сюда входит и негодная земля – болота; разумеется, такое количество для населения слишком недостаточно. Придется воспользоваться для наделения землями казенными, церковными и частными. Население жаждет «свобод» – необходимо их осуществлять.
– Что же, у вас в Сольвычегодске тоже волнуется публика?
– Очень. Хотя движение, собственно, началось у нас недавно. А теперь от прежнего индифферентизма не осталось и следа. Насколько все интересуются общественными вопросами – показателем может служить съезд в нынешнем году крестьян нашего уезда, выработавший массу требований к правительству… Эти требовании своевременно были направлены через губернское земство в Совет министров. Пока не известно еще, какая участь их постигла…
– Интересно было знать, как вы смотрите на «окраинный вопрос»?
– Желаю наискорейшего введения в окраинах самоуправления. Автономия Польши – это один из важнейших вопросов, не ждущих замедления в разрешении.
– Разумеется, вы не питаете особой ненависти к евреям?
– Вполне считаю справедливым и необходимым дать возможность полного представительства в парламенте.
– Насколько я понимаю вас, вы стоите на вполне определившейся точке зрения партии народной свободы?
– Да, я вполне разделяю ее программу и не состою ее членом лишь по причине слишком случайной: живем мы в захолустье, со стороны на нас никто не обращает внимания, а среди собственных сил не нашлось подходящего человека, который бы сорганизовал группу.
– Но почему же вы не примкнете к Крестьянскому союзу? Казалось бы, эта организация к крестьянству стоит ближе всего? – Тут вмешался в разговор выборщик Валериан Васильевич Попов, который и раньше своими жалобами на «Северную землю», не похвалившую его и пр., не давал нам разговаривать.
– А оттого, – сказал Попов, – что в программе Крестьянского союза включено требование об отделении церкви от государства…
– Действительно, – заметил Павел Дмитриевич, – наш крестьянин слишком религиозен и свято чтит монарха, чтобы трогать теперь эти кумиры.
– Но вы-то, спрашиваю Павла Дмитриевича, – сознаете, что это предрассудок?
На этот вопрос ответа Павел Дмитриевич мне не дал. |