На снимке Игорь Цареградский и его молодая жена Галя Усанова.
Игорь тогда вернулся в Юрьевец после работы прорабом на стройках в Казахстане. Там приобрёл негативные привычки. Он начал выпивать и пил как все русские - с размахом. А ещё Игорь всегда был обаятелен - женщины его обожали - но людей без недостатков не часто встретишь.
Потом Игорь женился на Гале Усановой. Спустя много лет Галя говорила своим дочкам, что влюбилась в него сразу, несмотря ни на что.
Вот отрывки из писем деда А.В.Цареградского моим родителям в Иваново, где они тогда учились и работали:
07.02.1956г.
"Здравствуйте дорогие Лёля и Володя!
Дома у нас всё по-старому. Эти дни Игорь и Галя перед отъездом занимались распиловкой дров, уборкой со двора снега. Игорь частично поскидывал снег с крыши. Последние дни они упаковывают вещи и на ближайших днях уедут. Галю давно вызывают телеграммой в Куйбышевский Рыбстройтрест. А он (Игорь) там тоже устроится на работу. Здесь ему хватит причинять нам большие неприятности. Мы хоть с мамой отдохнём. Правда Галю очень жаль. Мы так свыклись с ней. А Таня так большею частью всё с ней. Мама очень полюбила Галю за её простоту и заботу об Игоре. Они поедут через Москву. Побывают у тёти Лизы и дяди Юры. И мы одни хоть отдохнем.
09.03. 1956 года.
…Сегодня уехали в Куйбышев Игорь и Галя!
Ей надо явиться там, в Рыбстройтрест на работу. А Игорь там где-нибудь устроится. Уехали и мы совсем осиротели. Так тоскливо стало. И мама, и я очень привыкли к Гале. Мама и Галя при расставании поплакали. Поехали в грузовом Кинешемском такси. Дорога очень плохая. Как-то они доберутся. Мы очень беспокоимся. В Кинешме Гале завтра надо сниматься в милиции по домовой книге, где была её квартира…. Собрались так быстро, наверное сами не ожидали. Большая часть их имущества осталась, как была при них везде. Если всё будет у них хорошо, так может летом, к осени Галя будет пользоваться декретным отпуском и приедет к нам. Конечно загадывать заранее нельзя.
Лёля, если бы ты видела все её заботы о Игоре. И он её слушается и видимо любит! Может она его и от вина отучит. Галя осенью привезла из Кинешмы маленького щенка овчарку и сама кормила её. Назвали её Джальма. Собачонка от Гали ни на шаг не отставала. И представь, вот сейчас она, видимо заболела. Лежит и нос горячий. Ветку не знаю кому отдать. Двух (овчарок) держать будет тяжело….
…Да вот Лёля, здесь мы сразу осиротели, так стало в доме скучно и пусто, но Игорю требовалось необходимо уехать от всех его собутыльников.
Ну пока. До свидания. Целую. Пишите. А.В.Цареградский."
О дальнейшей судьбе семьи Гали и Игоря рассказывает их дочь Наташа:
« В 1958 году Игорь вместе с женой уехал в Татарию, где открыли месторождения нефти и разворачивалось крупное
строительство. В селе Ново-Шишминске в 1956 у них родился сын Саша, названный в честь деда. Работы было море, все кипело, строительство шло бешеными темпами. Скоро, забрав жену и сына, папа переезжает в г. Альметьевск, где был центр по добыче нефти и строился молодой город.
В Альметьевске семья получила квартиру в новом доме, где и родились две дочери Марина и Наташа. Папа работал начальником участка, а мама устроилась в СМК НГДУ «Альметьевнефть» в плановый отдел. К этому времени это была образцовая семья.
Игорь остепенился, за профессионализм, ответственное отношение к работе, порядочность, честность его очень ценили на работе.
Папа работал зам. начальника Строительного управления, строил город, участвовал в разработке рационализаторских предложений по технологическим процессам, внедрял их в производство. Масштабы строительства в то время были огромные - город рос на глазах. Папу любили и обожали в семье, ценили на работе.
Родители вступили в партию. Мы были на виду, маме очень многие завидовали. Это был любящий муж и отец. Но в жизни не всегда бывает все гладко. Нашу семью как будто сглазили.… После десяти лет воздержания от спиртного отец опять начал выпивать. Семье в это время приходилось бороться за этого необыкновенного и дорогого нам человека. Мы любили его и дорожили им.
Потом в семье произошло несчастье. В то время мама была парторгом в СМК и на субботнике по уборке территории
она подняла что - то очень тяжелое и сорвала себе почку. С этого субботника ее принесли домой на носилках - отказали ноги. Мама долго лечилась, но все было бесполезно. Эта травма привела к развитию раковой опухоли, ей удалили почку, но в 1973 г. ее не стало. Она умерла в 41 год совсем молодой.
Вот в это тяжелое для нас время к нам приехала наша бабушка Н.А. Цареградская. Приехала и осталась с нами
жить навсегда. Что бы прокормить нас троих детей и мать, да и невыносимо отцу было оставаться в Альметьевске, он уехал на заработки на Север.
Мужчины тяжело переживают такое горе. Не оставляет вина перед женой которой не смог никак помочь, перед дочерьми, оставленными дома и перед мамой, которая не предала своего сына. Она сразу пришла на помощь – как бабуля говорила постоянно: « Я вышла из дома в чем была, оставила все мною нажитое и приехала в г. Альметьевск.»
На Крайнем севере условия были тяжелейшие. Зимой морозы – 50 , бытовая неустроенность. Всё приходилось
начинать с нуля. Жил в «балках» - эти круглые вагончики строил газоперерабатывающий завод. Отец ушел в работу с головой. Ездил на объекты за многие километры - в отделе не отсиживался. Папа часто говорил - я не кабинетный работник, мне нравится живая работа. То воспитание, которое заложили в него родители, те нравственные ценности сказывались и в отношениях на производстве. Ведь легко быть хорошим, когда тепло и сытно, а оставаться порядочным, человечным когда невыносимо тяжелые условия по силам не каждому. Недаром когда отца не стало, на севере в Уренгое где он работал, все кто с ним работал, собрались вместе что бы сказать добрые слова о
нем, вспомнить о совместной работе. А это дорогого стоит».
Это, пожалуй, единственная фотография, где любимые люди из моего раннего детства сняты вместе. |