Альгамбра
(от арабск. Kelât-al-hamrah, красный замок) — название прежней цитадели Гранады, поднимающейся с юго-восточной стороны города на скале, которая отделяет Дарро от Иениля. Эта старинная крепость мавританских государей еще доныне служит замечательнейшим памятником мавританской архитектуры. В последнее время испанское правительство предприняло реставрацию отчасти уже разрушенных построек под руководством опытного архитектора Контреры. Грандиозное здание имеет около 3,5 км в окружности и окружено еще своей первоначальной оградой, снабженной многими башнями.
АЛЬГАМБРА. Внешний вид Альгамбры.
Кроме знаменитого мавританского дворца, внутри этой ограды находятся еще церковь, прежний монастырь, теперь обращенный в казарму, множество жилых помещений и оставшийся недоконченным величественный еще в развалинах дворец Карла V, построенный на месте зимнего дворца мавританских халифов. Часть старинных башен и строений раньше служили помещением для каторжников и государственных преступников. Великолепный парк отделяет А. от Torres Bermejas, другой крепости, как предполагают, заложенной еще финикиянами. С северной стороны ограды еще и теперь поражает своим великолепием старинный мавританский дворец, построенный в 1213—1338 гг. Через простые ворота в западной части дворца входишь теперь раньше всего в галерею на колоннах, окружающую самый большой прямоугольный двор, Patio de la Alberca, еще чаще называемый Patio de los Arrayanes (Миртовый двор). На северной узкой стороне этого прямоугольника через переднюю входишь в Залу посланников, квадратное помещение с куполом высотою почти в 20 м, в котором маврит. искусство развертывается во всем своем блеске и великолепии. К востоку от Patio de la Alberca находится Львиный двор с фонтаном, опирающимся на 12 львов.
АЛЬГАМБРА. Львиный двор и зала Абенсерагов в Альгамбре.
К этому двору примыкают Зала двух сестер, обязанная своим именем двум широким и совершенно равной величины мраморным плитам, Судебная зала и зала Абенсеррагов. В последней еще до сих пор показывают кровавые пятна, оставшиеся после той ужасной резни, которую последний султан Боабдил по наговору Цегри, смертельных врагов Абенсеррагов, устроил между последними и которая значительно содействовала ослаблению и падению мавританского государства. Повсюду вокруг этих дворов группируются изящные портики, дышащие прохладой покои, садики с бьющими фонтанами и выходящие наружу балконы с великолепными видами. Стены покоев покрыты роскошной мозаикой, своды своими украшениями напоминают ячейки улья и называются у испанцев Media naranja — полуапельсином, вследствие своего сходства с клеточками разрезанного апельсина. Наружный же вид А. представляется строгим и малосимметричным и скорее походит на крепость. Как про особенную редкость в таком чисто мусульманском памятнике следует упомянуть про фрески, по всей вероятности, работы какого-нибудь христианского художника XIV или XV в., представляющие сцены охоты и сражений. К северо-востоку от А., на Cuesta de los Molinos, отделенный от мавританского дворца глубоким оврагом, заросшим высокими деревьями, возвышается летний дворец Генералиф. Вашингтон Ирвинг воспользовался своим пребыванием в Испании в качестве американского посланника, чтобы дать нам превосходное описание А., снабженное мавританскими легендами. Вообще, как совершеннейший памятник мавр. искусства А. неоднократно служила предметом изучения с точки зрения истории искусства. Наилучшие сочинения об А.: Мурфи, "The Arabian antiquities of Spain" (Лонд., 1816); Жиро де Пранже, "Souvenirs de Grenade et de l'A." и "Monuments arabes et moresques d'Espagne" (Пар., 1838); Овен Джонс, "Plans, elevations, sections and details of the A." (2 т., Лонд., 1842—45); Биссон, "Choix d'ornements arabes de l'A." (Пар., 1855); "Monumentos arquitectonicos de España" (Мадр., 1859 г.). Подражание наиболее характерным частям А. представляет Alhambra-Court стеклянного дворца в Сиденгаме, возведенного под руководством Овена Джонса. |