Из частного собрания Бочаровых.
Большая фотография, найденная в одном из старых домов Коломны.
Размер 28х22
С паспарту 41х34
В правом углу штамп ателье Тембурского, он показан внизу
фотографии, хотя оттиснут на самом паспарту.
Священник на фотографии либо протоиерей Воронцов Владимир либо, что
более вероятно, протоиерей Пробатов Василий, информация по ним
ниже:
Воронцов Владимир, протоиерей
http://bolvanovka.ru/post/26/9-1
О. Владимир Воронцов родился в 1862 г. в г. Коломна Московской
губернии. Русский
Окончил в 1883 г. Московскую Духовную семинарию, затем 16 июня 1888
г. - Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
Возведен в сан протоиерея 13 мая 1918 г.
С 05.02.1889 и до смерти священник, затем настоятель Спасо-
Преображенской церкви на Болвановке.
Храм Преображения Господня на Болвановке основан в память
исторического события. На том самом месте, где сейчас возвышается
церковь, в 1465 году государь Иоанн Третий, низверг очередных
послов хана, требовавших заплатить дань Золотой Орде, освободил
Русь от 300-летнего ига.
Одновременно:
•1905-18 гг. - преподаватель Закона Божия, педагогики и истории
женской гимназии М.В. Приклонской.
•1906-20 гг. - священник домовой церкви св. Равноапостольной царицы
Елены при детском приюте (3-й Монетчиковский пер.) Эта церковь была
приписана к храму Спаса Преображения на Болвановке. Церковь была
ликвидирована в 1920 году
•1918-19 гг. - преподаватель английского языка и литературы на
частных курсах древних и новых языков при бывш. женской гимназии
М.В. Приклонской
•1920 г. - преподаватель Ветхого Завета по кафедре Св. Писания в
Православной Народной Богословской Академии.
Духовник призреваемых в богадельне при храме и жителей большого
дома Пятницкого городского попечительства. Председатель приходского
попечительства.
С 1895 по 1918 г. был Членом Правления Эмиритальной кассы
духовенства московской епархии (на эту должность избирался
четырежды и проходил ее безвозмездно).
В 20-е годы причт храма оскудел, все изменилось. Церковные дома
больше не принадлежали храму, они в ведении сначала Квартального
Управления, а потом Жилищного товарищества. Весь капитал на
содержании храма и богадельни по декрету Совнаркома был отобран. В
Совдеп забрали все обыскные, метрические книги за последние 6 лет.
Убранство храма, пока, оставалось прежним - красивым и богатым, о.
Владимир совершал богослужения. Он остался один, детей у него не
было, матушка скончалась, он бедствовал. О решении властей изъять
церковную утварь стало известно под Покров 1928 года. На всенощной
о. Владимир вышел на амвон поздравить с праздником прихожан.
Последние слова его были: "Матерь Божия благословила меня в храм 40
лет назад". Побледнел, покачнулся, упал головой в алтарь и
скончался.
Государственные награды:
•орден Св. Анны 3-й степени и правом ношения нагрудного знака в
ознаменование 300-летия дома Романовых на Владимирской ленте
Протоиерей Василий Александрович Пробатов родился 26 декабря 1866
года (ст. ст.) в селе Игнатьеве Темниковского уезда Тамбовской
губернии (ныне Кадомский район Рязанской области) в семье
священника. В семье он был предпоследним, шестым ребенком: Как
впоследствии вспоминал отец Василий, семья очень нуждалась,
поскольку село было небогатым и доходы храма были невелики. В
раннем детстве он был очень слаб здоровьем,- как только он родился,
его поторопились окрестить, опасаясь возможной смерти, однако
Господь даровал ему долгую жизнь и сохранил его от многих напастей.
В семье отец Василий получил христианское воспитание. Твердую веру
и исповедание Христа он пронес до последних дней земной своей
жизни. Начальное духовное образование было им получено в
Касимовском духовном училище. Затем следует учеба в Тамбовской
Духовной Семинарии, а с 1887 года - в Московской Духовной Академии.
Ректором Академии в то время был архимандрит Антоний (Храповицкий),
в будущем митрополит Зарубежной Церкви, среди профессорского
состава можно упомянуть такие имена, как Е.Е. Голубинский, В.О.
Ключевский, М.Д. Муретов, Н.И. Субботин. Сокурсником о. Василия по
Академии был М.М. Тареев, дружеские отношения между ними
продолжались многие годы.
Глубокие богословские знания сочетались у отца Василия с твердой
ревностной верой. Аналитический склад ума и владение логикой,
широкий кругозор, позволявший ему легко ориентироваться в различных
областях знания - все это способствовало его деятельности
наставника и проповедника.
До самых последних дней он не переставал учиться, интересовало его
абсолютно все.
По окончании в 1891 году МДА Василий Александрович поступает
секретарем к Ф.Д. Самарину. Эта служба не приносила ему
удовлетворения, поскольку он видел свое будущее в священническом
служении. Перед молодым человеком вставала проблема брака,
поскольку он не счел для себя возможным избрать путь монашества.
Господу было угодно, чтобы его друг и сокурсник иеромонах Василий
(Греков) ввел его в дом настоятеля церкви святой мученицы Параскевы
в Охотном Ряду отца Сергия Маркова - уроженца Коломны. Там Василий
Александрович познакомился с племянницей жены отца Сергия, дочерью
священника Анной Вележевой. Между молодыми людьми возникло глубокое
чувство, и в 1893 году в день памяти святой равноапостольной
княгини Ольги отец Сергий венчал их в Тихвинском соборе г. Коломны.
Это событие в личной жизни Василия Александровича совпало с выходом
новых правил Министерства Народного Просвещения, по которым от
законоучителей старших классов гимназий требовалось академическое
образование.
В августе 1893 года Василий Александрович был рукоположен и с
начала учебного года становится законоучителем Коломенской мужской
гимназии, а с 1900 года и женской. Среди учеников отец Василий
пользовался большим уважением. Впоследствии, став взрослыми людьми,
многие его ученики не прерывали с ним связь, хотя среди них не все
впоследствии разделяли христианские убеждения.
Помимо службы в гимназиях отец Василий по заказам некоторых
издательств работает над переводом религиозно-философской
литературы, однако договоры носили довольно кабальный характер, и
переводы выходили без имени переводчика.
По воскресеньям отец Василий совершает службы одно время в
Успенском соборе, а затем в храме Воскресения Господня и произносит
проповеди, участвуя наряду с другими священниками в проведении
бесед, объясняющих богослужение.
Глубокое христианское смирение, осознание своей немощности и
недостоинства перед Богом сочеталось в отце Василии с твердостью
характера, независимостью, органическим неприятием лести и
заискивания перед власть имущими. В этих вопросах он был крайне
щепетилен. После перевода из Коломны в Смоленск директора гимназии
Д.П. Эльмановича, с которым у отца Василия сложились дружеские
отношения, и который высоко ценил отца Василия за его знания и
педагогический талант, начинаются конфликты между ним и
гимназическим начальством. Это приводит к его увольнению сначала из
женской, а затем и из мужской гимназии. Большинством педагогов и
учащихся увольнение отца Василия было воспринято с глубоким
сожалением. Об этом свидетельствует и прощальный адрес от имени
педагогов гимназии, и фотографии отца Василия в окружении учениц
гимназии. Эти фотографии были очень дороги отцу Василию, почти всех
учениц он помнил по именам. Когда при очередной уборке в доме кто-
то из семьи хотел эти фотографии, висевшие на стенах, убрать, отец
Василий просил не делать этого, поскольку для него было очень важно
видеть перед собой молодые лица девушек, которым он давал знания по
основам христианской веры.
Уход отца Василия из гимназии означал также и уход из системы
народного просвещения. В конце 1913 года состоялось его назначение
смотрителем Коломенского духовного училища, находившегося в
подчинении Управления учебных заведений Московской епархии, которое
в то время возглавлял епископ Анастасий, впоследствии ставший одним
из иерархов Русской Зарубежной Церкви и скончавшийся в сане
митрополита в 1965 году в США.
Деятельность отца Василия в должности смотрителя продолжалась до
закрытия училища в 1918 году. В то время в училище был весьма
сильный состав педагогов, из которых следует особо упомянуть А.А.
Пискарева, автора анонимно опубликованного труда «Слава
Богоматери», содержащего описание многих икон Божией Матери,
который был преподавателем русского языка, и преподавателя
арифметики и географии А.И. Снегирева. К сожалению, начавшаяся
Первая мировая война не дала возможности осуществить планы ремонта
и укрепления стен здания училища, которые специальной комиссией из
Москвы были признаны нуждающимися в укреплении. В дальнейшем, после
революции, здание использовалось под жилье, а в 1989 году передано
Свято-Троицкому Новоголутвинскому женскому монастырю.
Настоятелем Успенского собора г. Коломны в то время был тесть отца
Василия о. Николай Вележев, прослуживший в соборе с 1865 года.
Последние годы (скончался он в феврале 1920 года) пошатнувшееся
здоровье не давало возможности отцу Николаю совершать регулярные
службы и исполнять обязанности настоятеля. Отец Василий подменяет
его с конца 1917 - начала 1918 года, фактически исполняя
обязанности настоятеля, а в середине 1918 года по просьбе прихожан
собора назначается настоятелем.
Отношение отца Василия к событиям октября 1917 года определялись
органическим неприятием воинствующего атеизма. Отношение свое к
новой власти он никогда не скрывал и не пытался скрывать. 1918-1920
годы - пик проповеднической деятельности отца Василия. В своих
проповедях, ни в коей мере не допуская ни грубых выпадов, ни прямых
призывов к неповиновению властям, он твердо обличал сущность
безбожной власти. Происшедшее отец Василий рассматривал как Божне
наказание, как урок, данный Господом для исправления. По
свидетельству современников проповеди отца Василия вызывали особое
раздражение у руководителей коломенских большевиков, поскольку, не
давая повода предъявить обвинения в контрреволюции, ясно и доступно
показывали дьявольскую сущность безбожных идеи большевизма.
Естественно, что его неоднократно вызывали в «органы». Был случай,
когда отец Василий был вызван в известное московское учреждение на
Лубянке. Семья и сам отец Василий готовились к худшему. Происходило
это в день празднования иконе Божией Матери Знамение (27 ноября -
10 декабря). Как вспоминает впоследствии отец Василий, ожидая в
коридоре вызова в кабинет, он молился на видневшийся в окне храм.
Разговаривая с чекистом, он держался твердо. Вопросы касались
деятельности епископа Коломенского Феодосия (Ганецкого), которого
пытались обвинить в контрреволюционной агитации. Благополучный
исход вызова на Лубянку сам отец Василий и его семья всегда
объясняли заступничеством Царицы Небесной. День Знамения с тех пор
стал в семье особо памятным как день чудесного избавления от
смертельной опасности, и в этот день семья возносила благодарение
Господу и Пресвятой Богородице.
С самого момента захвата власти большевики создавали Церкви
невыносимые условия существования. Очень скоро после Октября власти
изъяли в Тихвинском соборе г. Коломны отопительный котел. В зимние
месяцы службу приходилось вести в насквозь промерзшем храме. Бывали
случаи, когда к Божественной литургии в храм приходило несколько
человек. Несмотря на такие условия, отец Василий служил
неукоснительно. В эти тяжелые годы особенно часто служились молебны
перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали», придел в честь
которой имеется в Тихвинском соборе. Особо умилительно в устах отца
Василия звучал тропарь «Утоли болезни многовоздыхающия души
моея...»
Можно смело сказать, что служение отца Василия в соборе было
подвигом исповедничества. Когда часть духовенства поддалась
соблазну обновленчества, отец Василий был тверд в следовании по
пути, определенном Святителем Тихоном. Отцу Василию выпала честь
встретить Святителя в Коломне и обратиться к нему с приветственным
словом.
В 1926 году произошли события, приведшие к уходу отца Василия из
Собора и прекращению его активного пастырского служения. Можно,
видимо, по-разному объяснять конфликт между ним и епископом
Феодосием (Ганецким), в том числе и столкновением характеров.
Скорее всего владыка придавал слишком большое значение атрибутам
внешнего почета, присущим его сану, а отец Василий проводил очень
четкую границу между выражением уважения к архиерею, как образу
Христа, и низкопоклонством перед человеком. Так или иначе, в 1926
году отцу Василию было запрещено служение в храмах Коломенской
епархии. Некоторое время он еще совершал службы в Троицком храме
Щурова, относившегося в то время к Рязанской епархии.
Вынужденный уход от пастырского служения воспринимался отцом
Василием весьма болезненно, но с твердостью истинного христианина.
С этого времени начинается то, что вполне может быть расценено как
подвиг. Отец Василий начинает огромную литературную работу,
продолжавшуюся почти до конца его жизни.
Им выполнены стихотворные переложения всех 150 псалмов, всех
четырех Евангелий, многих молитв и песнопений, в стихотворной форме
приветствовал он свою супругу, детей и ближних в дни семейных
праздников, в стихах излагал он свои мысли о Боге, об основах веры,
откликался на многие текущие события, давал им христианскую оценку.
Последовательно проводится им мысль о бесконечной благости Бога.
Почти три десятилетие продолжался этот труд без всякой, по-
видимому, надежды на то, что его результаты станут когда-либо
известны сколь бы то ни было широкому кругу читателей. Но что-то,
видимо, более высокое подвигало отца Василия на этот труд.
Отметим в заключение, что интересы его не замыкались в сфере
исключительно церковной. Он был очень интересным собеседником по
всем отраслям знания, обладал здоровым чувством юмора, любил жизнь
во всех ее проявлениях. Был наделен певческим даром, у него был
сильный тенор. По воспоминаниям его близких, его голос был далеко
слышен, когда он делал первые возгласы светлой заутрени на паперти
Тихвинского собора. Однако и светское пение не было ему чуждо,
особенно любил он русские и украинские народные песни.
До конца дней сохраняя ясность ума, после непродолжительной болезни
отец Василий Пробатов мирно скончался 8 сентября 1956 года и 11
сентября был погребен на кладбище г. Коломны.
Дальнейшие изыскания приводят к Школе №7 города Коломны,в музее
которой имеются две фотографии: первая аналогична этой же, только
священник сфотографирован с другой группой учениц, но на том же
самом фоне, а вторая - выпускная фотография, под которой однозначно
имеется фамилия священника, но которую невозможно прочитать из-за
низкого качества фотографии на сайте школы.
Как только мы узнаем фамилию, то сразу же обновим информацию здесь.
Новая информация: В нижнем ряду, третья слева - Шпейер Фаина
Григорьевна (1893-1977), похоронена в Коломне на Старом
Протопоповском кладбище. Именно ее отец Григорий Константинович
Шпейер возгласил мостостроительный отдел на Коломенском заводе
после смерти А.Е. Струве. |