Крейсер «Светлана» (фр. Svietlana) заложен 28 июня 1895 года в Гавре
(Франция). Спущен на воду в декабре 1896 года. 21 марта 1898 года
крейсер вступил в строй.
Строился как яхта великого князя Александра Михайловича, главы
морского ведомства. Участвовал в Русско-японской войне 1904-05.
Входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.
В Цусимском сражении 14 мая 1905 года корабль получил тяжелые
повреждения, 15 мая погиб в бою с японскими крейсерами.
В честь корабля погибшего в Цусимском сражении был назван крейсер
заложенный 11.11.1913 на Русско-Балтийском заводе.
ЭКИПАЖ
• Командир - Капитан 1 ранга С.П. Шеин
• Старший офицер - Капитан 2 ранга А.А. Зуров
• Ревизор - Лейтенант П.П. Сонцов
• Минный офицер - Лейтенант Л.В. Воронец
• Старший артиллерийский офицер - Лейтенант Д.Г. Барков 1-й (с
21.09.1904)
• Младший артиллерийский офицер - Лейтенант А.А. Армфельдт 2-й
• Старший штурманский офицер - Лейтенант В.В. Дьяконов
• Младший штурманский офицер - Мичман Г.М. Граф Нирод
• Вахтенный начальник - Лейтенант А.Е. Арцыбашев
• Вахтенный начальник - Лейтенант А.В. Вырубов 2-й
• Вахтенный начальник - Мичман, с 06.12.1904 Лейтенант Д.П.
Толстой
• Вахтенный офицер - Мичман В.Е. Картавцев
• Вахтенный офицер - Прапорщик по морской части Н.Д. Свербеев
• Старший судовой механик - Подполковник К.И.М. А.П. Петров 2-
й
• Помощник старшего судового механика - Штабс-капитан К.И.М.
И.И. Деркаченко
• Младший судовой механик - Поручик К.И.М. Г.М. Хоментовский
• Младший судовой механик - Поручик К.И.М. С.Р. Невяровский
• Младший судовой механик - Прапорщик по механической части
М.И. Агатьев
• Младший судовой механик - Прапорщик по механической части
Д.Ф. Михайлов
• Судовой врач - Коллежский советник Н.И. Карлов
• Судовой священник - Иеромонах отец Федор (Хандалеев)
Крейсер I ранга "Светлана" был построен в 1895 - 1898 годах во
Франции, в городе Гавр, на судостроительном заводе фирмы "Форж
э'Шантье" по заказу морского министерства России, заказавшего
вооруженную яхту для генерал-адмирала великого князя Алексея
Александровича.
2 октября 1895 года кораблю было присвоено имя "Светлана". Через два
месяца, 25 ноября, состоялась официальная закладка крейсера.
Вешкурцев Пётр Филимонович – кораблестроитель, участник русско-
японской войны, начальник Балтийского судостроительного завода,
участвовал в разработке и конкурсе на лучший проект небольших
быстроходных бронепалубных крейсеров (проект получил третью премию),
по типу которых иностранным фирмам были заказаны крейсеры «Боярин» и
«Светлана», был командирован в Гавр (Франция) на судостроительную
фирму «Форж э Шантье деля Медитерранне», наблюдающим за постройкой
крейсера 1 ранга «Светлана».
Спуск корабля был произведен 24 сентября 1896. А в сентябре 1897
года "Светлана" впервые вышла в море на ходовые испытания.
Заключительные испытания состоялись 22 марта 1898 года. Из Гавра
крейсер направился в Средиземное море, в Тулон. В этом рейсе
выявилась недостаточная остойчивость корабля, и в Тулоне в днищевый
набор было уложено 80 т чугунных чушек.
Требование довести скорость корабля до 18 узлов привело к тому, что
в сентябре 1893 года старший судостроитель Э. Е. Гуляев представил
на рассмотрение МТК два проекта с водоизмещением уже 1560 и 2800 т.
К тому времени Великий князь высказал ещё одно пожелание – построить
для него яхту, которая могла бы сопровождать в море императорскую
яхту «Полярная звезда». Боевая ценность корабля при этом уже не
играла первостепенной роли. В итоге водоизмещение будущей «яхты»
увеличили до 4000 т, и корабль получил статус крейсера 1-го ранга.
В марте 1895 года победителем конкурса был признан проект
французской фирмы «Форж и Шантье», находившейся в Гавре. В качестве
прототипа для проекта «Светланы» был выбран французский
бронепалубный крейсер 2-го класса Catinat, заложенный на одном из
заводов фирмы в феврале 1894 года. Стоимость контракта составляла
685 000 франков. Сдать корабль французские инженеры должны были к 8
октября 1897 года.
Во внешнем облике крейсера безошибочно угадывалось влияние
французской кораблестроительной школы – скруглённый, сильно
выдающийся вперёд таран, ярко выраженная «седловатость» корпуса в
носовой части, а также квадратные окна вместо круглых иллюминаторов.
Корабль имел стальной клёпанный трёхпалубный корпус. В средней его
части под машинными и котельными отделениями имелось двойное дно,
разделённое на шестнадцать отсеков. Форштевень и ахтерштевень
изготавливались из бронзы. Стальная обшивка в подводной части
полностью зашивалась досками из тика в один слой, а между деревянной
и стальной обшивкой имелся слой войлока. Поверх досок настилалась
обшивка из листов красной меди толщиной 0,8 мм (чтобы подводная
часть корпуса не обрастала ракушками и водорослями во время плавания
в тёплых морях), а в носовой части под клюзами – 2 мм. Ниже броневой
палубы шесть водонепроницаемых переборок делили корпус на семь
отсеков.
Единственной защитой крейсера от вражеских снарядов была броневая
палуба, имевшая покатую (или, как тогда говорили, «карапасную»)
форму, что было очень распространено в кораблестроении того времени.
При изготовлении бронепалубы использовалась особо мягкая броневая
сталь, её толщина в горизонтальной части составляла 25 мм, в верхней
части скоса – 50 мм, в нижней – 25 мм. Вентиляционные шахты и шахты
подачи боеприпаса защищались 25-мм бронёй на всю высоту межпалубного
пространства. Толщина стенок боевой рубки составляла 100 мм, её
крыши – 25 мм.
По проекту вооружение крейсера должно было состоять из шести 152-мм
орудий Канэ и десяти скорострельных 47-мм пушек Гочкиса. Носовое и
кормовое орудия главного калибра размещались на верхней палубе по
диаметральной плоскости корабля. Бортовые орудия устанавливались на
спонсонах и располагались на батарейной палубе. Стоит отметить, что
бортовые орудия находились довольно близко к воде, что затрудняло
стрельбу при волнении моря. Все 152-мм орудия спереди и с боков
закрывались щитами с целью защиты комендоров от мелких осколков, а
также брызг и ветра. Боезапас орудий главного калибра составлял 810
снарядов (по 135 на ствол). Снаряды подавались к орудиям носовой
группы с помощью двух элеваторов: один из них подавал снаряды на
батарейную палубу, другой – на верхнюю. К кормовым орудиям снаряды
также подавались двумя элеваторами, причём элеватор ютового орудия
также поднимал патроны к 47-мм пушкам. Масса снарядов главного
калибра составляла 41,5 кг, а дальность стрельбы при угле возвышения
11,1° – 60 кб. Практическая скорострельность могла достигать 4
выстрелов в минуту.
Четыре из десяти 47-мм пушек устанавливались на батарейной палубе,
по две на борт. Стрельба из них велась через небольшие порты,
прорезанные в борту. Остальные пушки располагались на верхней
палубе: четыре – на крышах спонсонов орудий главного калибра; ещё
два – на верхней палубе. По проекту боезапас составлял 6000
патронов, фактически же в погребах находилось 8300 патронов (по 830
на орудие). Масса снаряда составляла 1,5 кг, скорострельность – 15
выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы – 25 кб.
Интересно, что в проекте крейсера существовала возможность установки
дополнительных восьми орудий – для этого верхняя палуба была усилена
в соответствующих местах.
По проекту минное вооружение корабля состояло из четырёх надводных
минных аппаратов, стрелявших 381-мм минами (торпедами) длиной 5,52 м
и массой 455 кг. Два из них должны были размещаться на носу и корме,
остальные – на батарейной палубе. Однако в ходе постройки корабля от
носового и кормового аппаратов решено было отказаться.
Электроэнергию вырабатывали пять паровых динамо-машин, выдававшими
ток силой в 320 А и напряжением 100 В производства завода «Сотер-
Харле». Основными «потребителями» электричества на корабле являлись
элеваторы подачи боезапаса, прожекторы и лампы освещения. В
изначальном проекте часть динамо-машин располагалась в носу, а часть
в корме корабля. Однако издаваемый ими шум вызвал недовольство
Алексея Александровича, и по его приказу кормовые динамо-машины были
перенесены к носовым. Таким образом, при затоплении всего лишь
одного отсека крейсер полностью лишался электроэнергии. В дальнейшем
эта ошибка сыграла свою роль в гибели крейсера.
Жилые помещения крейсера были рассчитаны на 287 членов экипажа (11
офицеров, 6 унтер-офицеров, 270 нижних чинов), а также на генерал-
адмирала и его свиту из 13 человек. Традиционно жилые помещения для
матросов находились в носовой части крейсера, а офицерские каюты – в
кормовой. Поскольку корабль предназначался, в первую очередь, для
Великого князя Алексея Александровича, на его борту имелись
роскошные апартаменты, занимавшие значительную часть кормовых
помещений. Отделка апартаментов выполнялась из ценных пород дерева с
применением мрамора, позолоты и персидских ковров. |