К портрету Доры Строевой
Анна Андриенко
Сейчас даже такому знатоку цыганской песни, как составитель справочника «Русский шансон: люди, факты и диски» Михаил Дюков, о Доре Строевой известно совсем немного:
«СТРОЕВА ДОРА – исполнительница русских и цыганских песен и романсов, начинала свою карьеру предположительно в Москве, возможно, что в ресторане «Яр». В годы гражданской войны Дора Строева эмигрировала во Францию. В 1930-х годах выступала и была популярна в Париже в русских ресторанах Монмартра»…
Ни даты рождения, ни фактов биографии. Жизнь длиною в сценический номер. Дальше занавес. Однако, по информации сайта Большой Русский Альбом, «Дора очень хорошо пела, бывала на светских раутах в М.И.Д., где работали Сергей Жуковский, Мартинович, Юдин, Похитонов, и прочие интересные люди.
В 1908 году Сергей Жуковский с ней играл в театре Суворина. Она пела, он аккомпанировал. Она должна была стать женой Сергея, но не случилось этого. Она из древнего дворянского рода, кстати, так же, как и Сергей Жуковский. Их род начинается от Мирзы, как и у Огарева».
Удалось найти ссылку на пластинку с романсом «Эй, ямщик, гони-ка к Яру» в исполнении Доры Строевой 1930-1931 гг. Композитор Евгений (А.?) Юрьев, слова Б.Андржиевский (А.Обухов?), аккомпанирует на фортепиано Л.Гончаров: www.russian-records.com/details.php
Благодаря рецензии А.Беляева, опубликованной в «Смоленском вестнике», есть возможность установить точную дату концерта Доры Строевой в Смоленске ‒ 10 октября 1913 года. А также составить представление об артистке, имя которой сегодня почти забыто.
Александр Беляев. «Концерт Доры Строевой». «Смоленский вестник», 12.10.1913, № 227:
<...>Плохую услугу оказывают Доре Строевой те, которые аттестуют ее как заместительницу Вяльцевой. Строева не обладает ни темпераментом, ни стилем Вяльцевой. И потому, если ее сравнивать с Вяльцевой, это сравнение слишком не в пользу г-жи Строевой. Но это еще не значит, что Строева плохая певица. Она лишь плохо подражает Вяльцевой и, прежде всего, потому, что делает насилие над своею индивидуальностью, очень различной от индивидуальности Вяльцевой. Нам кажется, к такому подражанию артистке нет и надобности, Вместо плохой копии, она сама может быть очень недурным оригиналом. А для этого ей надо отказаться от жанра и стиля «несравненной». У Доры Строевой есть данные, чтобы выработать свой стиль и свою художественную индивидуальность, но этот стиль будет весьма далек от стиля Вяльцевой.
У Доры Строевой очень хорошие голосовые средства по качеству и по силе звука. Почти овладела артистка и техникой пения. Правда, своеобразные хроматизмы цыганского пения недостаточно «гладки», но эти «кунштюки» достигаются или трудным путем технических упражнений или пресловутым «нутром». А последнее как раз из природных данных артистки.
В настоящее время трудно определить, в какие индивидуальные формы сложится дарование артистки. Пожалуй, ближе всего ей лирика и элегия, но никак не жгучая страсть. В «песнях страсти» у нее все чужое: и жесты, и вздохи, и намеки. Пожелаем артистке скорее «найти себя» и забыть о Вяльцевой. Каждое дарование есть неповторяющееся явление. Только оставаясь Дорой Строевой, артистка может стать равноценной своему теперешнему идеалу.<...>
Фотография Доры Строевой из альбома Виктора Дзевановского, Санкт-Петербург/Большой Русский Альбом