На сайте вы можете: создать собственную страницу, добавлять и редактировать фотографии и тексты;
просматривать Галерею сайта и страницы других участников проекта в полноформатном режиме;
вести пофамильный, хронологический, а также географический (по месту съёмки) поиск, пользуясь поисковым
фильтром;
обмениваться сообщениями с другими участниками проекта с помощью внутренней почты сайта;
получить полезные сведения и рекомендации по генеалогическому розыску;
стать одним из авторов общенациональной биографической фототеки, а также участником программы «Вся Россия в
лицах и биографиях».
Присоединяйтесь!
Перепечатка материалов раздела Публикации допускается только с разрешения редакции проекта. Ссылка на «Большой Русский Альбом» обязательна
|
Публикации
Забытое имя
Валерий Антипин, Первоуральск
«Забытое имя: Иван Панов. История начинается…» - Так называется выставка, посвященная 110-летию уральского советского писателя И.С.Панова, которая открылась в музее книжной культуры и литературной жизни Верхнекамья «Алконост» (г. Березники Пермского края, Советский проспект, д. 20).
В начале семидесятых годов в букинистическом отделе книжного магазина, который до сих пор работает в Березниках на пересечении Советского проспекта и улицы Карла Маркса, купил я толстый, зачитанный том сочинений Ивана Панова. Приобрел его, конечно, не случайно. К тому времени я уже знал, что старшая сестра моего отца – Ольга – была женой этого писателя. Прочитал его роман «Урман», рассказы, критико-биографический очерк. Отметил, что поженились они с моей тетушкой в 1920 году в Усолье, где он был уездным военкомом. Потом служил в Перми. Был ранен. Комиссован. Окончил Урало-Сибирский коммунистический университет ил. В.И. Ленина (Свердловск). Работал зам. редактора газеты «Северянин» в Тобольске. Переехал в Свердловск. Руководил писательской организацией Урала. Был делегатом Первого Всесоюзного съезда Союза Советских Писателей. Добровольно ушел на фронт и погиб под Сталинградом в сентябре 1942 года.
Он работал с П.П.Бажовым, дружил с А.П.Бондиным, встречался с Мате Залкой и Анталом Гидашем. В справочниках «Писатели Урала» и «Писатели Среднего Урала» ему отведено по несколько страниц. О нем оставили прекрасные воспоминания Константин Бологлюбов и Елена Хоринская.
Словом, для меня он был скорее не родственник, а классик. Поэтому мне и в голову не могло прийти заняться изучением биографии Ивана Степановича. Работал я начальником производственно-технического отдела строительно-монтажной организации и в свободное время составлял родословную своей семьи, «ушел корнями» до 1710 года…
Каждый год мы с семьей приезжаем в отпуск в Березники. Бываем в Усолье и Пыскоре, Орле и Соликамске. Березниковцы знают, что в наши места приезжали Немирович-Данченко и Решетников, Чехов и Пастернак, Мандельштам и Шаламов. В 1932 году вышла книга Константина Паустовского «Великан на Каме». А в 1933-м – книга Ивана Панова «История начинается…» о Березниковском химкомбинате. Но если о Паустовском в Березниках знают, наверное, все, то о Панове – никто. Времена и события последних десятилетий изменили, а порой и стерли из памяти наших современников многие имена.
Так сложились обстоятельства, а может быть, просто время пришло, но в марте 2009-го года я решил попытаться найти какие-нибудь документы и восстановить некоторые даты, связанные с пребыванием писателя в Усолье и Березниках. Не замахиваясь на исследование творчества писателя, я поставил перед собой весьма скромную задачу: в год 110-летнего юбилея прозаика совместно с Березниковским историко-художественным музеем им. И.Ф.Коновалова (далее – БИХМ) оформить небольшой информационный стенд. И, конечно, в первую очередь обратился к сыну писателя, моему двоюродному брату. Виктор Иванович всю жизнь проработал на Уралмаше, до сих пор преподаёт в Уральском государственном техническом университете им. Б.Н.Ельцина, подготовил докторскую диссертацию, написал две книги воспоминаний об отце. Много лет поддерживает он дружеские отношения с Объединенным Музеем писателей Урала (далее – ОМПУ).
Главный хранитель ОМПУ Елена Константиновна Полевичек предоставила документы из фонда № 8, приняла активное участие в подборе материалов о жизни и творчестве Ивана Панова. Первый документ, на который я обратил внимание, было удостоверение от 30 мая 1930 г., «выданное члену Уральской Ассоциации пролетарских писателей в том, что он командирован в Березниковский комбинат и солеваренные заводы в целях изучения производства и собирания материалов о труде и быте рабочих для литературно-художественных произведений, законтрактованных ГОСИЗДАТОМ РСФСР и лит.-худож. журналом «РОСТ». К этому времени я уже знал, что в фондах БИХМ хранится это редкое издание книги «История продолжается…». И это удостоверение как нельзя лучше дополняло книгу. Но то, что я нашел далее, превзошло все мои самые смелые ожидания! Обычная канцелярская папка, в которую были вшиты различные удостоверения, мандаты, справки с 1918 до середины 20-х годов. Листы бумаги, которые носил будущий писатель в карманах и сумках, в жару и в стужу, доставал и убирал, многократно складывал вдвое-вчетверо…
Большинство людей не хранят такого рода документы. Обычная история: сначала кажется, что может быть в этих бумажках ценного? Кому они нужны? И так все помню и знаю. Проходят годы, десятилетия и никто уже не может вспомнить о том, когда что было. А когда уходят последние свидетели и участники событий, то оказывается, что об этом уже не помнит никто. На мое и наше счастье эти документы сохранились. Правда, в ветхом состоянии. Даже сканировать страшно. Пришлось переснять на цифровую камеру. Отпечатать. А когда разложил в хронологическом порядке, то открылся целый забытый пласт жизни наших отцов и дедов:
Сентябрь 1919 г. – Пермским губернским военным комиссариатом Панов И.С. направлен инстуктором-организатором Усольского уездного военного комиссариата.
24 декабря 1919 г. – переведен на должность начальника Агитпросвета.
17 января 1920 г. – назначен начальником политотдела Усольского гарнизона.
29 января 1920 г. – выбран делегатом на 4 Усольскую уездную конференцию Р.К.П. (б).
8 сентября 1920 г. – направлен от Усольского уездвоенкомата в Пермь на губернский съезд политработников.
21 марта 1921 г. – отозван в распоряжение Пермского Губвоенкома и назначен помощником Уездвоенкома Перми.
Какие только задания ему не приходилось выполнять. 4 декабря 1919 г. отдел народного образования Усольского уездного исполкома выдает мандат № 3542: «Дан сей гр. Ивану Степановичу Панову в том, что ему поручается проверять дела столов Нар. Образов. и культурно-просветительных организаций в Усольском уезде» (здесь и далее сохранена орфография документа – А.В.).
15 января 1920 г. Усольский уезный комитет Р.К.П.(б) «командирует Панова в Романовскую волость по делу выборов сельских волостных Советов и Исполкомов».
31 августа 1920 г. «начальник политико-просветительного отдела Усольского гарнизона направлен в Пермь для получения музыкальных инструментов для духового ортестра и выяснения вопросов, касающихся организации полит.-отдела».
Время было неспокойное: «Дано настоящее удостоверение Уездкомом Партии на право ношения оружия системы «Бульдог» за № 3134 тов. Панову в том, что он зарегистрировал оружие в Уездпарткоме с 23 января 1920 г. Основания Ц.К.П. ни к какому отобранию оружие не подлежит со стороны кого-либо, что и удостоверяется».
18 августа 1920 года Усольский отдел народного образования направляет Извещение № 6372: «Драматическая п/секция театральной секции Усолнардома извещает Вас, что Вы согласно постановления заседания вышеназванной п/секции от 11/VIII с/г назначены постоянным актером при Совнардоме, а потому по первому требованию президиума обязаны явиться на репетицию».
20 августа 1920 г. Усольский уездный комитет Российской Коммунистической Партии (большевиков) выдает мандат № 2304: «Предъявитель сего член Усольского Укома Р.К.П.Б. сим командируется в пределах Усольского уезда в качестве политического представителя при отряде, а потому пользуется всеми правами такового. Имеет право на мобилизацию членов Р.К.П. по его усмотрению для работ на него возложенных, а также созывать собрания активных работников, контроля всех советских и партийных организаций. А в случае обнаружения каких-либо преступлений и непроявления активной деятельности должностных лиц смещать таковых вплоть до ареста и препровождения в уездный центр, заменять на новых по его усмотрению, проверять документы: у всех граждан и должностных лиц, что подписью и приложением печати удостоверяется. Всем советским учреждениям, а также военным и партийным организациям предлагается тов. Панову оказывать всяческое содействие».
На листе бумаги с типографской надписью «Кредитъ», вырванном из дореволюционной банковской книги, отпечатано удостоверение № 414 от 16 января 1921 г.: «Предъявитель сего пом. уездвоенкома усольского тов. ПАНОВ везет секретные документы и дела а потому его вещи обыску не подлежат, что и УДОСТОВЕРЯЕТСЯ»…
Предыдущие исследователи, конечно, читали эти документы, но в первую очередь уделяли внимание творчеству писателя, а усольскому периоду отводили в лучшем случае пару абзацев.
О том, как идея из небольшого информационного стенда постепенно превращалась в выставку, которая стала сенсацией для города, можно было бы рассказывать долго. Я остановлюсь только на одном эпизоде, который меня поразил.
За пару месяцев до открытия звоню Коржавкиной Л. Ф., моей однокласснице, а ныне заведующей художественной галереей БИХМ и заслуженному работнику культуры РФ. Между нами пятьсот километров.
- Лариса Федоровна, у меня было видение.
- ?!!
- Мне вспомнилось, что я читал твою статью о художнике по фамилии Лехт, который рисовал строительство Березниковских заводов в 30-х годах. Пару его работ, мне кажется, украсили бы нашу выставку. Оба, художник и писатель, писали об одном и том же, но каждый по-своему. Хорошо бы что-нибудь такое индустриальное…
Приезжаю в Березники за неделю до открытия. Под экспозицию отведен небольшой зал. Основные черты уже видны. Но работ Лехта пока нет.
- Я думаю, надо выставить два портрета ударников.
- ?!! – приходит моя очередь удивляться. – Какие портреты, какие ударники! – начинаю кипятиться я. – Даешь индустриализацию!
- Я думаю, – мягко успокаивает меня Лариса Федоровна, – сюда они очень подойдут. Эти портреты мы выставляли всего один раз. А «индустриализация» есть в «Уральской советской энциклопедии» за 1933 год.
Чтобы никого лишний раз не беспокоить, я решил просто переснять всю книгу «История начинается…» на свою цифровую камеру. Увидел закладку в начале книги и вопросительно посмотрел на Ларису Федоровну:
- Твоя?
- Закрутилась, никак не могу прочитать, – посетовала она.
День, с его бесконечными хлопотами закончился. Наконец-то можно спокойно почитать. Страница 66. Глазам своим не верю: «Ардуановская бригада чернорабочих (Мирсаид Ардуанов, а это именно он изображен на портрете. – А.В.) – это коллектив храбрецов-энтузиастов – татар. Они брались за самую черную, грязную работу. И не было случая, как мне помнится, чтобы за полтора года хоть один из них прогулял один день. Эти люди пришли сюда с пашен, из колхозов. За работу на стройке они по праву получили почетную грамоту, переходящее знамя, а сам Ардуанов – орден трудового знамени».
Та же история с другим портретом. Идеальное совпадение работы художника и текста писателя! Едва дождался утра. И хотя заранее знаю ответ, но все-таки звоню:
- Ты ведь книгу раньше не читала? Как же ты смогла так точно угадать?
- Магнетизм, наверное… - Вот так просто, за шутливым ответом скрывается опыт десятилетий, знания, талант.
Наступил день открытия выставки. Все прошло даже лучше, чем можно было мечтать: приехали оба сына писателя из Екатеринбурга и племянницы из Березников и Соликамска, фотокорреспонденты и журналисты, телевидение и руководители пресслужб ведущих предприятий, березниковский поэт Юрий Марков, друг Алексея Решетова и переводчик из Германии Тамара Шрайер. И даже три девушки как в советские времена прочитали литмонтаж о творческом пути писателя.
Официальное открытие состоялось в три часа, но народ все шел и шел до самого закрытия музея. Заместитель директора по связям с общественностью ОАО «Уралкалий» Наталья Вербицкая смогла прийти только в шесть часов.
- Давай рассказывай – потребовала она. И я сам с удовольствием провел эту экскурсию. Это был настоящий праздник!
Выставка проходит в музее имени Ивана Федоровича Коновалова. Я хорошо помню, что мы с отцом не раз приходили к нему в гости. Встречались ли когда-нибудь два Ивана – Коновалов и Панов? Спросить, увы, уже некого. Документальных данных этой встречи (или встреч) у меня нет. Но я вполне допускаю, что она, хотя бы раз, могла состояться. А почему бы и нет? Согласно командировочному удостоверению, Панов находился в Березниках с 5 июня по 8 августа 1930 года. Несомненно, что он не раз бывал в гостях у своих тестя с тещей в Усолье. Мой отец в это время жил с родителями и, конечно, с ним тоже общался. Всю жизнь он дружил с Г.И.Мельниковым, а тот в свою очередь – с И.Ф.Коноваловым. Я думаю, что Иван Федорович не мог не встретится со «столичным» писателем. Панов к тому времени уже возглавлял отдел культуры в газете «Уральский рабочий», создал первый «толстый» журнал на Урале «Рост», руководил Уральской ассоциацией пролетарских писателей.
Не знаю, и не буду предлагать версии возможных разговоров и бесед, но в фондах ОМПУ я прочитал еще один интересный документ. В 1938 году между Пановым и Свердловским издательством был подписан договор на книгу «Соль Камская» с кратким содержанием «об истории и современной жизни Усолья, Березников, Соликамска». К сожалению, ни в рукописях, которые хранятся в ОМПУ, ни в других материалах упоминания об этой книге пока не найдены. Может быть, она так и не была написана или ее рукопись просто не сохранилась.
Я очень рад тому, что одновременно в музее встретились и так удачно дополнили друг друга две выставки. Одна посвящена другу моего отца Георгию Ивановичу Мельникову «Дороги военных журналистов: воспоминания Г.И. Мельникова». Вторая, как уже было сказано выше, юбилею И.С.Панова. Никто специально не планировал их одновременного проведения. Как после этого не поверить в счастливую случайность?
|