«Привет из Бийска!»
Становление фотодела в Бийске в конце XIX – начале ХХ вв.
Павел Коваленко, Бийск
Зародившись в Англии и Франции в 1839 г., фотография с первых дней своего существования стала известна и в России. Не был исключением и уездный город Бийск Томской губернии.
Появление массовой фотографии в истории Бийска относится к началу 1880-х гг. Это связано с приездом в город путешествовавших по стране фотографов и, как следствие, открытием первых фотостудий.
Во время Генеральной проверки торговых и промышленных заведений Бийска в 1897 г., проведенной Бийской Городской Управой, была учтена и «Фотография в доме Дарьи Ивановны Елисеевой». Запись об этом имеется в специальном журнале, который хранится в Центре хранения архивного фонда Алтайского края в Барнауле. Среди 257 учтённых городских заведений фотография записана под № 171.
Заведение принадлежало маловышерскому мещанину Николаю Александровичу Ермолину. Из документа следует, что ателье находилось в деревянном помещении около дома, с одним наружным выходом. Промысел производился по билету 2-й гильдии от 9 января 1897 г., выданному за № 373. Сумма годового оборота заведения составляла 1000 рублей, а сумма полученной с него чистой годовой прибыли – 15 рублей. Низкий доход и жёсткая конкуренция, судя по всему, привёли к закрытию этой фотостудии уже в конце ХIХ в.
До того, как избрать постоянным местом пребывания Алтай, фотография Ермолина – «проездом из Санкт-Петербурга» – побывала в некоторых других городах (в частности, удалось обнаружить фотоснимок, сделанный Ермолиным в бывшей столице Сибири – Тобольске).
Первым профессиональным фотографом Бийска по праву следует считать Виктора Людвиговича Шаниора. В 1883 г. В.Л.Шаниор открыл в собственном доме по Троицкой ул. (ныне ул. Толстого) одну из первых городских фотостудий. 26 мая 1897 г. предприятие было учтено во время Генеральной проверки торговых и промышленных заведений: в учётном журнале под № 183 значится «Фотография при доме Шаниор».
Заведующим заведения значился «томский мещанин Виктор Людвигович Шаниор». В архивном документе сказано, что фотография находится в деревянном помещении с одним наружным выходом. Промысел производился по выданному билету 2-й гильдии от 7 января 1897 г. за № 239. Сумма годового оборота составляла 400 рублей, а сумма полученной с заведения чистой годовой прибыли – 200 рублей.
Шаниор принимал заказы на всевозможные размеры фотографий. Студия работала ежедневно с 7 часов утра до 4-х вечера, а выдача фотографий производилась до 7 часов вечера.
Виктор Людвигович сделал несколько десятков тысяч снимков жителей Бийска и уезда, по его негативам в начале ХХ в. выпускались почтовые открытки с видами Бийска. Фотография В.Л.Шаниора считалась лучшей в дореволюционном Бийске и в 1909 г. была удостоена серебряной медали.
Фотографии Шаниора отличались высоким качеством исполнения и особым профессионализмом мастера. Многие семьи бийского купечества, чиновников, священнослужителей и интеллигенции предпочитали другим студиям фотоателье Шаниора. Об этом свидетельствуют коллекции сохранившихся фотопозитивов в музеях города и частных собраниях. Фотоаппарат Шаниора запечатлел чету почётных потомственных граждан, купцов 1-й гильдии Алексея Фёдоровича и Елену Григорьевну Морозовых, епископов Бийских Макария (Павлова) и Иннокентия (Соколова), виды дореволюционного Бийска, учащихся и педагогов учебных заведений города...
С 1916 года Шаниор ввёл нумерацию фотографий формата «кабинет-портрет». Этикетка с порядковым номером крепилась во время съёмки к элементам декорации (столикам и др. предметам). Подтверждением служит фотография из фондов краеведческого музея школы № 4 Бийска (инв. № 160 О.Ф.) от 11 мая 1916 г. с № 733. Заметим, что фотография из личной коллекции краеведа П.Коваленко, датированная 23 июля 1917 г., числилась уже под № 2210.
Фотографии с оттисками фамилии Шаниора на паспарту хранятся в музеях, государственных и личных архивах Алтайского края, а также далеко за пределами Сибири.
Профессиональным фотографом Бийска конца ХIХ - начала ХХ вв. был И.А.Зилотин. Он содержал фотоателье по Успенской (ныне Советской) улице, 24 – в двухэтажном деревянном здании (снесено в начале 1990-х гг.). Фотоателье под названием «Художественная Центральная фотография И.А.Зилотина» пользовалась большой популярностью среди основной массы бийчан. Зилотин фотографировал жителей Бийска и Бийского уезда, гостей города. Им «выполнялись заказы: на большие размеры, служебные, юбилейные и ученические составные и виньеточные группы, увеличения от 4 до 25 рублей (за портрет натуральной величины)»…
В начале ХХ века Зилотин (как и Шаниор) ввёл нумерацию фотографий формата «кабинет-портрет» и салонного размера на твёрдом картонном паспарту. Порядковый номер наносился на готовый негатив и при печати просматривался на позитиве. Номер имелся более чем на десяти тысячах снимков. Предлагал Зилотин и услугу увеличения портретов до натуральной величины, практиковал изготовление фотографий в тоне сепии. Большое число фотографий с оттисками его фамилии на паспарту и обороте позитивов сегодня хранятся в музеях, государственных и семейных архивах жителей Алтайского края.
Особый интерес и много вопросов вызывает фотография, датированная 23 февраля 1916 г., выполненная в тоне сепии в мастерской И.А.Зилотина (принадлежность установлена по оформлению декорации). На лицевой стороне в нижнем правом углу проставлен № 1245 П. Портретная фотография молодого мужчины отпечатана на стандартной фотобумаге с почтовой сеткой на обороте и имеет надпись: «От искр. Пред. Друга. На Добрую память Дорогому другу Максиму Григорьевичу Бабанову», выполненную тёмными чернилами. В нижнем левом углу – оттиск синего цвета именного штампа с фамилией «Александр Алексеевич Осокин». Таким образом, можно предполагать, что в мастерской Зилотина работал ещё один фотограф – А.А.Осокин.
Известным городским фотографом начала ХХ в. был и П.И.Афанасьев – автор нескольких десятков тысяч снимков. «Фотография Афанасьева» была удостоена Высочайших благодарностей, о чём свидетельствуют надписи на обороте паспарту.
Ателье Шаниора, Зилотина и Афанасьева использовали самые качественные фотоматериалы. Они заказывали паспарту известнейшим фотографическим фирмам – Иосифа Покорного и И.К.Гек в Москве, И.Скамони в Петербурге. Основную часть паспарту отличало высокохудожественное оформление: всевозможные виньетки, логотипы фотографов и производителей паспарту, на обороте – медали с портретами изобретателей фотографии, иллюстрации с изображением музы фотографии с пальмовым венцом (у Афанасьева), фотоаппаратов, живописных картин природы (у Шаниора), надписи местонахождения фотоателье, награды… Закупались и типовые паспарту. При их использовании Шаниор и Зилотин ставили на обороте именные штампы (на фотографиях Шаниора выявлены две разновидности оттисков штампов, у Зилотина – одна).
Кроме того, названные мастерские отличались изысканными декорациями и оригинальностью фотокомпозиций.
Немалый вклад в увековечение и сохранение типов сотен бийчан сыграли путешествовавшие по стране фотографы-передвижники. Среди них был А.Б.Скварчинский. Фотографии Скварчинского хранятся в личных архивах бийских краеведов А.Г.Бошкова, И.Ф.Шевцовой...
Жителем Екатеринбурга, профессиональным художником и фотоколлекционером Виталием Васильевичем Шитовым в 1990-х гг. были выявлены и приобретены на Урале два портрета фотографии Дюкова в Бийске. По надписям на обороте удалось датировать приезд фотографа в Бийск – 1890 год.
Основная часть дореволюционных фотографий выпускалась в формате «кабинет-портрет», некоторые – в формате «визит-портрет». Реже использовался крупный «салонный» размер и узкий прямоугольный «американский» формат. Значительная часть фотографий наклеивалась на паспарту, которые как правило отличались высокохудожественным исполнением.
В начале ХХ в. бийские фотографы часто использовали нововведение – печатали фотографии на специальной фотобумаге, имевшей на оборотной стороне почтовую сетку. Такую фотографию с надписью на обороте «Почтовая карточка» или «Открытое письмо» можно было отправить по почте, предварительно наклеив в верхнем правом углу почтовую марку. Наличие специальной почтовой сетки позволяло в левой части писать послания, а в правой – данные адресата.
Фотоаппаратами и фототехникой торговал в Бийске магазин «Товарищества братьев Невоструевых», который находился в первом этаже здания по Успенской (ныне Советской) ул., 6. Товарищество занималось также выпуском фотооткрыток с видами Бийска. Печать открыток осуществлялась акционерным обществом Гранберг (Стокгольм).
Одни из первых видовых фотографий Бийска (улицы, базар) были сняты Н.А.Ермолиным в 1890-х гг. По его фотографиям в 1900–1902 гг. и были отпечатаны первые открытки с видами города. В начале 1910-х гг. выпускались открытки по фотографиям И.А.Зилотина, Скварчинского, В.Л.Шаниора.
Со временем семейные фотоальбомы сделались непременной принадлежностью быта бийчан. Фотография сопровождала людей в продолжение всей жизни. Снимки оставались знаками памяти о близких, друзьях, дорогих людях. Однако личный фотоаппарат в дореволюционном Бийске был для значительной части горожан предметом роскоши.
Одним из фотографов-любителей досоветского Бийска был Петр Григорьевич Васильев. Родился он в 1875 г., происходил из крестьян деревни Коновьёва Ковровского уезда Владимирской губернии.
Летом 1914 г. семья Васильевых переехала в Бийск из Барнаула. Васильев стал работать приказчиком бийского магазина «Товарищества А.Ф.Второва с сыновьями». С 1939 по 1949 гг. работал бухгалтером в лесосплавной конторе в заречной части Бийска, в 1949-1953 гг. – главным бухгалтером бийского базара. Умер Петр Григорьевич 21 января 1962 г., похоронен на старом нагорном Вознесенском кладбище.
В семье потомков П.Г.Васильева хранится старинный фотоальбом, в котором на картонные страницы наклеено более 200 фотографий 1914–1916 гг. Хорошего качества, фотографии отражают не только быт семьи, портреты родственников, загородные прогулки и пикники. С осени 1914 г. по 1916 г. Васильевым были сделаны видовые фотоснимки Бийска: вид на городскую площадь с Троицким собором с реки Бии, надгробия купцов Морозовых и священнослужителей у алтарной части Троицкого собора, молебен перед отправкой на войну 1914 г., казармы Бийского полка, постройки архиерейского подворья, Тихвинский монастырский храм, пароход на бийской пристани, дача купца Хакина и озеро Мочищенское…
Фотографии Петра Григорьевича Васильева уникальны для сохранения и передачи самобытности и колорита дореволюционного Бийска.
Уже с начала ХХ в. фотография становится в Бийске востребованной и популярной. Кроме того, фотоснимки все чаще используются в административных отчётах, личных делах учителей и священнослужителей. Таким образом, фотография приобрела важное значение в культурной жизни Бийска, позволив запечатлеть виды дореволюционного города, портреты его жителей, важные городские мероприятия – и тем самым сохранить и донести до нашего времени истинную историю города.