Время и мода
Наталья Филатова, Санкт-Петербург
РУССКАЯ МОДА 1850-Х • РУССКАЯ МОДА 1860-Х
1. Русская мода 1850-х
Слева: Портрет Варвары Николаевны Репниной. 1858. (Нонна Воеводина, Большой Русский Альбом). В.Н.Репнина в бархатной ротонде с меховой пелериной и кружевной наколке. Прическа "с бандо Эжени".
В центре: Девушка из семьи Белобородовых в визитном платье из однотонной шелковой тафты с рукавами в форме "пагоды". Санкт-Петербург. 1855-1859. «Английская фотография». (Архив: Хамраева М.Ф.).
Справа: София и Помпей Батюшковы. Роттердам. 1850. (Нонна Воеводина, Большой Русский Альбом). Софи Батюшкова в шерстяной накидке и капоре с баволеткой. Мужчины в модных сюртуках и панталонах из светлой шерсти. На Помпее Батюшковом жилет "в пандан" (в пару), украшенный золотой цепью с брелоками. Девочка в платье и панталонах, отделанных белым шитьем.
1850-е годы – первое десятилетие, когда мы можем судить о моде по фотографиям.
В этот период русские вкусы во многом следовали за европейскими, а женские туалеты отличались особенной роскошью. За счет корсетов обхват талии доходил до 55 см. Подражая французскому двору, в моду вошли платья с широкими юбками. Ради большего объема их украшали ярусами оборок и присборивали «полонезом», а, благодаря кринолинам (легким стальным обручам, соединенным между собой подвижными лентами, - изобретение первого портного от кутюр Чарльза Фредерика Ворта), - они пикантно покачивались при движении. Несмотря на сложность при одевании, кринолины заменили множество нижних юбок, которые носили под одеждой вместе с рубашками и широкими длинными панталонами из белого батиста, отделанными английским шитьем.
Утренние воздушные пеньюары и матинэ (домашние блузы с юбками) в течение дня заменяли функциональным гардеробом.
Домашние, вечерние, прогулочные, визитные и дорожные платья шили из тафты, дамаска, муара, сатина, муслина, тарлатана и органди модных светло-зеленых, голубых и фиалковых цветов; популярностью пользовались переливчатые ткани и ткани в клетку стиля «балморал», получившие свое название в честь замка Балморал, - шотландской резиденции английской королевы Виктории. Туалеты обильно украшались кружевами, бархатными и шелковыми бантами и лентами, рюшем, шитьем, бахромой, аппликацией, аграмантом и декоративными пуговицами.
Кисейные воротнички с такими же подрукавничками придавали платьям особенную нарядность; а кружевные берты, - накладные оборки, обрамлявшие вырезы декольтированных бальных платьев, - оставались в моде до конца 80-х годов.
На плечи накидывали кашемировые и кружевные шали или фишю (косынки из легкой ткани, прикрывающие шею и декольте, - дань французской моде конца XVIII века); подобные детали придавали костюмам законченный вид.
Обязательными дополнениями дамских туалетов служили перчатки или митенки, зонтики «маркиза» в тон платьям с фестончатыми оборками по краю и резными ручками из слоновой кости, панциря черепахи, дерева или кораллов, вышитые гарусом ридикюли, веера с литографиями на тему VIII века и маленькие перламутровые лорнетки.
Верхнюю одежду ‒ бурнусы, мантильи, казакины и разнообразные накидки с отделками из простеганного атласа ‒ дамы любили украшать канзу, косынкой больших размеров из легкой ткани или кружев, которую носили, перекрестив концы на груди и завязывая их на талии.
Подбитые мехами и крытые шелком и бархатом шубы, ротонды, салопы и манто дополняли меховыми пелеринами и муфтами.
На фото слева: Портрет неизвестной. 1855-1859. (Кирилл Федоров, Большой Русский Альбом). Пожилая дама в шелковом платье, манто и капоре. Манто отделано тесьмой и черным кружевом.
Париж задавал тон и головным уборам. Характерной деталью домашних, повседневных и праздничных дамских костюмов были чепцы и наколки. В моде 50-х годов капоры и шляпки, отделанные кружевом или баволетками (воланами на затылке), шляпки-«памелы» с высокой тульей, куафюры - сложные наколки, украшенные драгоценными перьями, цветами или лентами; бархатные и синелевые сетки, - дань испанскому происхождению императрицы Евгении.
В подражание французской императрице дамы красили волосы в русый цвет и гладко укладывали их вниз от пробора, прикрывая уши. Модная прическа назвалась «бандо» и имела различные варианты: бандо «Эжени», бандо с буклями, бандо с прямым или фигурным пробором.
Летом на голову надевали шляпки из итальянской, панамской или рисовой соломки. Особой популярностью среди дам пользовались головные уборы из бенгальских или амарантовых роз, герани, васильков и колосьев.
Крымская война 1853-1856 годов, начатая Россией за господство на Ближнем Востоке и закончившаяся поражением, внесла в костюмы определенные коррекции.
Пестрые праздничные расцветки тканей сменились на «траурный» креп, тафту и бархат. Дамские платья, ридикюли, зонты и головные уборы стали украшать черным кружевом «шантильи» и стеклярусом. Дополняли туалеты скромные воротнички с подрукавничками, выглядывающими из-под расширенных книзу рукавов в форме пагоды. Среди драгоценностей, без которых не обходились в любые времена, россиянки предпочитали украшения из черных камней.
После окончания Крымской войны среди мужчин стало принятым носить серые шинели, в зимний сезон подбитые мехом.
До сих пор остаются в моде европейские новшества того военного времени. Это вязаные зимние шлемы «балаклава» (свое название они получили в честь Черноморского порта, где погибла почти вся конница Великобритании. Шлемы имеют анатомический крой и закрывают голову целиком, оставляя лишь прорезь для лица), а также покрой рукава «реглан» (был изобретен для английского генерала, лорда Реглана, потерявшего руку в одном из сражений Крымской войны).
В мужских модах тон задавала Англия.
Наряду с шитым золотом мундиром, в гардеробе мужчин середины XIX века парадными костюмами считались фраки. Они шились из шерстяного сукна черного или темно-синего цвета и в пару к ним ‒ довольно узкие фрачные панталоны с репсовой лентой по боковому шву. Белый пикейный жилет, белый пластрон, белые лайковые перчатки и высокие черные цилиндры с ворсом были непременными дополнениями костюма.
В зависимости от сезона, материя и цвета костюмов менялись. Повседневные, и парадные мужские туалеты не обходились без белых рубашек c жесткими накрахмаленными воротничками.
Элегантные костюмы-тройки и сюртучные пары из шерсти или твида носили повседневно. В 1850-х годах пользовались популярностью однобортные сюртуки длинною почти до колен, со скошенными полями и довольно широкими рукавами (встречались сюртуки и на корсетах).
К сюртукам полагались жилеты различного кроя: двубортные, открытые, глухие закрытые, с большими или маленькими лацканами; длинные прямые панталоны из однотонной шерсти с подтяжками, появившимися в мужском костюме в начале XIX века; галстуки бабочкой, цилиндры или шляпы с полями.
Костюмы дополнялись и украшались изящными табакерками, тростями с резными набалдашниками; золотыми цепочками с брелоками, карманными часами, дорогими булавками для галстуков, пластронов и шейных платков, запонками и перстнями с фамильными гербами.
Двубортные сюртуки считались более повседневной одеждой.
В домашней обстановке принято было носить «зуавские» шаровары и шлафроки, пришедшие в Россию с Востока. Шлафроки шили из эффектных тканей и утепляли - делали на меху или стегали на вате. В удобной уютной одежде из атласа, парчи, штофа или камки не возбранялось принимать гостей.
На дагерротипах этого периода можно видеть высокие узкие ботинки с резинками по бокам и со слегка срезанным носком, лаковые штиблеты на пуговицах, высокие сапоги из кожи. В 50-е годы величина каблука достигала 4-5 см. В большой моде были высокие, приятные на ощупь фильдекосовые носки из тонкого египетского хлопка.
Среди верхней одежды ‒ крылатки, длинные накидки-плащи с пелериной, бекеши со стоячим воротником, шитые ниже бедер и отороченные натуральным каракулем, шубы на меху, стеганные на вате рединготы с пелериной, меховые шапки и картузы.
Английское влияние отражалось и на прическах: носили довольно длинные волосы, зачесанные на косой или прямой (английский) пробор, а во второй половине 50-х годов модными стали длинные бакенбарды, пышные усы и русские бороды, остроконечные эспаньолки.
Детская одежда этого десятилетия также отражала европейские вкусы и копировала моду взрослых.
Мальчиков и девочек до пятилетнего возраста одевали одинаково: в белые батистовые панталончики и широкие платьица из легкого плотного шелка, вощеных ситцев, тканей в полоску или шотландскую клетку «балморал». Юбочки едва доходили до колен, а из-под них были видны оборки панталончиков из английского шитья. На ножки одевали высокие ботиночки на пуговках.
Девочки с шестилетнего возраста носили корсеты, маленькие кринолины и панталончики ниже колена. Длина юбок с возрастом увеличивалась; и в шестнадцать лет девушки надевали свои первые дамские платья.
Темные бархатные костюмы-тройки с буфчатыми панталончиками ниже колена и сапожками до середины икры, в которых ходили мальчики из богатых семей, копировали костюмы наследника французского престола, сына Наполеона III и Евгении. Матросские костюмчики отражали вкусы королевы Виктории, наряжавшей в них своих сыновей (в гардеробе каждого мальчика до недавнего времени обязательно присутствовал такой матросский костюмчик, пришедший из детских мод 1850-х годов).
Русские костюмы из вышитых косовороток с ремешком, светлой курточки, широких шаровар и сафьяновых сапожек носили мальчики из небогатых дворянских семей.
Моды Второй империи или второго рококо главенствовали на протяжении двадцатилетия с 1850 по 1870-е годы до пришедшей им на смену эпохи грюндерства, времени массового лихорадочного обогащения.
2. Русская мода 1860-х
В капризном мире моды господство кринолина ограничилось периодом между двумя мировыми выставками: лондонской в 1851 году и парижской в 1867-м. Однако на протяжении десятилетия форма кринолина постоянно варьировалась: он увеличивался в размерах и уплощался спереди (особенно в придворных и бальных туалетах), драпировался в стиле «помпадур», освобождался от рядов оборок, воланов и басок в виде рюшей. К середине десятилетия появился кринолин нового силуэта, делающий даму выше и стройнее, - с плавно расширяющейся книзу юбкой и «хвостом» сзади, - в моду вошло цельнокроеное платье «принцесс», в честь Александры, принцессы Уэльской. К концу 60-х великий кутюрье Чарльз Ворт в подражание веяниям эпохи Людовика XIV задрапировал пуф на заднем полотнище юбки в районе поясницы и дал ему название «турнюр», полный расцвет которого наступил в следующем десятилетии.
Юбки сделались короче. Верхние приподнимали лентами, открывая более короткие нижние. При этом можно было заметить цветные чулки в тон платья и атласную обувь на высоком французском каблуке «рококо» (ретроспекция, вызванная вкусами французской императрицы Евгении). Длинные и более узкие рукава пришли на смену широким. Платья приобрели новую деталь – пояс с декоративной пряжкой.
Функциональность гардероба соответствует времени – в моде путешествия, требовавшие удобной и практичной одежды. Её массовому изготовлению способствовало изобретение ручной швейной машинки Исааком Маррит Зингером в 1851 году. Через двенадцать лет оптовая торговля модной одеждой была обязана бостонской фирме «Зингер», начавшей серийное производство швейной машинки и ее продажу во все уголки цивилизованного мира. Разработка английским химиком Уильямом Генри Перкином первых синтетических красителей разнообразило цветовую гамму тканей, придав им различные тона и оттенки.
Архив Хамраевой М.Ф. Слева: Пожилой мужчина в овчинной дохе мехом вовнутрь и полосатых панталонах с лампасами. Санкт-Петербург, фотография Бутримович, 1861-1865. В центре: В.Белобородов с сестрами. Санкт-Петербург, фотография И.Страхова, 1865-1869. Дамы в визитных платьях на кринолинах. Справа: Дворянка Белобородова в закрытом домашнем шерстяном платье с треном. Санкт-Петербург, фотография И.Страхова, 1866-1869.
Женский гардероб 1860-х зависел не только от вкусов портных. Он формировался и под влиянием различных социально-политических событий. Борьба женщин за свои права нашла своих последователей и в России. Победа итальянской революции 1859-1860 годов под предводительством Джузеппе Гарибальди, боровшегося за объединение Италии, привела к увлечению эмансипированных женщин всем итальянским. Чрезвычайную популярность приобрели однотонная юбка, блузка «гарибальдийка» красного цвета с небольшим отложным воротником и широкими свободными рукавами на манжетах, шейная лента, наподобие галстука и низко сдвинутая на лоб маленькая круглая шляпка без полей «а-ля Гарибальди».
Элегантные туалеты парижской работы существовали параллельно с новыми формами одежды: блузой и юбкой, ставшими незаменимой принадлежностью удобного домашнего гардероба. Костюм, состоящий из трех деталей: белой блузы, юбки на кринолине и жакета вполне заменяли прогрессивным женщинам визитные платья из шелка и тафты. В связи с интересом ко всему итальянскому, подражая народному костюму, подол юбок украшали отделками из бархатных полос; платья дополняли бусами из красных кораллов, брошами, серьгами и запонками из римской микромозаики, камеями на лаве и раковине, бархотками с золотыми медальонами.
На фото справа: Молодая дама в прогулочном шерстяном платье с поясом на кринолине. Рукава украшены декоративным шнуром. 1863-1867 гг. Архив Кирилла Федорова, «Большой Русский Альбом».
По-новому в костюмах зазвучали испанские мотивы (Испания была родиной французской императрицы Евгении). В испанском стиле шились платья с болеро. Коротенькие курточки со скругленными бортами либо нашивали, либо надевали сверху на платье и дополняли эполетами чуть ниже плеча из кружев, аграмантов и вышивки.
Тем не менее, от испанских сеток на прическах отказались со второй половины 60-х годов. На смену бандо приходят новые прически из длинных накладных локонов, как бы продолжающие силуэт платья. При создании объемных куафюр пользуются «греческими» шиньонами, мода на которые продолжалась до конца 1880-х.
Маленькую шляпку-«баволе» с завязками под подбородком с разнообразными отделками из лент и цветов, подходившую к «гладким» головкам, с середины 60-х заменяют на шляпки «шаравари» с вуалетками на лице, придающие дамам очарование и загадочность.
Польское восстание 1863-1864 годов против царизма, поддержанное А.И.Герценом и радикально настроенной интеллигенцией, подогрели патриотические настроения общества. Собирательство старинной русской одежды и добавление элементов русского национального костюма в повседневный гардероб завоевало всеобщее признание. Русские костюмы и сапожки надевали в деревне, дома, на венчанье и на маскарад; в моду вошла вышивка «русский шов» черными нитками, широко использовалось елецкое и вологодское кружево. Вышитые цветной шерстью и речными жемчугами сарафаны, кокошники и «котики» стали с тех пор и до октября 1917-го как бы профессиональной одеждой кормилиц, столь необходимых в обеспеченных многодетных семьях.
Из интереса к Востоку в модах середины десятилетия звучат арабские и персидские мотивы в рисунках тканей; шерстяные и шелковые платья украшают вышивки в восточном стиле и цветным сутажом с мотивами североафриканских арабесок; в качестве головного убора используют оттоманские фески с перьями птиц.
Слева: Немолодая дама в светлом платье на кринолине и широкой расклешенной куртке с пуговицами. Москва. Фотография Д.Александрова. 1868-1872 гг. Архив Александра Подойницына, «Большой Русский Альбом». В центре: Софья Петровна фон Рейнеке (ур. Курилофф (Курилева)) в шерстяном платье нового силуэта с эполетами из бахромы. Санкт-Петербург. Фотография Трунова. 1866-1869 гг. Архив Сергея Яковченко, «Большой Русский Альбом». Справа: Софья Петровна фон Рейнеке в закрытом платье, украшенном католическим крестом. Прическа с накладными локонами. Санкт-Петербург. 1866-1869 гг. Архив Сергея Яковченко, «Большой Русский Альбом».
Разнообразие бального, прогулочного, нарядного и домашнего женского платья сводится, как и в прошлое десятилетие, к отделкам и деталям: шемизетки и сорти-де-баль из кружева, декоративные фартуки, косынки с кружевными оборками, шелковые платки в шотландскую клетку, кашемировые шали и их имитации, вязанные крючком митенки, светлые перчатки из тонкой лайки.
Среди аксессуаров популярны ридикюли, вязаные перекидные кошельки, зонтики в тон платьев с резными ручками, черепаховые лорнеты, бальные записные книжки (корнеты) и веера на все возможные жизненные ситуации.
Верхняя женская одежда становится разнообразней и ее форма зависит от объема платья. В 1860-е годы дамы носят накидки, ротонды, манто, тальмы, пелерины, казакины, салопы, бурнусы, прогулочные жакеты и баскины из шерсти, бархата, мохера и альпага. Теплые туалеты делают стеганными на вате с подкладкой модных расцветок, отделывают кружевом и бранденбурами. Среди пожилых дам и женщин в положении особенной популярностью пользуется широкая куртка. В моду на долгие годы входит новый вид одежды – пальто.
С наступлением русских морозов верхнюю одежду подбивают мехом и оторачивают опушкой из соболя, куницы, горностая, шиншиллы, песца и каракуля. Руки прячут в маленькие «английские» муфты, голову закрывают меховыми капорами, башлыками и шляпками.
Мужской гардероб в основном следует европейским модам Англии и Франции: английская практичность сочетается с частичной демократизацией костюма и парижской элегантностью. Силуэт приобретает мешковатость, фигура нивелируется.
Первая половина 1860-х довольно разнообразна: с однобортными и двубортными сюртуками, с отделкой шелковой или репсовой лентой и жилетами из однотонных тканей носили панталоны из шерсти в полоску и мелкую клетку. Некоторые панталоны сохраняли штрипки, - полоски ткани, продеваемые под ступню, - дань моде прошлых лет.
Костюм-тройка, пиджак и брюки из одного материала, а также жакетный костюм входят в обиход со второй половины десятилетия. Светлые костюмы из чесучи и льна, а также костюм без жилетки предпочитают носить дома, на отдыхе и курортах. Тогда же, согласно правилам этикета, пиджаки стали застегивать только на верхнюю пуговицу.
На фото слева: Господин в недорогом сюртуке, белом жилете и клетчатых панталонах. Москва. Фотография М.Настюкова. 1862-1867 гг. Архив Александра Подойницына, «Большой Русский Альбом».
На фото справа: Сергей Иванович Кривцов в темном костюме-тройке и лакированных штиблетах. Костюм украшен крупной золотой цепью с брелоками. Москва. 1860-1863 гг. Архив Нонны Воеводиной, «Большой Русский Альбом»
Получивший по своему удобству признание костюм остается одним из основных видов мужской одежды, сохранившихся до настоящего времени. Все остальные детали мужского туалета 1860-х годов были частностями, отражавшими те или иные веяния и кратковременные увлечения: в подражание Джузеппе Гарибальди носили красные рубашки с широкими рукавами на манжетах; в связи с польскими событиями - рубашки-косоворотки. Славянофильские тенденции отразились в ношении русских кафтанов, высоких сапог, шапок из каракуля, полудлинных причесок и бороды; а восточные – в ношении просторных домашних халатов с простеганными шелковыми подкладками, вышитых шерстью ермолок и бархатных фесок с цветной шелковой кисточкой. Берлинская мода принесла с собой домашние тапочки и сапожки, вышитые гарусом по канве; американская – белую жилетку и светлый фуляровый галстук, заколотый булавкой «с сюжетом». Английская – модные светлые широкие панталоны, жесткую касторовую шляпу (котелок) и монокль-«стеклышко»; французская – летнюю трикотажную фуфайку, надеваемую без рубашки; итальянская – соломенную шляпу (канотье).
Дополнениями к костюмам служили цилиндры, галстуки, шейные платки, «бабочки»; аксессуарами – трости и пледы. Среди мужских украшений можно назвать неизменные булавки для шейных платков и галстуков, запонки, портсигары, цепи для часов с брелоками, перстни и обручальные кольца.
Пальто с бархатным воротником, длинные бекеши, отделанные бранденбурами и каракулем, кафтаны и шубы на меху надевали с наступлением холодов.
Детская мода 1860-х годов придерживалась французских канонов и сохраняла тенденции предыдущего десятилетия. Для детей принято было использовать более легкие и мягкие ткани: шотландку, шелк, муслин, органди и бареж нежных светлых тонов. Маленьких сестер и братьев до пяти лет одевали одинаково.
Слева: Мальчик Коля в стилизованной косоворотке из клетчатой ткани в стиле «балморал» и широких «ямщицких» панталончиках, заправленных в сафьяновые сапожки. Москва. Фотография Н.Пашкова. 1864-1866 гг. Архив Александра Подойницына, «Большой Русский Альбом». В центре: Дама в платье на кринолине из ткани в полоску. Талию подчеркивает пояс с большой декоративной пряжкой. Девочка в светлом платье, белых панталончиках и чулочках. На ногах светлые ботиночки до щиколотки. Москва. Фотография А.Звягиной. 1866-1868 гг. Архив Александра Подойницына, «Большой Русский Альбом». Справа: Дама в визитном платье с декоративными эполетами и поясом. В руках шляпка, украшенная лентами и цветами. Москва. Фотография Ф.Вишневского. 1862-1866 гг. Архив Кирилла Федорова, «Большой Русский Альбом».
Девочки этого десятилетия походили на маленьких куколок: даже зимой их одевали в белые платьица с шемизетками, панталончики, украшенные английским шитьем, а талию перевязывали цветной лентой. К шестнадцати годам они надевали длинные платья, но неизменным оставался кринолин и отделки из кружева и почитаемого в те годы гипюра, украшавшие даже верхнюю одежду: просторные ротонды и пальто из драпа, бархата и кашемира. Маленькие муфты, меховые воротники и шляпки а-ля Гарибальди дополняли модный девичий туалет.
Для мальчиков популярной повседневной одеждой служил бретонский вестон. Он состоял из нескольких предметов: драповой или бархатной курточки, жилетки, кашемировых панталончиков, блузы, вышитой черным сутажом, и ботиночек по щиколотку. К костюмчику полагалась матросская соломенная шляпа с черной бархатной лентой. Русские национальные мотивы прослеживались в повседневной одежде: стилизованной рубашке-косоворотке, поддевке и широких «ямщицких» панталончиках, которые носили с сафьяновыми красными сапожками, приспущенными на голенищах, а восточные – в курточках-зуавах. Костюмы мальчиков украшали тесьмой, репсовой лентой, аппликациями и черным сутажом в виде «русской» вышивки, мода на которую проходит к концу десятилетия.
Отмена крепостного права, следовавшие одно за другим технические изобретения, развитие промышленного производства привело к модернизации классового состава общества, появлению новой буржуазной культуры и новых буржуазных пристрастий и вкусов, в том числе в области моды.
Продолжение следует.