Отец московских фоторепортёров
Елена Харитонова, Москва
Высокий, сутуловатый человек, с доброй, всегда чуть смущенной улыбкой и неизменным фотоаппаратом в руках – таким Израиль Исаакович Гольдберг остался в памяти своих многочисленных учеников и людей, с которыми был знаком. 5 мая 2011 года этому замечательному педагогу и талантливому фотографу исполнилось бы 90 лет.
И.И.Гольдберг. Москва. 1996 год. Автор В.Х.Мариньо. ЦАЭ и АДМ. 0-95853.
И.И.Гольдберг родился в 1921 году на Украине. В том же году семья переехала в Москву. Они поселились в квартире на шестом этаже в доме № 8 по Казарменному переулку. Детство Гольдберга было как у большинства московских мальчишек в 30-е годы прошлого века: дворовые игры и дружба, школа и пионерские дела. Выпуск стенгазеты и участие в театральном кружке отнимали все свободное от учебы и общественной работы время. Но однажды…
О, это интригующее «однажды»! Приятель, отец которого работал в газете «Правда», пригласил юного Изю домой, и в крошечной домашней лаборатории показал, как печатаются фотографии. Первые «контактные» снимки, сделанные собственными руками, положили начало профессии. В 1936 году Гольдберг начал заниматься в фотокружке только что открывшегося Дома пионеров и октябрят в переулке Стопани (в 1939-1941 годах в этом же кружке занимался его младший брат Лев). В то время кружком руководили С.А.Курцман и Н.А.Ланкау. «Замечательные мастера фотодела, люди очень творческие и любящие детей, они были требовательны к нам, но всегда справедливы» – вспоминал о них Израиль Исаакович. Курцман и Ланкау учили своих подопечных быть в гуще событий и отражать это на своих фотоснимках. Дом пионеров в те годы действительно был в самом эпицентре пионерской жизни Москвы: слеты, конкурсы, соревнования. На встречи с ребятами приходили Герои Советского Союза, спортсмены, актеры, писатели, ученые. В своей книге «Моя жизнь во Дворце» Израиль Исаакович рассказывает о «жестокой конкуренции», существовавшей между студийцами. Фотосъемка была разделена на три категории: первая – во дворе Дома пионеров, вторая – в фойе, а третья (самая высшая) – в зрительном зале. Для того, чтобы снимать знаменитостей в зале, нужно было проявлять повышенную активность.
Помимо фотосъемок Гольдберг пробовал свои силы в качестве кинооператора: в Доме пионеров помимо фото была и киностудия. В 1939 году он в группе из двадцати человек ездил в «Артек» для съемок фильма о всесоюзном пионерском лагере. Благодаря содействию председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР С.С.Дукельского киногруппа поехала с собственной профессиональной аппаратурой. За полтора месяца воспитанники Дома пионеров во главе в С.А.Курцманом и операторы киностудии «Союздетфильм» сняли множество интересных сюжетов, позднее смонтированных в 30-минутный фильм, демонстрировавшийся на экранах кинотеатров.
Среди тех с кем Гольдберг занимался в кинофотостудии на Стопани, были люди, ставшие впоследствии знаменитыми. «Станислав Ростоцкий, известный кинорежиссер, на всю жизнь остался для меня Стасиком, потому что с ним мы вместе занимались в фотостудии и дружбу сохранили до сих пор». В 1960-1980-х годах С.Н.Ростоцкий по приглашению Гольдберга был частым гостем фотостудии Дворца пионеров.
В 1940 году Гольдберга призвали на службу в армию, и вместо трех лет он прослужил шесть. Известие о начале войны он встретил в 9 тысячах километров от Москвы – на Дальнем Востоке. Как участник Великой Отечественной войны Израиль Исаакович был награжден медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
После демобилизации осенью 1946 года Гольдберг вернулся в Дом пионеров – вначале на должность педагога, а в 1962 году он возглавил фотокиносектор. И.И.Гольдберг так вспоминает это время: «Вернувшись в гордом, я решил восстановить замечательную традицию – издание фотогазеты нашей студии. За время войны многое было упущено, не сохранился архив, многие замечательные детские работы были утеряны. Война есть война… Послевоенные годы были самыми тяжелыми в педагогическом отношении: пришли ребята, пережившие тяготы войны, многие лишились родителей. Но у меня все воспитанники были замечательные».
В фойе концертного зала Дворца пионеров и школьников; слева направо: фотожурналист В.В.Ахломов, профессор Е.А.Иофис и И.И.Гольдберг. Москва. 1971 год. Автор В.Х.Мариньо.
Фотожурналист В.В.Ахломов – ученик Гольдберга в одной из публикаций назвал его «отцом московских фоторепортеров». И это действительно так. Многие его воспитанники, получив специальное образование, стали фотокорреспондентами, фотохудожниками, кинооператорами; среди них: Валентин Соболев, Анатолий Фирсов, Ирина Стин, Юрий Феклистов, Марк Штейнбок, Александр Лыскин, Игорь Гаврилов, Александр Шогин, Владимир Головня и другие. Хотя он никогда не искал учеников с выдающимися способностями, не делал ставку на одаренных детей, как поступают некоторые преподаватели. Целью его занятий было формирование гармонично развитой личности, воспитание через творчество, а не подготовка будущих фотографов-профессионалов. К каждому воспитаннику Израиль Исаакович старался найти свой подход, увлечь, развить творческое начало. Благодаря таким взаимоотношениям выпускники фотостудии Гольдберга приходили к своему учителю спустя десять, двадцать и даже тридцать лет.
Гольдберг был знаком со многими мастерами фотографии: Я.Н.Халипом, которого считал своим наставником, С.О.Фридляндом, Г.Г.Петрусовым, М.С.Наппельбаумом, П.А.Оцупом. Израиль Исаакович часто организовывал встречи своих воспитанников с мастерами отечественной фотографии. Во Дворце пионеров, выражаясь современным языком, проводили «мастер-классы» фотокорреспонденты Фотохроники ТАСС Э.Н.Евзерихин, Л.М.Доренский, Н.С.Грановский, А.А.Стужин, В.И.Кунов, классик отечественного фотоискусства С.К.Иванов-Аллилуев (архив этого фотомастера Гольдберг хранил несколько лет). Е.А.Иофис – профессор ВГИКа, основоположник цветной фотографии в Советском Союзе был настоящим другом фотостудии. Он написал несколько книг для детей (одна из них «Юный фотолюбитель» – книга, на которой выросло не одно поколение фотографов).
Занятия в фотостудии проходили следующим образом: из новичков формировалась группа «начинающих фотолюбителей». На лето ребята получали задание – представить три фотосюжета: спорт, пейзаж, жанр. Студиец, успешно выполнивший задание, зачислялся в группу юных фотокорреспондентов, а остальные воспитанники, пожелавшие продолжить занятия, в группу второго курса. В конце месяца в фотостудии проходили так называемые «черные субботы». Каждый представлял по 2-3 последние работы, и начиналось обсуждение. Гольдберг давал высказаться всем и, порой, его оценки фотографий были менее суровыми, чем оценки самих ребят.
Гольдбергу часто задавали вопрос о том, каким фотоаппаратом лучше снимать. На это он отвечал, что некоторые его ученики фотографировали «Сменой» и их снимки публиковались на страницах центральной печати. У других была техника, которой не имел сам Израиль Исаакович, а фотографии получались средненькие. «Важен, выходит не аппарат, а то, в чьих он руках» – резюмировал Гольдберг.
И.И.Гольдберг со своими учениками во время занятий. Москва. Начало 1990-х годов. Автор В.А.Ильдянов. Из фондов Центра культурологического образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.
Во время занятий фотокружка Московского городского Дворца пионеров и школьников. Москва. 1988 год. Автор И.И.Гольдберг. 1-54346.
На протяжении многих лет в День Победы Израиль Исаакович со своими учениками отправлялся фотографировать ветеранов войны. Он считал это очень важным как в качестве фотографической практики, так и с точки зрения патриотического воспитания, которому придавал большое значение. «Я их всегда учил снимать жизнь – подмечать что-то в школьных коридорах, на улицах, на стадионах. Фотография – это увлечение на всю жизнь. Умение фотографировать пригодится всегда. Можно, например, создавать фотолетопись своей семьи».
Организации фотовыставок И.И.Гольдберг уделял много времени, считая это очень нужным и полезным делом. Наряду с работами своих воспитанников он устраивал вернисажи произведений выпускников студии разных лет. Израиль Исаакович сам неоднократно был членом жюри различных фотовыставок. Он говорил о том, что работы, участвующие в конкурсных показах, должны представляться анонимно (то есть без указания фамилии автора и названия фотостудии, которую тот представляет) для повышения объективности оценок. В противном же случае, соревнование детских работ превращается в соревнование педагогов.
Израиль Исаакович был настоящим фотолетописцем жизни Дворца пионеров. Повседневная работа кружков и студий, торжественные мероприятия, туристические походы, заграничные поездки – всюду был Гольдберг, вооруженный фотоаппаратом. «С 1947 года В.Н.Кузьмин начал проводить слеты юных туристов, сначала однодневные, а позднее – до пяти дней. Это были замечательные праздники на природе! Различные соревнования, эстафеты, обеды, приготовленные своими руками на костре. По природе я «мерзлячек», спать в палатке для меня – трудная задача, я просыпался часа в 4 утра, но оказывается для фотографа летом – это лучшее время для съемок. Самые красивые фото я сделал в это время, некоторые из них демонстрировались на выставках в Манеже».
В середине 1950-х годов старое здание Дома пионеров стало тесным для многочисленных кружков и творческих коллективов. Началось проектирование нового здания, просторные корпуса которого решено было построить на Ленинских горах. И.И.Гольдберг вспоминал: «…архитекторы советовались с сотрудниками гордома по поводу того, что и как лучше сделать для конкретных лабораторий, поэтому кинофотостудия получилась очень хорошей, удобной для работы, почти на 90% такой, как я хотел. В гордоме у нас была маленькая «жилплощадь» в 40 кв. метров, а здесь почти в 10 раз больше!»
В 1958 году состоялась церемония закладки памятного камня, и началось строительство Дворца. С первого дня строительства – с рытья котлована – Гольдберг фотографировал все его этапы. Много сил вложил Израиль Исаакович в создание нового «дома» для детей: добывал новейшее для того времени оборудование для лаборатории, работал вместе с ребятами на субботниках по благоустройству нового здания. С 1962 года в фотостудии было открыто 16 кружков, объединивших более 300 воспитанников.
Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н.С.Хрущев разрезает ленточку во время церемонии открытия Городского Дворца пионеров и школьников. Москва. 1 июня 1962 года. Автор И.И.Гольдберг. ЦАЭ и АДМ. 1-6035.
Американская школьница Саманта Смит (в центре) в Городском Дворце пионеров и школьников. Москва. 1983 год. Автор И.И.Гольдберг. Из фондов Центра культурологического образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.
Фотоархив Гольдберга – тема, заслуживающая особого внимания. В настоящее время это фотографическое богатство хранится в Центральном архиве электронных и аудиовизуальных документов Москвы (ЦАЭ и АДМ) и в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества. Гольдберг был из числа тех немногих фотографов, кто самостоятельно разобрал и оформил свой архив. В начале 1980-х годов он начал передавать снимки в Центральный государственный архив кинофотофонодокументов г. Москвы (в настоящее время ЦАЭ и АДМ), в фондах которого хранится более 1900 его фотодокументов. Сотни конвертов с приклеенными на них контрольными отпечатками, а внутри аккуратно разрезанные фотопленки – так выглядит архив, находящийся во Дворце творчества. Все в полном порядке. В этом чувствуется любовь и желание сохранить для потомков то, что было делом его жизни.
Из года в год, шесть дней в неделю Израиль Исаакович приезжал во Дворец с другого конца Москвы. И не потому, что был трудоголиком, или по причине отсутствия семьи – это была его внутренняя потребность ежедневного творческого общения, желание поделиться своими знаниями и опытом. В интервью корреспонденту «Пионерской правды» в середине 1990-х Гольдберг сказал: «Если день-два не снимаю, чувствую себя очень плохо. В моем архиве более 100 000 негативов, но я продолжаю учиться».
Среди замечательных фотографий есть действительно уникальные, например, снимок, на котором Н.С.Хрущев перерезает ленточку на торжественной церемонии открытия Дворца пионеров 1 июня 1962 года. Этот кадр неоднократно публиковался в печати, был представлен на фотовыставках.
Члены кружка юных пожарных Московского городского Дома пионеров и школьников. 1958 год. Автор И.Гольдберг. 0-55073.
Во Дворце пионеров побывало немало известных людей, но встречи с некоторыми особенно запомнились И.И.Гольдбергу. «Саманта Смит. Мы много знали об этой американской девочке, которая написала письмо руководителю Советского государства – Ю.В. Андропову, а потом по его приглашению приехала в Москву. Встреча с ней произошла в жаркий летний день на Площади Парадов перед Дворцом. Меня особенно поразили ее глаза: открытые и искренние. Наверное, не стоит сравнивать, но позже я встречался с Катей Лычевой – нашей девочкой «Послом мира», – в ней было больше наигранности. А у Саманты детское восприятие, непосредственное: как удивительно она на все смотрела, как плясала с ребятами! В Клубе Интернациональной Дружбы наши ребята подарили ей русский сарафан и кокошник… Я её сфотографировал в этом национальном костюме. Эта девочка была настоящим детским послом мира из США! Её смерть я воспринял как личную трагедию и до сих пор в бумажнике ношу марку с ее изображением. Для меня пребывание у нас Саманты Смит – одно из величайших событий в моей жизни».
И.И.Гольдберг не был дипломированным преподавателем. Он был педагогом по призванию. Результатом его многолетней деятельности стала программа по фотографии, утвержденная Министерством просвещения СССР, он – автор многих пособий по работе с юными фотолюбителями. Израиль Исаакович приложил немало усилий для того, чтобы детскую фотографию перестали воспринимать как вид технического творчества. На своих занятиях он говорил с ребятами не только о фотоискусстве, но и о жизни, о нашей стране, её людях.
В 2001 году И.И.Гольдберг закончил преподавательскую работу во Дворце, но и сегодня на многочисленных форумах, посвященных вопросам фотографии, упоминается его имя. Бывшие ученики тепло, с благодарностью вспоминают о нем. Возможно, и среди посетителей нашего сайта есть его бывшие воспитанники. И то, что они сейчас проявляют интерес к генеалогии и фотографии, – отчасти заслуга Израиля Исааковича.
В публикации использованы фотоснимки из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы (ЦАЭ и АДМ) и Центра культурологического образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.
Автор выражает благодарность Мягковой Валентине Степановне – председателю Совета ветеранов Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Мариньо Василию Хуановичу – ведущему специалисту ЦАЭ и АДМ за помощь в подготовке публикации и предоставленные документы.