От «виктории» до «променада»
Елена Харитонова, Москва
Разглядывая старинные фотопортреты, мы обращаем внимание на детали одежды, позы, прически людей, изображенных на снимках, но не всегда уделяем внимание оборотной стороне – фотографическому бланку. Между тем фотографический бланк - это особый мир, со своим языком и символикой, где ничего не изображено просто так, для красоты: все подчинено своим строгим правилам. Фотобланк – это своеобразный «послужной список» фотографа, где литографическим способом напечатано его имя и/или название мастерской, адрес (с начала XX века указывался и номер телефона), и, наконец, все награды и регалии, полученные владельцем заведения на различных выставках. Довольно часто, особенно если фотограф работал в столице или другом крупном городе, рекламный текст на бланке дублировался на французском языке.
Впервые фотографический бланк появился в 1849 году и стал предметом первой необходимости для фотографов-профессионалов: на него наклеивали позитивные отпечатки, пришедшие на смену дагерротипам. Бланки были по размеру несколько больше фотографий и не только придавали им, напечатанным на тонкой альбуминовой бумаге, изящный вид, но и служили для их сохранности.
Вначале для изготовления бланков фотографы применяли белый, изредка цветной картон светлых тонов, обрезая его непосредственно в мастерской. Но со временем спрос на бланки значительно возрос и стали появляться специальные мастерские, а позднее и фабрики по изготовлению фотографических бланков.
С 1860-х гг. литографы были завалены работой по печатанию рекламных фирменных текстов для бланков. В 1872 году в Петербурге появилась фабрика по производству бристольского картона с собственным литографическим заведением, где по заказу фотографа изготавливались фирменные бланки с рекламным штампом ателье. Печать бланков производилась как по имевшимся образцам, так и по индивидуальным рисункам фотографов.
Впрочем, были знаки, изображать которые можно было только по специальному разрешению. Например, поместить на бланке изображение государственного герба Российской Империи мог лишь фотограф, удостоенный особого разрешения, заслуживший его «особо полезным трудом для общества». Двуглавый орел означал также, что владелец ателье является поставщиком двора его императорского величества. Это правило касалось также изображения гербов иностранных государств или царствующих домов Европы.
Медали, изображенные на бланке, рассказывали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал и отличился владелец фотографического заведения. Выставки, в которых принимали участие фотографы, были самые разнообразные: фотографические, политехнические и даже мануфактурные.
С течением времени потребность в изящных картонных бланках различного формата с художественной гравировкой росла. Заказы на их изготовление выполняли в Москве, Петербурге, Одессе, Варшаве, Вене. В 1880-х гг. только одна петербургская фабрика «Ширль и Скамони» производила бланков формата «визитный» до полутора миллионов в год, а «кабинетных», «будуарных» и «стереоскопических» – около миллиона.
Фотография XIX века – искусство нескольких мастеров: фотографа, художника, литографа. На бланках всевозможных цветов, от нежно-розового до темно-коричневого и даже черного с золотой обрезкой по краю, где затейливый шрифт переплетался с растительным орнаментом. Довольно часто на бланках встречаются изображения мольберта, палитры, кистей для рисования, которые должны были подчеркнуть принадлежность фотографа к миру искусства. Если фотограф был выпускником, например, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, то он помещал на бланке слово «художник», а лишь следом следовало обозначение его занятия «фотограф».
Для защиты от выцветания и загрязнения фотографий многие бланки снабжались «фартуком» или «этикетом»: лист тонкой прозрачной бумаги, чистый или с рекламным текстом фотографического заведения, приклеивался сверху к оборотной стороне и перебрасывался на лицевую.
К 1890 году использовались следующие форматы бланков для фотографий (по данным Фотографического календаря на 1891 г., сост. И.И.Карпов):
Название бланка
|
Размер, мм
|
Название бланка
|
Размер, мм
|
Миньон |
40х78 |
Променадный (см. илл.) |
105х210 |
Визитный, или «Виктория» (см. илл.) |
62х101
65х105
82х127 |
Будуарный |
135х220 |
Стереоскопический |
88х178
88х180 |
Империаль |
175х250 |
Кабинетный (см. илл.) |
108х166
110х170 |
Панель |
180х320 |
Наряду с изготовлением фотографических бланков к концу XIX-началу XX века в России были открыты несколько фабрик по производству паспарту, рамок и альбомов для фотографий, хотя часть этой продукции по-прежнему привозилась из Европы.
Что касается форматов фотографий, то самым популярным был, конечно, визитный – и из-за цены, и из-за удобства формата. Эти фотографии заказывали дюжинами и дарили родственникам и друзьям. Также фотографии формата «визит-портрет» чаще всего помещали в альбомы.
Следующими по популярности были кабинетные фото («кабинет-портрет»): их помещали в альбомы и ставили в рамках на стол или каминную полку.
Немаловажен вопрос и о ценах на фотографии. Во второй половине XIX века они стремительно снижались. Скажем, в Москве в 1850 г. дагерротипный портрет стоил от 3 до 25 рублей серебром (в зависимости от размера, а также раскрашенный или нет); причем курс был 1 рубль серебром = 3 рубля ассигнациями, а жалование служащих составляло 50–80 рублей ассигнациями в месяц. В 1863 г. цена на популярные отпечатки формата «визитный» колебалась от 5 до 7 рублей серебром за дюжину. Отдельные портреты формата «кабинетный» и большего размера были всё еще дороги – от 3 рублей серебром за штуку. Если фотография раскрашивалась акварелью, то ее цена возрастала в 2–3 раза.
С середины 1880-х гг. фотография стала доступна широкому кругу клиентов. Визитные карточки стоили 1 рубль, а кабинетные портреты – 3 рубля за дюжину (цены в ассигнациях). Если заказчик заказывал повторное копирование с готовых негативов, то такие снимки стоили еще дешевле.
Кстати, большинство фотографов в 1880-1910-х годах размещали на фотографических бланках надпись о том, что негативы в фотоателье сохраняются и возможно повторное обращение к ним. Для того, чтобы облегчить последующий поиск, лаборанты иногда проставляли на обороте фотографии мелкими цифрами номер негатива и год съемки.
В 1910-х гг. производство бланков значительно сократилось. Вместо роскошного бристольского картона в производстве стали использовать более дешевые сорта бумаги. Искусство фотографического бланка стало угасать и постепенно исчезло, хотя в семейных альбомах – на бланках «визит» или «макарт-портрет» – часто можно встретить фотографии, сделанные даже в 1920-е годы.
Иллюстрации 1–3: фотографические форматы «визит-портрет», «кабинет-портрет» и «макарт» (променадный) в сравнении.