«Чудо-пластинки» братьев Люмьер
Елена Харитонова, Москва
Семейные архивы – настоящий кладезь находок и открытий. Они хранят немало интересных документов, связанных не только с историей определенной семьи или рода. Внимательное их изучение может дать пытливому уму обильный материал для исторических, культурологических, социологических и иных исследований.
Занятие фотографией в конце XIX-начале XX века стало очень популярно в России. Фотокамеры становились портативными, а расходные материалы относительно доступными по цене. С появлением на рынке фотоновинок россияне быстро их осваивают. Примером тому служат автохромные фотопластинки, изобретенные братьями Люмьер, и выпущенные в продажу в Европе в 1907 году. Появившись в России через несколько месяцев, эти «чудо-пластинки» произвели настоящий фурор, сделав цветную фотографию общедоступной.
Успешные опыты С.М.Прокудина-Горского и метод съемки, предложенный им, были технически сложны и не подходили для фотографов-любителей. За годы существования марки «Автохром» братья Люмьер неоднократно усовершенствовали технологию производства фотопластин, улучшали их качество. При ярком солнечном свете и диафрагме 4,5 на «Автохром» можно было снимать с выдержкой около 2 секунд. Этого было вполне достаточно для пейзажной, портретной и архитектурной съемки. Неудобства, связанные с низкой светочувствительностью, искупались высоким качеством и простотой в обработке фотопластинок.
Позднее Люмьеры создали методику съемки со вспышкой, разработав специальные светофильтры и горящие смеси. Это помогло «Автохрому» надолго стать признанным лидером в области цветной фотографии. В 1928 году А.М.Донде писал: «Трудно предусмотреть сейчас, на каком пути лежит усовершенствование способов цветной фотографии, но можно убежденно сказать, что автохромный процесс Люмьера решил вопрос в размере совершенно достаточном для научной работы, для фотографирования в путешествии с научной целью и притом способом, вполне простым и удобным для работы фотографа-любителя и, вообще, настолько общедоступным, что получение цветного снимка немногим труднее получения обыкновенного негатива». (Донде А.М. История современной светописи. - В кн.: Советский фотографический альманах. М., 1928, ‒ с. 40).
На фото справа: А.С.Куприянова (сестра Н.С.Никитиной), И.П.Никитин, Н.С.Никитина с дочерьми Галей (слева) и Надей. Поселок Клинцы, Черниговская губ., 1914 г. ЦАЭ и АДМ. 3-426 цв. →
В России автохромной фотографией занимались такие мастера светописи, как Н.Петров и К.Солодовников. Но основными потребителями сотен тысяч пластинок «Автохром» стали фотолюбители. Одним из них был Иван Петрович Никитин (1870-1925).
Он родился в селе Подмоклово Серпуховского уезда Московской губернии. В десятилетнем возрасте был послан в Москву в Техническое училище имени Комиссарова-Костромского. По окончании училища стажировался слесарем у Гопнера (впоследствии завод им. Ильича). Отбыв год воинской повинности, был принят на службу в качестве фабричного механика на текстильную фабрику Елагиных в Богородске. Училище не давало диплома о высшем образовании, но готовило прекрасных практиков, показывавших великолепные образцы труда. Никитин был компанейским человеком, любителем пикников на вольной природе, охотником и фотографом. Его ответственное отношение к службе обратило на себя внимание владельцев фабрик и ему доставались хорошо оплачиваемые должности. Позднее он стал членом Правления и техническим директором ткацких фабрик Барышниковых в Клинцах Черниговской губернии и «Йокишь» в Михалкове на окраине Москвы.
Иван Петрович на протяжении многих лет увлекался любительской фотосъемкой и с появлением автохромных фотопластинок начал осваивать цветной фотопроцесс. Цветные снимки, сделанные им, сохранились в фондах Государственного исторического музея и Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы, куда были переданы на хранение его дочерью Надеждой Ивановной Якушевой. Это групповые портреты на защищенных покровными стеклами пластинках форматом 85х175 и 130х180 мм.
При первом взгляде на снимки создается обманчивое впечатление, что перед нами ‒ очередные раскрашенные анилиновыми красками черно-белые диапозитивы, которые были довольно широко распространены в начале XX века. Настораживает удивительная точность этой «раскраски» и странная цветовая зернистость изображения, различимая на глаз. Кроме того, изображения слишком плотные для диапозитивов…
Однако при увеличении сомнения быстро рассеиваются: изображение на снимке состоит из множества плотно примыкающих друг к другу разноцветных точек люмьеровского растра. Довольно хорошо переданы цвета одежды и окружающих предметов, а некоторая их нерезкость и неточность экспонирования делают цвета хрупкими и размытыми. Несмотря на все это, снимок мало чем уступает современным. Фотограф очень умело использовал особенности автохромного метода для того, чтобы передать, например, тонкий рисунок и яркие цвета шалей обеих сестер.
К сожалению, этот простой и довольно качественный метод оказался тупиковым на пути развития цветной фотографии – несмотря на то, что практически все крупнейшие фирмы вслед за «Автохромом» создали свои растровые цвето-фотографические материалы («Агфа», «Кодаколор», «Педжет» и др.). Низкая цветочувствительность фотопластин, зернистость получаемого изображения стала препятствием для их дальнейшего использования. Общая тенденция к уменьшению формата кадра и необходимость создания материалов с высокой разрешающей способностью постепенно вытеснила растровую фотографию, господствовавшую более четверти века.
Надя (слева) и Галя Никитины. Поселок Клинцы, Черниговская губ., 1911 г. ЦМАМЛС. Ф. 170. Оп. 1. Л. 2. • Надежда Сергеевна Никитина с дочерьми Надей (слева) и Галей. Поселок Клинцы, Черниговская губ., 1915 г. ЦМАМЛС. Ф. 170. Оп. 1. Л. 7.
Один из поселков Московской губ., 1912 г. ЦАЭ и АДМ. 4-705. • Уличный торговец. Евпатория, Крым, 1913 г. ЦАЭ и АДМ. 1-54637. • Церковь в селе Троицкое-Кайнарджи. Московская губ., 1911-1912 гг. ЦАЭ и АДМ. 1-54638.
Представленные фотодокументы хранятся в Центральном архиве электронных и аудиовизуальных документов Москвы (ЦАЭиАДМ) и Центральном московском архиве-музее личных собраний (ЦМАМЛС).