На сайте вы можете: создать собственную страницу, добавлять и редактировать фотографии и тексты;
просматривать Галерею сайта и страницы других участников проекта в полноформатном режиме;
вести пофамильный, хронологический, а также географический (по месту съёмки) поиск, пользуясь поисковым
фильтром;
обмениваться сообщениями с другими участниками проекта с помощью внутренней почты сайта;
получить полезные сведения и рекомендации по генеалогическому розыску;
стать одним из авторов общенациональной биографической фототеки, а также участником программы «Вся Россия в
лицах и биографиях».
Присоединяйтесь!
Перепечатка материалов раздела Публикации допускается только с разрешения редакции проекта. Ссылка на «Большой Русский Альбом» обязательна
|
Публикации
ФОТОДОКУМЕНТЫ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Сообщение на Международной научно-практической конференции «Архивные документы в системе объективного научного знания об истории России» (19 ноября 2010 г.)
Главный специалист
Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы
Елена Викторовна Харитонова
В последние десятилетия в российской научной среде изменились представления о ценности источников официального и личного происхождения. Критическому пересмотру подверглась источниковая база необходимая для объективного и всестороннего изучения прошлого. Все больший интерес у исследователей вызывают документы личного происхождения на том основании, что история – это, прежде всего, история людей. Человек как объект изучения занял важнейшее место в исторических, социологических, философских исследованиях. Расширилась и источниковедческая база этих исследований. Ученые, разрабатывающие проблемы второй половины XIX-XX веков, все чаще привлекают для своих изысканий фотодокументы, в том числе фотодокументы личного происхождения.
Данное сообщение не является первым обращением к указанной теме. К проблемам кинофотофонодокументов как исторических источников неоднократно в своих работах обращался профессор В.М. Магидов, но предметом нашего рассмотрения являются фотодокументы личного происхождения, а не кинофотофоноисточники в целом.
На основании Правил работы государственных архивов СССР фотодокументы личного происхождения поступали в государственные архивохранилища нашей страны двумя путями: первый - в составе личных фондов дореволюционных и советских государственных и общественных деятелей, ученых, деятелей искусства и культуры, новаторов, передовиков производства и др. Органически связанные с документами фондов, они дополняют информацию, содержащуюся в них, а иногда выступают в качестве единственного свидетельства прошлого. В советское время человек должен был занимать достаточно значительное место, в иерархической лестнице, для того, чтобы его документы были приняты на государственное хранение. Таким образом, фотодокументы из личных архивов «рядовых граждан» не имели шансов попасть в государственные архивохранилища и тем самым сохраниться и быть доступными для исследователей.
Второй путь заключался в передаче фотодокументов в специализированные архивы, такие как РГАКФД и ЦАЭ и АДМ. На протяжении нескольких десятилетий эти архивохранилища пополнялись фотодокументами личного происхождения, собрав и сохранив за этот период сотни тысяч интереснейших свидетельств прошлого.
На сегодняшний день можно выделить три вида личных фондов фотодокументов:
1) Личные фонды фотографов и фотокорреспондентов. Этот вид личных фондов доминирует по количественному составу документов. Характерной чертой этих фондов является то, что они практически не содержат фотодокументов, относящихся к личной жизни самого фондообразователя. В них находятся фотодокументы, образовавшие в результате его профессиональной деятельности и по разным причинам не поступившие на хранение в архивы информационных агентств, редакций газет и журналов. Эти документы интересны, подчас уникальны, но чаще всего отражают официальную сторону жизни нашей страны. Исключением являются личные фонды фотографов дореволюционного периода, работавших в частных фотографических заведениях. В составе их фондов присутствует большое количество снимков архитектурных памятников городов и портретных фотоснимков клиентов их ателье. В связи с возросшим интересом к региональной истории и «истории повседневности» эти документы становятся все более востребованными исследователями.
2) Личные фотоколлекции. Коллекционирование фотографий началось практически одновременно с изобретением фотографической техники. Фотоколлекции, собранные по тематическому, хронологическому, видовому признаку, регулярно поступали на хранение в государственные архивы и представляют интерес для широкого круга исследователей. В качестве примера можно привести коллекцию фотодокументов известного российского историка эстрады и цирка Рудольфа Евгеньевича Славского, хранящуюся в ЦАЭ и АДМ. На протяжении нескольких десятилетий Рудольф Евгеньевич занимался исследованием истории российской и зарубежной эстрады и цирка и собрал уникальную коллекцию фотодокументов, посвященных этой теме.
3) Личные фотоархивы граждан. В советский период государственные архивы редко принимали на хранение подобные комплексы документов, руководствуясь, прежде всего, критерием значимости личности фондообразователя. Многие годы фотографиям «рядовых граждан» не находилось места в государственных архивохранилищах, несмотря на то, что многие являлись интереснейшими историческими источниками или уникальными образцами фотографической техники и искусства.
Ярким примером этому служит личный фонд Льва Владимировича Рейнберга, поступивший в конце 1980-х годов на хранение в ЦАЭ и АДМ. Среди фотографий членов его семьи, выполненных в профессиональных фотоателье в 1880-1900-х годах, находилось несколько десятков стеклянных фотопластинок начала XX века, в том числе прекрасно сохранившиеся цветные позитивы. Уникальность этих документов заключается в том, что это немногочисленные сохранившиеся до наших дней цветные фотоснимки, сделанные на заре развития цветной фотографии. На рубеже XIX-XX веков любительской фотосъемкой занимались многие представители образованной части российского общества, но опыты по созданию цветных фотоизображений можно было встретить нечасто. Количество фотодокументов, относящихся к этому виду личных фондов, незначительно и в настоящее время не наблюдается стремления к передаче на государственное хранение личных фотоархивов граждан.
Фондосдатчики предпочитают передавать на постоянное хранение фотографии вместе с другими документами своего архива, дабы не нарушать целостность документального комплекса.
В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века произошли кардинальные изменения в социально-политическом устройстве нашего общества и, как следствие этого, произошла смена исторических парадигм. В среде профессиональных историков проснулся интерес к документам так называемой «неофициальной истории».
В свою очередь у «рядовых граждан» проявился интерес к истории своей семьи, рода, что вызвало настоящий генеалогический бум. Тысячи людей начали изучать документы своих семейных архивов, многие направились в государственные архивохранилища в поисках информации о своих родственниках. Воссоздав свои семейные родословные, некоторые стали испытывать потребность в опубликовании результатов своих изысканий. В этом случае им на помощь пришел Интернет. Благодаря активному развитию компьютерной техники во всемирной сети стали появляться сайты, созданные как по инициативе генеалогических обществ, так и частных лиц, где среди многочисленных документов нашли свое место и фотографии из личных архивов.
На сегодняшний день в Рунете существуют десятки сайтов, целиком посвященных семейным фотоархивам. В качестве примера хотелось бы назвать веб-портал Большой Русский Альбом. Он также посвящен теме генеалогии, но в отличие от других ресурсов задуман и осуществляется как проект общенациональной биографической фототеки. За два с лишним года своего существования он объединил несколько сотен человек по всему миру и сегодня содержит около 11 000 цифровых фотоизображений периода 1850-х-1957 годов, сопровождаемых биографической информацией. Помимо богатейшей фотогалереи, сайт снабжен удобным поисковым аппаратом, позволяющим получать интересующие вас выборки документов по дате, месту съемки и автору. Организаторами сайта на основе размещенных фотодокументов создан постоянно обновляемый перечень фотографов, фотоателье и владельцев фотографических заведений в России второй половины XIX – 1918 годов.
[…] Подобные проекты, существующие на частные средства, удовлетворяют потребность людей в самоидентификации и выстраивании своей семейной истории. […] Эти ресурсы не являются конкурентами для государственных архивов, они лишь позволяют в оперативном режиме изучать и использовать фотодокументы, относящиеся к негосударственной части АФ РФ, которые при обычных условиях были бы недоступны для исследований. Этот крупный комплекс уникальных документов, представляет, на наш взгляд, интерес как для обычных пользователей, так и для специалистов в области воспитания и образования, культурологии и истории.
Трудно переоценить значение фотодокументов личного происхождения как исторических источников, и все больше исследователей признают это. Перед архивистами в настоящее время стоит задача подготовки на научной основе информационно-справочных изданий о составе и содержании отдельных фондов фотодокументов (в том числе и в электронном виде), а также популяризация этих документов в СМИ с целью знакомства широкого круга исследователей с составом и содержанием этих фондов и привлечения в архивы потенциальных фондосдатчиков.
|