На сайте вы можете: создать собственную страницу, добавлять и редактировать фотографии и тексты;
просматривать Галерею сайта и страницы других участников проекта в полноформатном режиме;
вести пофамильный, хронологический, а также географический (по месту съёмки) поиск, пользуясь поисковым
фильтром;
обмениваться сообщениями с другими участниками проекта с помощью внутренней почты сайта;
получить полезные сведения и рекомендации по генеалогическому розыску;
стать одним из авторов общенациональной биографической фототеки, а также участником программы «Вся Россия в
лицах и биографиях».
Присоединяйтесь!
Перепечатка материалов раздела Публикации допускается только с разрешения редакции проекта. Ссылка на «Большой Русский Альбом» обязательна
|
Публикации
Первая фотография города Глазова
…Уважаемая администрация проекта! Я искала вехи жизни своего деда – Петра Георгиевича Казакова. Обратила внимание на паспарту одной из семейных фотографий и списалась с сотрудницей музея города Глазова, Вятской обл. Вот что она мне ответила:
«Здравствуйте, Татьяна! Высылаю текст о глазовской фотографии Мазунина. Написан он в 2003 году. Это исследовательская работа 11-классников одной из школ нашего города…»
Я не знаю, имела ли она право это сделать, и имею ли я право пересылать эту работу на сайт «Большой Русский Альбом». Но работа хорошая.
С уважением
Татьяна Козакова
На фото: Петр Георгиевич Казаков. Фотография Н.М.Мазунина, Глазов, начало 1900-х гг. Фотография из семейного архива Т.Козаковой
Трудно представить нашу жизнь без фотографии: это и семейные альбомы, фотографии на память, запечатленные мгновения нашей жизни и фотохроники исторических событий. Это зримая память частных и общественно- исторических событий.
С середины XIX столетия фотографическая карточка прочно вошла в жизнь человека и стала неотъемлемой частью бытовой культуры.
К началу XX века усовершенствования в области техники заметно облегчили процесс съемки и печати, сделали светопись доступным видом творчества для любителей, а для профессионалов – прибыльным ремеслом, позволяющим удовлетворить растущий спрос на фотографическую продукцию.
Прочитанное и увиденное об истории фотографии и фотодела в России, естественно обратили нас к истории появления фотографии в нашем городе. А публикация в журнале «Родина», № 8 за 2003 г. (рубрика «Ракурс») об уральских мастерах светописи убедили нас окончательно, что следует заняться исследовательской и поисковой работой.
С чего же начиналась фотография в нашем городе?
В семейном альбоме внука Николая Михайловича Мазунина – Владислава Валериановича – есть много фотографий, рассказывающих о жизни семьи Мазуниных, одной из старинных семей города Глазова. Все фотографии отлично сохранились, все они были сделаны в известной в городе «Мазунинской» фотографии, названной в народе по имени ее основателя и хозяина Николая Михайловича Мазунина. К сожаленью, никого из детей Николая Михайловича уже нет в живых и в настоящий момент мы почти ничего не можем рассказать о месте его рождения, годах учебы и жизни до приезда в Глазов. Известно только, что он родился 1860 году, за год до отмены крепостного права, был учителем и работал в селе Байдалино, а потом вместе со своей женой Елизаветой Францевной (в девичестве Денисюк) приехал в Глазов и жил около дома Жарковских (за женской гимназией), так как не имел тогда своего дома.
Глазов начала 1899 года. Небольшой провинциальный городок. Есть церковь, есть школы, гимназии – мужская и женская, есть солидные здания городской управы, пожарная каланча, на которой в морозные дни вывешивался черный шар, оповещающий учащихся о морозе, есть торговые лавки, но нет фотографии. Однако в 1896 году Николай Михайлович уже занимался фотографией (об этом говорит надпись на одном их снимков), только, по нашим предположениям, в то время еще не было специального помещения для фотографии. Доказательством того, что уже в эти годы Николай Михайлович Мазунин занимался фотографией, служат записи, сохранившиеся в двух записных книжках, из которых мы узнаем, что Николай Михайлович часто ездил в Пермь, Вятку, Екатеринбург, Сарапул, Вологду для покупки химикатов, фотоматериалов, необходимых в работе.
Николай Михайлович был человеком своего времени. Обладал живым, пытливым умом, практической сметкой, чуткостью ко всему прогрессивному. Фотография только входила в моду. Однажды ему попалась в руки книга Дагера, художника и изобретателя, создателя первой в мире фотографии. Начал учиться, много читать, практиковаться. Затем его приняли членом Российского фотографического общества. Особое внимание молодой фотограф уделял не просто фотографии, а фотографии художественной, где можно было выразить свое отношение к людям.
В девятисотые годы Николай Михайлович, коллежский асессор, член городской Думы принимает решение о строительстве большого дома, в котором находилась бы фотография. Идея захватила Николая Михайловича, и он покупает участок земли. Сохранился документ о купле земли, в котором говорится следующее: член Глазовской городской управы, Александр Иванович Птицын, действующий по уполномочию Глазовской Городской Управы... и чиновник Николай Михайлович Мазунин, живущие в г. Глазове, явились с объявлением, что они Птицын и Мазунин совершают договор купли-продажи на следующих условиях: уполномоченный Глазовской Городской Управы Александр Иванович Птицын продал чиновнику Николаю Михайловичу Мазунину, согласно постановлений Глазовской городской Думы от 14 октября 1900 г. и 18 сентября 1903 года, два пустопорожних, принадлежащих Глазовскому городскому обществу усадебных участка земли, находящихся в городе Глазове на углу улиц Николаевской и Старо-Гласинской, а по вновь утвержденному плану Николаевской и Воскресенской, в квартале под номером 43 мерою: первый – по улице Никольской – 526,5 квадратных сажень, по улице Старо-Гласинской 90 квадратных сажень за сумму 465 рублей 90 копеек, каковые Мазуниным и уплачены Глазовской Городской Управе. Расходы по совершению сего акта Мазунин принимает на свой счет. Продажа эта совершается с тем, чтобы согласно правил, утвержденных Городской Думой 12 февраля 1897 года и 15 декабря 1899 года, чтобы купленные места были обнесены приличными заборами и по улице построены тротуары с канавами в течение годичного срока, а постройки должны быть возведены: каменные в течение 5, а деревянные – в течение 3 лет со дня совершения крепостного акта, а при несоблюдении сего участки отбираются в пользу города, для продажи другим желающим».
Этот акт купли-продажи внесен в крепостную книгу по городу Глазову. Исходя из вышеприведенного акта и принимая во внимание тот факт, что коллежский асессор Николай Михайлович Мазунин был законопослушным гражданином, интеллигентом в самом высоком понимании этого слова, честным и исполнительным, мы можем считать, что к октябрю 1903 года дом с первой фотографией города Глазова был уже построен. Дом был построен по проекту, разработанному самим Николаем Михайловичем: в семье Мазуниных сохранился план и нарисован фасад будущего жилого дома, где должен разместиться павильон со стеклянной крышей. Так как от природы Николай Михайлович был хорошим рисовальщиком, то план местности и фасад дома были выполнены акварелью и тушью настолько чисто и четко, что проект сохранился до сегодняшнего дня. На участке, купленном Николаем Михайловичем в 1903 году, планировалось построить флигель по плану, утвержденному городской управой. В силу каких-то обстоятельств этот флигель не был построен, но была построена баня, хозяйственные постройки, колодец.
Так в Глазове появилась настоящая фотография. Здесь же, на жилой половине, разместилась большая семья Николая Михайловича Мазунина.
Фотография тех лет была сложной. Громоздкая, тяжелая аппаратура, установленная на длинной массивной треноге, фотокамеры были разного размера: от большой – размером с современный телевизор до малой портативной камеры. Стеклянные кассеты были в деревянных рамках, чтобы их отпечатать были необходимы рамки разных размеров, что зависело от величины фотографии. Для проявления и промывки негативов и фотографий были необходимы больших размеров кюветы. Иногда Николай Михайлович выбирался со своим огромным «детищем» в деревню. Для этого требовался обоз в две телеги, куда грузилось это тяжелое хозяйство.
Для промывки фотографий было необходимо много воды и Николай Михайлович сконструировал подобие современного водопровода; в колодец опустил шланг, провел до дома трубы, поставил насос для накачивания воды в специальный бак, установленный на чердаке дома…
Фотография Мазунина была в городе популярной, всем нравился ее хозяин, высокий, красивый, очень вежливый и обходительный человек, всегда одетый с «иголочки». В то время фотографирование проводилось при дневном свете и требовалось огромное мастерство, чтобы создать необходимые условия для съемки. Поэтому фотограф тщательно и долго выбирал позицию, поворот головы, необходимое освещение, проверял, как лежит одежда, подвигал небольшой белый экран для подсветки, открывал или закрывал до нужного положения шторы на большом стеклянном проеме в стене. А крыша павильона давала ровный, мягкий рассеивающий свет. Часто в фотографию приходили семьями, группами. Николай Михайлович умело рассаживал посетителей так, чтобы все лица были четкими, видными, выбирал нужные декорации, соответствующую мебель, пытался создать на фотографии живую сюжетную картину.
Младший сын Николая Михайловича – Валериан – с малых лет пытался усвоить опыт отца, впоследствии он унаследует дело своего отца. В 1915 году Валериан Николаевич, призванный в армию в 1912 году (об этом свидетельствует фотография, на которой он сфотографирован со своими сестрами – Конкордией, Екатериной и Эмилией, работавшей в женской гимназии классной дамой), вернулся с Первой мировой войны.
Николай Михайлович принимает решение о передаче в дар своему сыну «собственно ему принадлежащую фотографию с полным ея оборудованием: аппаратами, камерами, объективами, треножниками, увеличительным аппаратом, прессами, декорациями, мебелью и прочими принадлежностями ея, находящуюся при моем доме, по Никольской улице в г. Глазове, а я, Валериан Николаевич Мазунин, дар этот принимаю с благодарностью… Цену даримому имуществу определяем по совести в одну тысячу рублей. Коллежский асессор Николай Михайлович Мазунин. Потомственный Почетный Гражданин Валериан Николаевич Мазунин». Этот документ был заверен в конторе Глазовского нотариуса Виктора Алексеевича Александрова, находившейся на углу Никольской и Кругло-Чепецкой улиц, в доме Ванчугова, акт скреплен гербовой печатью Вятской губернии.
Николай Михайлович Мазунин был женат на Луизе Францевне, урожденной Денисюк, тоже учительнице. У них было девять детей, двое умерли еще в младенчестве. Большая семья Мазуниных жила дружно, при доме был большой сад и огород. В саду росли яблоки, кедр, дуб, грецкий орех, лиственницы, что было в то время диковинкой. В саду по весне расцветали душистые ландыши на клумбе, выполненной в виде якоря. Вдоль забора была посажена хвойная и березовая аллея. Зимой здесь строили ледяные горки. В саду для детей был построен весенний миниатюрный домик, в домике на столе стоял маленький самовар, дети пили здесь чай. Вечерами за большим столом в саду собиралась вся семья, играли в лото, вели беседы за чаем.
Семья жила небогато, но все дети были хорошо одеты, обуты, все учились в гимназии. Окончили гимназию Екатерина, Мария, Эмилия, Конкордия, Викторин, Валериан. Все получили образование и вышли в люди. Викторин писал прекрасные стихи, Конкордия и Эмилия вышивали, рисовали красками на шелке, выжигали по дереву, увлекались огородничеством, умели играть на музыкальных инструментах: пианино, гитаре. Будучи классной дамой в женской гимназии, во время перемен Эмилия играла на пианино, находившемся в зале.
В 1932 году, уже при Советской власти, Николай Михайлович вместе с сыном безвозмездно передали фотографию Глазовской артели инвалидов. Об этом есть соответствующий документ, датированный 21 марта 1932 года. Документ гласит: «Сим доверяю сыну своему Валериану Николаевичу Мазунину заключить договор на отдачу части своего дома с павильоном в бесплатное пользование для занятия фотографией артели инвалидов, согласно прилагаемых чертежей с описанием земли под огородом и частью дома 300 квадратных сажень. Часть дома отдается в бесплатное пользование фотографии артели инвалидов... В уступаемой части дома рабочая комната с пятью окнами, отдельная комната с двумя окнами и лаборатория с одним окном в сад. 21 марта 1932 г. Н. Мазунин».
Семья осталась жить на прежнем месте, Валериан Николаевич остался работать в фотографии, но теперь уже числился как служащий артели инвалидов. К этому времени работали ученики Николая Михайловича и его сын, сам он главные работы выполнять уже не мог, но помогал и делом, и советом.
В 1935 году Николая Михайловича не стало, он был похоронен на кладбище недалеко от Покровской церкви. Позднее, когда церковь снесли, он был перезахоронен.
Все дети к этому времени разъехались, и в доме проживала только Елизавета Францевна, ее сестра Матильда Францевна и семья Валериана Николаевича – его жена Юлия Васильевна, дочь Элеонора и сын Владислав. Сегодня единственный в нашем городе потомок Николая Михайловича Мазунина – Владислав Валерианович.
В середине 70-х старую мазунинскую фотографию закрыли. Дом перевезли в поселок Никольский, где он и стоит по сей день.
На месте, где когда-то был старинный дом Мазунина с чудесным садом находится здание бани, и как напоминание о былом растет старая черемуха. Все оборудование фотографии, уникальная цейсовская аппаратура, все то, что простой учитель приобрел на свои скромные накопленные им сбережения, все, во что он вложил часть своей горячей и ищущей души, исчезло бесследно, а вместе со всем этим кассеты и фотопластинки, на которых были запечатлены известные в то время люди, купцы, чиновники, члены городской Думы и земства, простые глазовчане…
Такова история и судьба первой фотографии города Глазова, написанная на основании некоторых воспоминаний и документов, хранящихся в личном архиве Владислава Валериановича, внука Николая Михайловича Мазунина.
|