На сайте вы можете: создать собственную страницу, добавлять и редактировать фотографии и тексты;
просматривать Галерею сайта и страницы других участников проекта в полноформатном режиме;
вести пофамильный, хронологический, а также географический (по месту съёмки) поиск, пользуясь поисковым
фильтром;
обмениваться сообщениями с другими участниками проекта с помощью внутренней почты сайта;
получить полезные сведения и рекомендации по генеалогическому розыску;
стать одним из авторов общенациональной биографической фототеки, а также участником программы «Вся Россия в
лицах и биографиях».
Присоединяйтесь!
Перепечатка материалов раздела Публикации допускается только с разрешения редакции проекта. Ссылка на «Большой Русский Альбом» обязательна
|
Публикации
Белые пчёлы
История поиска одной фотографии
Генрих Лазаревский, Гатчина Ленинградской обл.
Не каждому дано лицезреть облик своего прапрадеда. Редко в каких семьях могут встретиться снимки столь давнего предка, которого по его двум приставкам «пра» уже принято относить к пращурам. Кстати, Павич в своих книгах упоминает интересную сербскую традицию – называть потомков, идущих после правнуков, «белыми пчёлами». Так вот, на правах одной из «белых пчёл» расскажу, какой тернистый путь пришлось проделать фотопортрету моего пращура прежде, чем оказаться у меня.
Надо сказать, что после смерти моего прадеда Анатолия Васильевича в 1920 году не осталось ни одного снимка с его изображением. Способствовало этому ещё и то, что моя прабабушка Анна Максимовна почти сразу после смерти мужа была арестована и отправлена в ссылку. Бабушка же была совсем ещё ребёнком и осталась на попечении родственников.
Сегодня от обширного архива Лазаревских остался лишь один фотоальбом, подаренный прадеду сослуживцами ещё в далёком 1892 году, когда и.о. Тобольского губернского прокурора А.В.Лазаревский был переведён на службу в Киевскую Судебную Палату. Прощались (судя по паспарту фото) со статским советником Лазаревским весьма сердечно.
Фото некоторых сослуживцев прадеда, три фото с его сводным братом Сергеем и сыном его Василием, - вот и всё, что осталось от богатейшей «начинки» альбома, представлявшего когда-то одним своим видом интерес для любителей антиквариата. Один переплёт, искусно инкрустированный слоновой костью, чего стоил!
К сожалению, за годы ссылки прабабушки и за военное лихолетье альбом сильно «потощал». Многие листы были вырваны неизвестными.
Уже после смерти бабушки альбом взяла для реставрации моя тётушка – музейный работник. За 21 год хранения у неё альбом был не только не отреставрирован, но и пришёл в совершенный упадок. Сейчас я веду с ней переговоры о передаче альбома мне для дальнейшего восстановления этой семейной реликвии.
Ещё в альбоме хранятся немногочисленные снимки т.н. «казённых домов», т.е. тюрем, которые опекала первая супруга прадеда Ирина, будучи директрисой попечительского комитета всех подобных учреждений Саратовской губернии. А когда-то, по воспоминаниям прабабушки, в альбоме были фотопортреты Горького, Луначарского, и даже Ленина с дарственными надписями!
Прадед принадлежал к очень известной семье, содержал в Гатчине самую крупную библиотеку, которую, по воспоминаниям старожилов, посещал Куприн. Был А.В.Лазаревский также благотоворителем и нередко помогал материально будущим революционным «воротилам».
Время показало, что большевики за всё это добро отплатили злом. Хотя ещё при жизни, в 1919 году, прадед передал городу собрание книг в 20 тысяч томов.
Летели годы. Бабушка так и ушла в мир иной, не зная даже, как выглядел её родной отец.
И вот, в самом начале 1998 года местный краевед В.И.Николаев дарит отцу небольшую книжку «Охотничий домик Некрасова в Чудове», выпущенную ещё в 1987 году. В книжке был фотопортрет Василия Матвеевича Лазаревского, который приходился прадеду отцом. – С овальной фотографии угрюмо взирал смуглый мужчина с окладистой бородой, подпирая голову правой рукой (фото 1).
Более всего поражала воображение, конечно, эта умопомрачительная борода. Ну, и «стальной» взгляд предка тоже добавлял интереса.
Уже позже я узнал, что прапрадед был не только крупным чиновником МВД (тайный советник и член совета Главного управления по делам печати), но и сам пробовал себя в литературе, писал рассказы и повести, даже переводил шекспировских «Короля Лира» и «Отелло».
А круг его знакомств ещё больше поражает воображение: Даль, Шевченко, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский!
Впрочем, в последующие 10 лет я не особо интересовался возможностью поиска оригинала данной фотографии. Пока дальний родственник с Украины (А.А.Лазаревский) не привёз ксерокопию фото, которое, несомненно, являлось первоисточником той иллюстрации из «некрасовской» книжки. С той лишь разницей, что вместо овального портрета по пояс новое фото «захватывало» пращура в полный рост, с креслом, столиком и с собакой впридачу (фото 2).
Теперь надо было установить место хранения оригинала фотографии. Помочь в этом мог, конечно же, только тот самый украинский родственник. К сожалению, лично знакомы мы не были. И, по странному стечению обстоятельств, его координаты я узнал всего лишь за несколько часов до его кончины.
Это, безусловно, отдалило желанный результат поиска. Но мир не без добрых людей, и, благодаря друзьям покойного, мне удалось установить местонахождение заветного фото. Им оказался Национальный Музей Шевченко в Киеве (в Киеве проживал младший брат прапрадеда – историк Ал. Матв. Лазаревский). Дальше последовали многочисленные звонки в Киев и обильная электронная переписка, продолжавшаяся около 9 месяцев.
За это время я приобрёл ещё одно издание («Тропа к Некрасову», Л., 1987), где был фрагмент ожидаемого с Украины портрета. На этот раз лицо пращура напомнило мне чем-то известного артиста прошлых лет Бориса Андреева. И стальной взгляд куда-то пропал, уступив место взору лирическому и даже поэтическому. Правда, ретушь «сгладила» выдающийся сократовский лоб, так выделявшийся в предыдущем издании (фото 3).
Вскорости, благодаря усилиям сотрудника НМШ В.М.Яцюка, цифровая копия фотопортрета Василия Матвеевича Лазаревского добралась-таки до его потомка (фото 4).
Итак, это фото работы Константина Шапиро, датируемое 1886 годом. В 1940-х годах, судя по данным некрасовского трёхтомника «Литературного наследства», ещё один экземпляр этой фотографии принадлежал Областному Историческому Архиву города Горького.
В Горьком, когда он ещё был Нижним Новгородом, служил и проживал младший сын прапрадеда Сергей. Ему принадлежал богатейший архив отца, в котором были подлинные рукописи Герцена и Гоголя, а также многие редчайшие издания.
Очевидно, фото в «некрасовских» изданиях скопированы (пересняты) именно с «горьковского» экземпляра. К сожалению, установить его местонахождение (и вообще наличие) мне не удалось, хотя я добросовестно наводил справки в двух нижегородских архивах…
Так или иначе, но благодаря двум сыновьям Украины – Владимиру Яцюку и Олесю Федоруку – страницы «Большого Русского Альбома» пополнились тремя прекрасными старинными фотографиями, об одной из которых и шла речь в этой статье.
16 ноября 2010 года.
|