Из истории русского балета. Матильда Николаевна Мадаева
Сергей Володарский, Харьков
История русского балета знает немало имён знаменитых и талантливых балерин, таких как Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина. Но есть и такие имена, которые сегодня незаслуженно забыты, имена, которые в своё время блистали на сценах российских императорских театров, имена, о которых должны помнить нынешнее и будущее поколения. Об одном из таких имён и хочется рассказать вкратце в этой статье.
Матильда Николаевна Мадаева (сценический псевдоним «Матрёна Тихоновна») родилась в 1842 году в Москве. По окончании в 1861 году Петербургского театрального училища, поступила на сцену Мариинского театра в Санкт-Петербурге. С самого начала своей сценической деятельности Матильда Николаевна показала себя талантливой балериной, характерной танцовщицей. Лучше всего, по воспоминаниям современников, ей удавалась русская пляска с её широтой, мягкостью и задушевностью.
Протанцевав на сцене Мариинки 17 лет (с 1861 по 1878 гг.), Матильда Николаевна была лучшей исполнительницей партии Царь-девицы в балете «Конёк-Горбунок». Также ей удавались партии в балетах «Нимфы и сатир», «Ливанская красавица», «Дочь фараона», «Фиаметта, или Торжество любви».
Личная жизнь Матильды Николаевны сложилась как нельзя удачно для балерины XIX века. Она вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1840–1918), у них родилась дочь Надежда (? –1920).
Михаил Михайлович отличался ласковой приветливостью, но, как все Голицыны, был сдержан в проявлении чувств. Жил он с юных лет в Петербурге, был военным и состоял в Конногвардейском полку. Женитьба на Матильде Николаевне Мадаевой, балерине Мариинского театра, по понятиям того времени считалась мезальянсом, и была несовместима с пребыванием в гвардейском полку. Михаилу Михайловичу пришлось подать в отставку.
«Скандальная» женитьба не помешала ему, однако, дослужится до генеральских чинов и стать Генерал-адъютантом Свиты Его Величества.
К сожалению, остаётся добавить немногое. Матильда Николаевна скончалась в Петровском в 1889 году (по другим источникам в 1880 г.). Похоронена в Москве, в Донском монастыре.
В своих воспоминаниях князь Кирилл Николаевич Голицын с душевной теплотой отзывается об этой супружеской чете, об их дочери Надежде. Благодаря его отрывочным воспоминаниям стало возможно, хотя бы частично, составить образ нашей героини.
Литература:
Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1. Ленинград, 1938.
Красовская В., «Русский балетный театр второй половины XIX в.», Ленинград-Москва, 1963.
Голицын К.Н. «Записки князя Кирилла Николаевича Голицына», Москва, 1997.
Фотография М.Н.Мадаевой работы К.Бергамаско, 1865 год. Харьков, частное собрание С.Е.Володарского.