Осколки прошлого, или Путь навстречу
Татьяна Маслова, Балашиха
Эта почти детективная история с продолжением только что разыгралась на сайте «Большой Русский Альбом».
Сначала присказка, или о неслышных шагах судьбы. После молодости, проведённой так, как мне хотелось – за управлением вертолётом и на разных аэродромах ДОСААФ, впереди ничего интересного не предполагалось. Что ещё может случиться с человеком, покинувшим небо и живущим вдруг обретённой семейной жизнью? Дочь выросла. Молодой и неуёмный муж предложил освоить компьютер. Самому было некогда.
Четыре года борьбы со своенравным устройством принесли свои плоды. От знания, что надо «щёлкать мышкой» ушла далеко. Решила – можно подключить Интернет. Робко открыла поисковик… Узнала, что в нём надо набрать слово для поиска. Подумала, что давно хотела узнать хоть что-то о родине деда, городе Кологриве. Вспомнила, что девичья фамилия прабабушки была Соболева –добавила и её в строку поиска. Результат ошарашил. Мне было предложено зайти на сайт «Большой Русский Альбом», где имеются сведения о ней. И действительно, там, в списке дореволюционных фотоателье упоминалось, что она владела одним из них в Кологриве.
Сам сайт удивил строгим оформлением и отсутствием рекламы. Посчитав попадание на него удивительным подарком судьбы, я решила разместить на нём имеющиеся старые фотографии. Сначала хотела несколько самых интересных, чтоб имена людей не потерялись во времени. Но неинтересных фотографий просто не было. Даже если это были снимки одного человека, мне каждый из них казался отдельной художественной картиной со своей разворачивающейся на ней историей. Это, видимо, осталось от школы. На школьных уроках литературы наша, как сейчас понимаю, гениальная учительница Надежда Сергеевна Перовская (жена поэта Юрия Леднева) учила нас писать сочинения по картинам художников: «Царевна-Лебедь», «Фашист пролетел»….
В это же время мои многочисленные молодые родственники с фамилией Цареградские стали просить меня то составить дерево родословной, то написать про предков. Мотивировали тем, что они заняты, деньги зарабатывают, а мне, по их мнению, всё равно делать нечего. Привезли большой семейный альбом.
Тогда же мой муж облазал все закоулки старого юрьевецкого дома и принёс пакет, набитый выбранными из мусора фотографиями и осколками негативов. Попросил привести в порядок. Дом неоднократно подвергался бессмысленным набегам малолетней юрьевецкой шпаны, поэтому всё в нём было разбито и раскидано. И я стала разбирать эти остатки.
Книга про семью не двигалась. Ведь я не жила в те времена и не знаю, что было. А выдумывать было бы неправильно. Неожиданно получилась другая книга, про других людей и время. Про путь девочки из провинциального городка в авиацию. А здесь – тупик.
И вот, выкладывая фотографии на сайт «Большого Русского Альбома», я поняла, что надо делать. Это будут хроники семейного альбома. Больше альбом, чем воспоминания. И дело пошло. Разместив в книге сканирование последнего негатива, я написала заключительную фразу главы о Цареградских в Кологриве: «Вот и всё. Больше ничего нет». И собралась отдать её племяннику – он обещал сделать копии всем родственникам.
Во время работы над хрониками я время от времени заходила на сайт Кологрива. Пыталась найти улицу, на которой стоял старый дом. На сайте шла оживлённая переписка, как я поняла, с местным краеведом Эмилем. Подумала, что позднее свяжусь с ним. Узнаю, как приехать в Кологрив.
Однажды после 0 часов – в Интернете самое интересное происходит обычно после 0 часов – на мой почтовый ящик на сайте «Большого Русского Альбома» пришло сообщение. Уже выключая компьютер, я стала его просматривать. Сообщение было от Эмиля Тимганова из Кологрива (удивилась, как быстро он сам нашёлся):
«Представьте, у меня тоже есть фотографии Цареградских! – писал он. (Тут радость, что кто-то остался в Кологриве. Можно будет приехать в гости. А если остались, то почему не писали до сих пор?) Это всё были мои мысли. Но оказалось, что не писали по уважительной причине. Они все давно умерли. И снова во многом всё случилось из-за войны. В первый год войны погиб на фронте Владимир Николаевич Малиновский – мальчик Вава с фото «Бесстрашие жизни». Вслед за ним погиб Николай Цареградский. От голода умер оглохший Василий. Мужчин в доме не осталось.
Нарядные девушки и кавалер • Модный житель Кологрива • Офицеры
Далее повествование продолжает сам Эмиль Тимганов, вот текст его письма:
«Уважаемая Татьяна!
С огромным интересом и большим волнением рассматривал я старые фотографии семьи Цареградских, размещенные Вами на сайте «Большой Русский Альбом». Дело в том, что живу я в небольшом костромском городке Кологрив, на родине Цареградских, кроме того, давно занимаюсь местной историей.
Представьте, у меня тоже есть немало фотографий Цареградских, попавших ко мне совершенно случайно. Я, признаться, уже и забыл про них, но на днях, «путешествуя» по просторам Интернета, случайно «забрел» на замечательный сайт «Большой Русский Альбом». Как обычно, «забил» в поисковике свое любимое слово «Кологрив» и… попал на Вашу страничку. Нахлынули воспоминания…
После окончания университета, в 1995–1997 годах, я работал научным сотрудником Кологривского краеведческого музея. В нашем городе тогда было немало старинных домов, в которых никто не жил. Эти заброшенные купеческие и мещанские домики разрушались и постепенно умирали, покинутые своими хозяевами, производя довольно гнетущее впечатление. Впрочем, человеку любопытному в них можно было найти немало интересного. Я любил обследовать эти дома, нередко находя интересные для краеведа вещи – старые книги, фотографии, документы, старинные предметы быта.
Однажды, солнечным зимним днем 9 февраля 1997 года судьба занесла меня к старому, полуразвалившемуся двухэтажному дому на улице Павлова, в котором уже лет 10 никто не жил. По словам соседей, до середины 1980-х здесь обитала семья Завьяловых, а еще раньше проживали некие Цареградские, о которых практически никто уже и не помнил.
Насколько помню, на обоих этажах дома ничего интересного я не нашел, видимо, все разграбили местные мальчишки. Зато на чердаке, среди куч старого хламья, попалось несколько красивых картонных коробочек, заполненных стеклянными негативами. Кроме того, осколки негативов были разбросаны по всему чердаку, к сожалению, подавляющее большинство их было безвозвратно утрачено. Количество негативов было так велико, что не оставалось сомнения: когда-то в этом доме располагалось фотоателье. Бережно собрав все, что можно было восстановить, я покинул этот дом.
Так я стал обладателем интересной коллекции старых негативов, на которых были изображены кологривчане 1900–1940-х годов. Целая галерея симпатичных ушедших в прошлое людей – священнослужителей, учителей, гимназистов и гимназисток, крестьян и чиновников, офицеров царской армии и красноармейцев, детей, взрослых, стариков… Впоследствии незнакомые люди, вырванные из небытия, стали «героями» выставки «Осколки прошлого».
Наведя справки у старожилов, я узнал, что дом этот когда-то принадлежал дьякону Успенского собора Василию Цареградскому. Жена его, Ольга Константиновна, держала фотоателье в начале XX века. Судя по всему, это была семья фотографов: по словам пожилых жителей Кологрива, в 1920-1940-е годы фото занимались 3 брата Цареградских. В музее, кстати, в моем ведении был фонд ценной и редкой книги, документов и фотографий, поэтому я не раз видел дореволюционные фотографии с печатью «О.К.Цареградская. КОЛОГРИВЪ», попадались и фотографии с подписью «А.Цареградский», «фото Николая Цареградского»…
Вот такая история. Посылаю Вам несколько отсканированных фотографий, найденных в доме Ваших предков. Будет замечательно, если Вы кого-то узнаете, и безымянные незнакомцы обретут имена.
Уважаемая Татьяна! Возможно, Вы захотите побывать на родине своих предков. Приезжайте, будем рады видеть Вас в славном городе Кологриве, покажем все наши достопримечательности, которых немало. Может быть, удастся найти каких-либо Ваших родственников.
С уважением, Эмиль Тимганов, редактор газеты «Кологривский край».
Через сайт «Большого Русского Альбома» ко мне навстречу идут новые друзья. Кто-то из них занимается историей авиации, кто-то – историей старого костюма или родного города. Они радуются каждому снимку в «Альбоме». Наше будущее продолжается прошлым.
Ольга Константиновна Цареградская с семьей • На природе • Серьезный красноармеец
Ангелочек • Вечная память
Красная Армия всех сильней • Рабочие в Кологриве
Ремесленники • Печать фотоателье О.К.Цареградской в Кологриве Костромской губ.
Удивленная девочка с мамой • Групповой портрет. В центре - Николай Цареградский • Умудренность