Вся Россия в лицах и биографиях
Полный текст интервью руководителя проекта «Большой Русский Альбом» Андрея ПАПУШИНА «Московскому журналу» (№ 9, 2010)
Став частью современной культуры и повседневной жизни, интернет год от года занимает в ней все большее пространство. И одной из наиболее часто обсуждаемых в Сети тем является в последнее время тема семейной истории.
Раньше заниматься генеалогией в нашей стране было крайне сложно, а в определенный период – и не безопасно. В начале 1990-х годов начался настоящий генеалогический бум: люди обратились к своим старшим родственникам, бросились в архивы в надежде узнать и сохранить свою семейную историю. В конце 1990-х стали появляться и сайты, на которых была представлена история той или иной семьи, рода или целого сообщества людей…
Интернет-портал «Большой Русский Альбом» (www.rusalbom.ru) также посвящен теме генеалогии, но в отличие от других ресурсов задуман и осуществляется как проект общенациональной биографической фототеки. За два года своего существования он объединил несколько сотен человек и сегодня содержит более 9 тысяч фотографий периода 1850-х-1957 годов, сопровождаемых биографической информацией.
О некоторых особенностях, проблемах и перспективах проекта мы побеседовали с его руководителем Андреем ПАПУШИНЫМ.
− Андрей Вячеславович, как возникла идея создания проекта?
− Мне трудно ответить на этот вопрос односложно. Идеи ведь не падают «вдруг», как яблоки, к тому же и яблоку, чтобы упасть, нужно созреть…
Конечно, есть зримая канва. Есть Школа журналистики «Известий», где я работаю, в ней – фотокласс. В программе фотокласса – такие учебные дисциплины, как история фотографии, портрет, фотожурналистика… И вот в 2005 году мне показалось интересным предложить студентам воспользоваться – в качестве своеобразного учебного пособия – собственными семейными фотоальбомами. В самом деле: здесь вам и история русской фотографии (а очень многие старые фото имеют паспарту с данными о фотоателье, месте съемки, именем владельца), и портретное фото (т.е. характерные для определенного времени манера и сюжеты съемки)… И здесь же – начала фотожурналистики, поскольку задачей было сопроводить фотографии информацией – хотя бы краткой биографической справкой о тех людях, что запечатлены на фото.
Замечу, что поначалу некоторые активно «отнекивались»: мол, нет у меня в семье старых снимков. Или другой резон: какие-то снимки есть, но нет информации – что за люди, каким образом оказались в семейном альбоме… Отговорки ведь всегда находятся. – Но фокус в том, что в итоге «отказники» представили самый интересный материал: приносили старые – еще дореволюционные – альбомы, фотографии, которые я иначе как шедеврами назвать не могу.
Спрашиваю: вы же говорили, что нет ничего? – Оказалось, есть. Но для этого пришлось съездить к старшим родственникам, и не куда-то за тридевять земель, а в другой район Москвы, на соседнюю ветку метро (хотя были и такие, кто ездил к «своим» в глубинку). Пришлось пообщаться с бабушками и дедушками, поинтересоваться историей собственной семьи. Т.е. достаточно было преодолеть собственную леность – и результат не заставил себя ждать.
Кстати, здесь возник и еще один сюжет – воспитательный, связанный с темой преемственности поколений. И чуть позже, когда мы организовали первую выставку, этот сюжет проявился воочию. На открытие пришли как раз те люди, что когда-то были запечатлены на старых фото детьми. И были слезы – думаю, от того, что вот – их внуки теперь не забывают их, что семейная история продолжается…
И еще одно. Рассматривая фото, создалось отчетливое впечатление, что смотришь иллюстрированную человеческими лицами историю страны, отраженную в судьбах конкретных людей. Надеюсь, молодые люди, участвовавшие в проекте, тоже прониклись этим чувством – чувством личной причастности к судьбе страны, гордости за «своих» и благодарности им.
Словом, первая выставка под названием «Другие» (136 фото) прошла в 2005-м в «Известиях» и в Фотоцентре Союза журналистов России, вторая − в 2007-м… Участвовали в проекте 71 человек – студенты и преподаватели Школы. Т.е. строго говоря, поначалу проект носил «корпоративный» характер. Но претендовал на большее: в самом деле, почему было не предложить участвовать в нем всем желающим?
Я написал несколько писем: некоторым бизнесменам, чиновникам московского правительства, общественным деятелям. Ответа не последовало. И тогда я решил сделать то, что смогу, сам. С помощью друзей и знакомых. – Так в августе 2008 года появился проект и интернет-сайт «Большой Русский Альбом. Вся Россия в лицах и биографиях из семейных архивов».
Но это – как я предупредил – зримая канва, которую я могу изложить поэтапно. Есть, однако, и незримая история – история созревания – которую, опять же приблизительно, я веду с 1995 года, со времени публикации в «Московской правде» небольшого эссе «Все для тебя, дорогая». Кстати, это эссе мы поместили на сайте как некую идеологическую основу, или манифест проекта. Впрочем, есть и более обстоятельный манифест – моя статья «Дар случайный, дар напрасный» (1993), впервые опубликованная в «Литературной России». Пожалуй, именно с нее все и началось. Как видите, никакого «вдруг» не было.
− Как можно сформулировать основную идею проекта?
− По сути, идея заключается в том, чтобы признать право обычных людей на заслуженное ими место в истории страны. Если хотите, в том, чтобы оправдать их жизнь, - тем более, что в годы демократизации некоторые публицисты договорились до того, что назвали их жизни «непрожитыми». Т.е. попросту нивелировали судьбу целых поколений. Между тем, именно им наша страна обязана очень многим, если не всем.
Есть и еще мотив. Нам в последние годы историю России преподносят зачастую как историю Русского Зарубежья – где, мол, хранились традиции и дух «подлинной» России. По крупицам собираются свидетельства тех, кто однажды – раз и навсегда – потерял Родину, но, как говорится, «пронес ее в своем сердце»…
Только дело в том, что Россия никуда не эмигрировала. И наши с вами родные – обычные люди – вынесли ее на себе через все изломы и катаклизмы 20 века. Но их свидетельства, как выясняется, никому не интересны, не представляют ни малейшей ценности. Их имена, лица, судьбы – тоже. Справедливо это? – Я уверен, что нет. И я считаю, что они заслуживают памяти и благодарности уж нисколько не меньшей, чем многие из тех, чьи имена и лица нам сегодня навязываются.
Кто сможет переломить эту ситуацию? Мы сами и сможем, если вспомним и расскажем (как только мы одни и сумеем) о наших родных и близких. История страны – это их история, на этот раз подлинная, хотя и не выраженная в процентах выплавки стали или, скажем, в направлениях движения полков и дивизий. Страна, народ – это люди. И их жизнь.
− Но, согласитесь, тема эта довольно щепетильная: не всякий решится вынести на публику жизнь своих родных и близких…
− Согласен, в проекте есть «сдерживающие моменты». Я их определяю просто: лень и страх.
Лень лишний раз встретиться с родными, заехать в гости, обстоятельно поговорить, рассматривая, скажем, те же фотографии из семейного альбома. – Успеется!.. Хотя ясно, что времени у нас немного – и в философском и в практическом смысле: старшие поколения уходят и память уходит вместе с ними.
К тому же, этим надо заниматься: записывать что-то, сканировать фото… Словом, все откладывается на потом, а никакого «потом» не бывает. Потом дети указывают на старые снимки, спрашивая: «Пап, а это кто?» – а ответить им нечего.
И, конечно, есть страх. Точнее, предрассудочная боязнь публичности, скрываемая за фразами типа: «Это слишком личное, чтобы выставлять напоказ»…
Я на это скажу следующее: во-первых, никто не требует от людей, участвующих в проекте, выставлять напоказ те действительно интимные стороны жизни их родных, которые должны быть ограждены от посторонних глаз. Что рассказывать, а что нет, какие фото открывать, а какие нет – каждый определит сам. Вопрос не в этом. Вопрос в том, готовы ли мы сказать о дорогих нам людях открыто, а не гордиться ими втихомолку?
Уверен: нам есть чем гордиться, и я не вижу причин, почему мы должны скрывать это чувство гордости. И стыдиться этого чувства совершенно нечего: мы ведь не требуем льгот, не кичимся происхождением, не спешим занять чье-то место… Мы отдаем долг памяти и уважения людям, которые того заслуживают. Той необъятной России, которая должна вновь обрести имена и лица.
Ну, а во-вторых… Одна женщина из Петербурга написала мне: «я хочу иметь гарантии того, что участие в проекте не отразится на мне и моей семье»… − Что здесь скажешь? Мы живем в своей стране – нужно постараться осознать это. Да и какие гарантии? – Против дураков, которые будут, смеясь, показывать пальцами на Доску Почета, гарантий не существует. Но если ориентироваться на дураков – их число будет только увеличиваться.
− Как можно стать участником проекта «Большой Русский Альбом»?
− Для начала – зарегистрироваться на сайте. При регистрации автоматически создается персональная страница (альбом), где каждый участник получает возможность размещать фотографии и комментарии к ним, редактировать их по мере необходимости (например, если появляются новые сведения о людях, запечатленных на фото). Фотографии, выставляемые на персональных страницах, дублируются и в открытой для свободного просмотра основной Галерее сайта. Сегодня она насчитывает более 9 тысяч фотографий, за каждой из которых – люди и их судьбы. Словом, у нас на глазах возникает и ширится многоликая, во многом позабытая нами, и совершенно конкретная Россия.
Добавлю, что участники проекта могут переписываться друг с другом (есть внутренняя почта сайта), вести поиск по материалам сайта, консультироваться с нашими экспертами…
Кстати, пользуясь случаем, хочу от всей души поблагодарить тех, кто бескорыстно предложил нам свои услуги в качестве экспертов и консультантов и активно помогает проекту – Сергея Володарского (Харьков), Александра Пономарева (Иваново), Наталью Филатову (Санкт-Петербург)… Все они – прекрасные специалисты в разных областях, связанных с фото, – и, надеюсь, наша совместная работа будет продолжаться.
Мы также публикуем на сайте статьи на самые разные темы, связанные с семейной историей и историей фотографии; есть интереснейший, на мой взгляд, раздел «Приложения», где люди могут найти много полезной вспомогательной информации. Короче говоря, проще посмотреть самим, чем выслушивать объяснения.
− Вы сказали: участникам проекта доступен родственный поиск…
− …и этот поиск иногда позволяет найти, казалось бы, давно потерянных родственников! Самый яркий пример – саратовская фотография семьи Горнунгов 1914 года, в комментариях к которой активная участница нашего проекта Ксения Фролова написала примерно следующее: «дальнейшая судьба этих людей неизвестна»… Каково же было наше изумление, когда спустя месяц после публикации этого фото на сайт пришло письмо из Австралии, от потомков тех самых Горнунгов: «Мол, Ксения пишет «судьба неизвестна», а мы – вот они!» И такие случаи не единичны.
− Получается, география проекта довольно обширна?
− Сегодня среди участников проекта – люди не только из разных регионов России (от Калининграда до Владивостока), но и из зарубежья, в том числе дальнего: из Франции, США, Канады, Италии, Бельгии, Израиля, Германии, Испании. И, конечно, из стран СНГ и Прибалтики.
Любопытно, что благодаря «Большому Русскому Альбому» возникает что-то вроде землячеств: например, я знаю, что сложилась целая группа людей, семейная история которых связана с Юрьевцем и Солигаличем бывшей Костромской губернии, - при том, что сами они живут теперь в Волгограде, Московской области, Томске и даже в США. Тон здесь, конечно, задала Татьяна Владимировна Маслова из подмосковной Балашихи – ее альбом на сайте насчитывает более 600 фотографий, это богатейшее собрание, несколько поколений семьи, - и подавляющее количество этих снимков связано как раз с Юрьевцем.
− Наверно, не у всех есть столь богатые семейные архивы?
− Конечно, хотя сейчас на сайте – несколько десятков персональных страниц, содержащих более 50 фото: люди вдохновлены возможностью рассказать о своих близких и активно участвуют в проекте, тем самым помогая его развитию и популяризации. Хотя, вы правы: никакой «погони за количеством» нет – и я, например, искренне радуюсь, когда новые участники проекта размещают на сайте одну-единственную сохранившуюся фотографию с портретами дорогих им людей.
− Вы можете в общих чертах обрисовать аудиторию «Большого Русского Альбома»?
− Она очень разная. Есть молодые люди – и люди в возрасте; люди, которые – судя по комментариям к фото – пристально занимаются историей своей семьи, - и люди, для которых персональная страничка на сайте – очевидно, лишь первый шаг в этом направлении. Проект открыт для всех, и каждое, пусть отрывочное и даже «случайное» свидетельство или фото – неоценимый штрих к портрету той многоликой России, которую мы начинаем узнавать заново.
Замечу, что многие пока ограничиваются лишь просмотром Галереи и других материалов сайта – но, надеюсь, рано или поздно придут и к участию в проекте. Мы ведь не случайно в начале нашего разговора сказали о яблоке, которое не вдруг падает…
− Каковы, на ваш взгляд, перспективы проекта?
− Я вполне допускаю, что проект не станет массовым – во всяком случае, не сможет составить конкуренцию таким виртуальным сетям, как, скажем, «В Контакте» или «Одноклассники». Сегодня число запросов сайта составляет примерно полтора миллиона в месяц – и это, конечно, сравнительно немного, хотя база проекта постоянно растет. Думаю, причина не только в том, что проект развивается исключительно на общественных началах, но прежде всего в том, что участие в нем требует усилий. Труда. Определенного душевного настроя. И – чувства ответственности. Другими словами, это – не досуг, не отдых в том смысле, который сейчас вкладывается в эти слова (т.е. не расслабление, и не времяпровождение).
И еще – это не ни к чему не обязывающее виртуальное псевдосообщество. Напротив: мы предлагаем вещи как раз обязывающие, при которых трудно рассчитывать на эффектность и массовость. Это не шоу, не конкурс и не спортивное состязание (у кого фотографий больше). И даже не хобби. «Большой Русский Альбом» – это, на мой взгляд, интересное и важное дело. Или, если угодно, занятие, которое имеет и личностный, и общественный характер одновременно. И при должном отношении к проекту, я уверен, он сможет раскрыть свой потенциал.
...Фотографии сопровождают человека в течение всей его жизни. В детстве это способ «познакомиться» с предками, ушедшими из жизни до нашего рождения; в старости − возможность увидеть образ близких людей, встреченных нами на жизненном пути.
В настоящее время многие люди испытывают потребность в самоидентификации и выстраивании своей семейной истории. Определяя и осознавая место своей семьи в истории страны, они тем самым ликвидируют разрыв, образовавшийся в сознании общества в XX веке. Проект «Большой Русский Альбом» может им в этом помочь. Сегодня это − не имеющий аналогов в Сети крупный комплекс уникальных документов, представляющих интерес как для обычных пользователей, так и для специалистов в области воспитания и образования, культурологии и истории.
Елена Харитонова