Сорок лет на Большой Морской
Туомо Вуори (Хельсинки, Финляндия), Эдуард Шрадер (Санкт-Петербург)
Фридрих-Людвиг Германович Шрадер (23.10.1854, СПб - 03.1931, г. Энсо, ныне г. Светогорск Ленинградской обл.), владелец фотоателье «H.Rentz & F.Schrader», родился в Санкт-Петербурге, в семье Германа Иоганновича Шрадера (Ермолая Ивановича Шрадера) – хозяина мебельной фабрики и достаточно известного резчика по дереву, чьи работы в бывших особняках и культовых зданиях сохранились до сего времени. Отец был в состоянии обеспечить сыну пребывание в Германии и Франции для обучения новой в то время профессии фотографа.
Вернувшись в Петербург, Фридрих-Людвиг стал работать по специальности в фотоателье «А.Рентц и Кº», владельцем которого был его родной дядя по матери Генрих (Андрей) Ренц (Рентц), а с 1893 г. стал его компаньоном – ателье изменило название на «H.Rentz & F.Schrader», сохранив его до 1917 г.
С 1901 г. Фридрих-Людвиг Шрадер – член Правления Императорского Русского технического общества.
С 1903 г. он становится полноправным владельцем этого фотоателье.
Фотография «А.И.Ренцъ и К°». 1877–1891
В 1877 г. Герман Иванович Шрадер и Иоганн-Генрих Иоганнович Рентц приобрели фотографию на Большой Морской улице, 32 у бывшего владельца заведения Вильгельма Яковлевича Лауферта. Покупатели были родственниками, поскольку Г.И.Шрадер был женат на Вильгельмине Ренц, сестре И.-Г.И.Рентца. Новое семейное предприятие заработало, а рисунки паспарту его фотографий показаны ниже.
Оно получило название «А.И.Ренцъ и К°, бывш. Лауферт». Фамилии «Шрадер» в названии фотографии сначала не было, потому что работу в нём сразу стал выполнять сын одного совладельца – Андрей Иванович (Иоганнович) Ренц, что и отразилось на паспарту первых фотографий. Сын же другого совладельца, Фридрих-Людвиг Германович Шрадер, в это время обучался в Европе профессии фотографа. Его обучение и содержание там оплачивал отец, человек не бедный, готовя рабочее место на родине для одного из своих сыновей.
На рисунках паспарту видно, что адрес фотографии изменился. Владельцы дома № 32 начали его перестраивать (Л.Бройтман, Е.Краснова. БОЛЬШАЯ МОРСКАЯ улица. Москва – Санкт-Петербург, ЦЕНТРПОЛИГРАФ, МиМ – Дельта, 2005), и она была вынуждена переехать в соседний дом, № 30. Видно также, что ателье открыло в Старом Петергофе, дачной местности, свое отделение для приезжающих на отдых в летнее время горожан, расширяя производство и окупая затраты на покупку.
Рис. 1-4
Кроме постоянного совершенствования в работе, для бόльшей известности необходимо было участие в фотографических выставках. И в 1891 году фотоателье «А.Ренцъ и Kº» приняло участие в Фотовыставке, которая проводилась V-м отделом (Фотография) Императорского Русского Технического Общества – И.Р.Т.О. Выставка носила название Всероссийской и проходила под патронажем Великого князя Сергея Михайловича, который и сам, увлекаясь фотографией, принял в ней участие со своими работами. На этой выставке фотоателье «А.Ренцъ и Kº» вместе с другими получило поощрительный отзыв («ФОТОГРАФЪ-ЛЮБИТЕЛЬ» № 5, 1891 г.), что было сразу отмечено на новом реверсе (рис. 1-4).
Фотография «А.Рентцъ и Ф.Шрадеръ» («H.Rentz & F.Schrader»). 1891–1900
К этому времени относится возвращение в СПб из Европы Ф.-Л.Г.Шрадера. В этот же период фотоателье получает «ВЫСОЧАЙШУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА» (Александра III-го). Оба эти события отразились на новом рисунке паспарту. К тому же «ПООЩРИТЕЛЬНЫЙ ОТЗЫВ» превратился в «ПОЧЕТНЫЙ» (рис. 5, слева).
Название фотоателье, как видим, изменилось и оставалось таким до его конфискации в незабываемый 1917 г.
30 марта 1894 года в трёх залах по Пантелеймоновской ул., 2 (ныне ул. Пестеля), открылась очередная Фотовыставка. В двух залах располагались работы русских любителей со всех концов России, а третий был отдан под экспонаты приглашённым иностранцам из Англии, Германии, Польши, Финляндии, Франции.
После достаточно подробного описания всех выставленных экспонатов и их оценки, обозреватель журнала «ФОТОГРАФЪ-ЛЮБИТЕЛЬ» в № 6, говорит об иностранном отделе: «Этот отдел, при всем совершенстве техники и выполнения имеет конкурентов в русском отделе, в работах г.г. Ренца и Шрадера и Фишера…»
Золотых медалей профессиональным учреждениям, мастерским и фотографиям на выставке присуждено не было. Серебряные медали были присуждены шести участникам, в их числе «Ренцъ и Шрадеръ» – за прекрасно исполненные портреты, группы и снимки внутри зданий…» («ФОТОГРАФЪ-ЛЮБИТЕЛЬ», № 6, 1894 г.).
Полученная на этой Фотовыставке именная серебряная медаль требовала своего немедленного помещения на паспарту фотографий ателье. И это произошло, что и видно на паспарту снимка (рис. 6, справа). Он стал основным для пяти последующих. Пустое место в виде чистого листа с загнутым углом могло появиться для того, чтобы Он (своей рукой) или Она (своей ручкой) могли написать на нём: «На память от…» Но думается, что его назначение было не только в этом. Здесь могли помещаться будущие награды, на что и был расчёт.
Через год его сменил другой рисунок, когда, идя в ногу с прогрессом, ателье обзавелось телефоном № 1695. Он был написан внизу пустого листа и мог служить для предварительной записи богатых клиентов. Вместе с номером телефона появилась надпись об удостаивании фотоателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» ещё одной «ВЫСОЧАЙШЕЙ БЛАГОДАРНОСТИ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II в 1894 г.», помещённая в правом верхнем углу.
С 24 февраля по 3 апреля 1896 г. проходила очередная Фотовыставка в Москве. Журнал «ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» № 4/1896 в тексте обзора выставки с похвалой отзывался об экспонатах фотоателье «Ренцъ и Шрадеръ» и привёл фотографию правой части стенда, подписанную «Из экспонатов Шрадеръ и Ренцъ въ С.-Петербурге».
На стенде был помещен большой портрет императора Александра III в мундире и фуражке, сидящего на скамье. Уже в наши дни этот портрет, в числе других иллюстраций, воспроизведен - правда, без указания авторства - в книге об Александре III («Император Александр III и Императрица Мария Фёдоровна. Переписка. 1884 - 1894 г.». Авторы-составители Александр Боханов, Юлия Кудрина. - М., «Русское слово», 2001) (рис. 7, справа).
Перед закрытием выставки её посетил и осмотрел Великий князь Сергей Александрович. Последующую после осмотра сцену приводим из подлинника:
Вполне допустимо, что упомянутый портрет Императора со стенда фотоателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» и был подарен Великому князю.
Затем журнал приводит состав экспертной комиссии Московской выставки 1896 года и её решение наградить:
Сообщение о награде помещено именно на изображении пустого листа (рис.8). Но расположены строчки вертикально, что уж совсем необычно. Скорее всего, надо было быстро поместить эти строчки на запасённые бланки, однако их горизонтальное расположение не укладывалось на оставленном пустом листе. Пришлось довести радостную весть до потребителя хотя бы таким образом.
Оставлять паспарту таким и впредь было просто неприлично, поэтому появляется, видимо, очень скоро, следующее паспарту (рис.9), где общее оформление претерпевает некоторые изменения, а награда находит новое место. Чистый лист переносится на другую сторону, где и помещается надпись о награждении, но написанная уже по диагонали, – так читать всё-таки удобнее.
Год 1896-й для фотоателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» был достаточно удачным. После закрытия Московской выставки ожидалось открытие летом того же года другой, более значимой – Всероссийской Промышленной выставки в Нижнем Новгороде. И, разумеется, наше ателье, в числе многих других, поторопилось принять в ней участие.
Журнал «ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ», №10 отдал должное работам А.Ренца и Ф.Шрадера: «Петербургские фотографы Ренц и Шрадер выставили портреты и группы, снятые новым способом, вечером при искусственном освещении, моментально. Среди этих работ есть и не бывшие на Московской Фотографической выставке. Снимки все очень удачны. В особенности хорош портрет г. Вейнберга и большой снимок собаки». – Как видим, «петербургские фотографы Ренц и Шрадер» специализировались не только на портретах «homo sapiens»…
И в заключение в статье о прошедшей выставке приводится, по решению экспертной комиссии, список наград, присуждённых экспонентам фотосекции Нижегородской Выставки:
Следующая, четвёртая медаль, была получена уже не в России, а в Швеции, в 1897 г., – с 15 апреля по 23 сентября в Стокгольме проходила Промышленно-Художественная выставка. На территории выставки был размещён и павильон России, выполненный в русском стиле. В этом павильоне находились две общие витрины с работами российских фотографов. Среди них были представлены и работы фирмы «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ». За них – «высококачественные портреты» – фирма получила серебряную медаль вместе с другими русскими фотографами, что было отмечено в шведской прессе и отражено на фотографиях новым реверсом (рис. 10, слева).
Чистый лист содержит те же строчки на старом месте, только в горизонтальном, привычном для чтения виде, а в начале листа – «Благодарность Императора». Украшением же реверса служат все четыре медали, полученные на прошедших выставках и помещённые в один ряд вверху рисунка. Правда, выстроены они не в том порядке, в каком были получены.
Но и этот рисунок продержался не долго…
Фотография «А.Рентцъ и Ф.Шрадеръ». 1900-1910
Его сменил очередной реверс (рис. 11). Он и сейчас впечатляет изображением классической полуобнажённой фигуры Девы, опирающейся на фотокамеру, и крылатого ангелочка с лавровым венком в лучах солнца, осеняющего все полученные ателье награды.
Но и этот реверс сменили другие – с очень важными добавлениями. Они отражают значимые события в жизни фирмы «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» и относятся к периоду 1900 – 1903 гг. Адрес ателье снова изменился и причины его были те же, что и раньше - расширение и переделка дома владельцами.
С 1900 г. Фридрих-Людвиг Шрадер становится постоянным членом Императорского Русского Технического Общества (И.Р.Т.О.), что давало право помещать Государственный герб России на своей продукции.
Добавлены строчки и о ещё одной очень престижной награде 1900 г. - «Grand Prix» на Всемирной выставке в Париже.
В эти же годы - 1902-1903 - открывается отделение фирмы на Невском пр., 75 («Фотографии на память. Фотографы Невского проспекта 1850-1950». - Изд. «СЛАВИЯ», Санкт-Петербург, 2003). Оно называлось тоже по-французски «Photograhie Nouvelle» («Новая фотография») и располагалось в «Фотографии И.Таубе» («Весь Петербург», 1899 г. - С.1228. Раздел «ФОТОГРАФИИ». Таубе Иоганн Яковлевич, Невский пр., 75). Его возникновение можно объяснить только сменой адреса и места жительства на Б.Морской, 30, связанных с этим подготовкой к переезду, самим переездом, перевозкой накопленного за много лет оборудования и обустройством на новом месте другого, не менее достойного, фотоателье (рис. 12, слева).
Текущую работу тоже нельзя было прекращать, чтобы не терять постоянных клиентов и заработка для работников, которых в ателье было 18 человек (воспоминания Александра Шрадера, сына Фридриха-Людвига).
Ниже приводится копия выписки из «СПРАВОЧНОЙ КНИГИ о лицах С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО КУПЕЧЕСТВА, получивших с 1 ноября 1901 г. по 1 января 1902 г. сословные свидетельства по 1-й и 2-й гильдиям, промысловые свидетельства 1-5 разрядов на промышленные предприятия». С.-ПЕТЕРБУРГ, 1902», с.794:
«ШРАДЕР, Фридрих, 46 л., СПб. 2 гильд. куп., вер. лютер.; образов. домашн.; в куп. с 1895 г. Жит. Адм.ч., по Б.Морск. ул., д. № 30. Сод. фотографию в доме жит. При нем жена - Эмма Вильгельмина-Жанета, сыновья: Герман 15 л., Александр 11 л. и Фридрих 2 л. и дочери: София и Нина. Сосл. свид. 2 гильд № 2852. Промыш. свид. 4 разр. № 2851».
Как видим, семья у Фридриха Шрадера была не маленькая, и для неё надо было работать, не покладая рук. Оценивая же общественное положение Ф.Шрадера, можно сказать, что оно в это время было достаточно прочным. Фотоателье продолжало успешно работать, преодолев трудности переезда на новое место, и продолжало считаться высокопрофессиональным заведением.
Это подтверждается и большой работой, проделанной в ателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» в 1903-1904 гг. по заказу Императорского двора. А предыстория этой работы такова.
17 февраля 1903 года, в ознаменование 200-летия Санкт-Петербурга, в Зимнем дворце был устроен грандиозный костюмированный бал. На нём присутствовал высший свет столицы, весь дипломатический корпус, а представители потомственного дворянства России были одеты в костюмы бояр и служилых людей XVI–XVII веков с сохранением на костюмах всех характерных деталей того времени. На этом балу 16 дам и 18 кавалеров в боярских одеждах станцевали «русскую» пляску. Как пишет об этом бале директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, «костюмированный бал 1903 года - пожалуй, самое яркое и счастливое событие жизни высшего света в Петербурге начала XX века». (Костюмированный бал в Зимнем дворце: В 2 т. Т. 2: Альбом с фотографиями и биографическими статьями Р.Р.Гафифуллин, при участии и под ред. М.Ю.Катина-Ярцева, А.А.Шумкова. - Издательский дом «Русский антиквариат», 2003. - 464 с., 198 ил.).
По желанию Императрицы Александры Фёдоровны 200 участников бала в боярских костюмах должны были сфотографироваться в полный рост для памятного альбома. Фотографии были сделаны в разных ателье, и 19 из них выполнены в фотоателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ». Групповой портрет 34-х танцоров также был сделан в павильоне ателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ», возможно потому, что оно располагало аппаратурой и материалами для съёмок больших объектов. Таких, например, как хор Придворной певческой капеллы во дворе существующей и ныне Петербургской хоровой Капеллы (фотопластины 41×58,5 см).
В 1903 г. в Петербурге состоялась Международная фотовыставка. На ней были собраны работы из Австрии, Америки, Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Италии, России и Франции. За выставленные экспонаты ателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» получило «ПОЧЁТНЫЙ ДИПЛОМ».
Эта награда тоже была помещена на новом паспарту (рис. 13, справа). Ей нашлось место в виде одной строчки под всеми другими внизу рисунка. Он стал развитием рис.11 с необходимым добавлением двуглавого орла и изменившегося номера дома.
В последующие годы Ф.-Л.Шрадер принимал участие в выставках вне конкурса или привлекался в состав экспертной комиссии, поэтому работы ателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» для награждения не рассматривали.
Одновременно он участвовал в работе И.Р.Т.О., как избираемый постоянный его член, о чём в прессе упоминалось неоднократно.
С 1910 года и до конца существования адрес фотоателье «Ренцъ и Шрадеръ» был - улица Б.Морская, 21. Причина переезда та же, что и раньше.
Переезд ателье на новое место работы и жительства так же, как и в двух предшествующих случаях, был связан с большими трудностями и потерями, в том числе и материальными. Тем не менее, фотоателье «Ренцъ и Шрадеръ» продолжало успешно работать и приняло участие во Второй фотографической выставке 1912 года, где выставленные фирмой «художественно исполненные портреты привлекали к себе всеобщее внимание» («Вестник выставок», 1912 г.).
Фотография «А.Рентцъ и Ф.Шрадеръ». 1910-1917
Конец 1900-х и начало 1910-х гг. стал некоторым рубежом в общем развитии фотографии как таковой. Появились новые фотоматериалы и рекомендации по их обработке, что вызвало к жизни новые технологии и приёмы в работе для получения снимков и их оформления. Всё это вместе взятое повлияло на образцы работы ателье, которых тоже коснулись изменения в оформлении.
Это очень заметно при сравнении фотографий с представленными в тексте реверсами снимков после 1910 года. На смену трудоёмким, филигранным процессам наклеивания специальными клеями готовых изображений аверса и тонких рисунков паспарту с подбором цвета «бристольского» картона, приходит печатание типографским способом необходимых сведений (по желанию изготовителя) в виде простой наклейки на паспарту (рис. 14), тиснение или печать типографским способом непосредственно на аверсе (рис. 15-16).
Рис. 14-16
Это было обусловлено появлением новой фотобумаги и составов химикалий для получения готовых позитивов, более дешёвого картона взамен дорогого «бристольского». Портретов в подобном стиле появляется всё больше, он немного варьируется, но основное его направление сохраняется.
Заметим, что процесс упрощения изготовления фотографий продолжается и теперь, поэтому не случайно «поражаешься не только культуре портретирования, которой обладали наши предшественники, но и высочайшему мастерству оформления фотографий, достигшему в ту пору высот истинного искусства» (Владимир Никитин. «Остатки прежней роскоши». - Фото Петербурга, №4 (102), 2005. - с.20).
И в заключение - портрет самого Фридриха-Людвига Германовича Шрадера за работой. Он был помещён в журнале «Столица и усадьба» в 1916 году. Журнал этот издавался для жителей столицы из весьма состоятельных слоёв общества и портрет в таком журнале говорит о многом. Возможно, это его последний портрет в России. (После июля 1914 г. – начала Первой мировой войны – его имя было русифицировано: Фёдор Ермолаевич).
В 1917 году новая власть конфисковала ателье Шрадера и лишила его, как и многих других, всего честно заработанного.
В следующем, 1918-м, году он смог эмигрировать в Финляндию, ставшую независимым государством, где в Выборге жил его сын Александр, владевший фотографией «E.М.Аndersen». Там же жили его родственники Прюсс, оказавшие ему и части его семьи помощь в трудное время.
Деятельность Фридриха-Людвига Германовича Шрадера как фотографа-художника закончилась.
Он умер в Финляндии, в г. Энсо волости Jääski (ныне Светогорск Ленинградской обл.), о чём сообщила местная газета «Ylä-Vuoksi», Jääski, № 12 от 26 марта 1931 г. в разделе новостей.
На карточке Министерства иностранных дел Финляндии Фридрих-Людвиг Германович Шрадер числился подданным России, так и не принявшим гражданства другой страны.
Редакция сайта "Большой Русский Альбом" благодарит К.Э.Шрадера (Санкт-Петербург) за подготовку публикации и предоставленные материалы.
Другие материалы о фотоателье "Рентц и Шрадер" - см. http://fotoshrader.ru/