ЗАТЕРЯННЫЙ МИР
Ааке Йермо / Seura, № 16, 20.4.1966 / перевод с финского Туомо Вуори (Финляндия). Художественный редактор Эдуард Шрадер. Часть сносок исправляет неточности публикаторов.
Незадолго до начала Первой мировой войны люди начали заказывать помимо фотографий во весь рост также и поясные портреты. Как и все новинки, эта форма фотографии вначале встречала упорное сопротивление. Когда в фотомастерскую Выборга, возглавляемую Е.М.Андерсеном, приходила изящная дама или офицер, мастер-фотограф Александр Шрадер спрашивал вежливо:
- Поясной портрет?
Но зачастую получал решительный, почти возмущенный ответ:
- Нет, нет, с руками и ногами!
В шикарное фотоателье в начале века нельзя было войти сразу с улицы, под воздействием минутного желания… Клиент бронировал для себя время уже за неделю: придворный фотограф был так занят, что его секретарь контролировал книгу заказов так же, как когда-то делали модные врачи…
Наиболее известным петербургским фотоателье было A.Rentz & Schrader1. Глава фирмы Герман Шрадер2 был придворным фотографом3 царя Николая II; компаньоном у него был А.Рентц, его дядя. Фирма находилась на Морской улице. Улица была такой фешенебельной, что грузовые автомобили не смели проехать по ней в дневное время.
Но на шикарных легковых автомобилях, - зачастую с позолоченными буквами, с сиденьями, покрытыми бархатом, под восхищенными взглядами зевак - конечно, по Морской ездить разрешалось,. Часто такие автомобили останавливались перед парадной дверью придворного фотоателье.
Привратник, одетый в униформу с позолоченными галунами, уважительно кланяясь, открывает двери автомобиля и ведет высоких особ к лифту. На лифте добирались до четвертого этажа, где находилось ателье. Клиентов, выходящих из лифта, брал на свое попечение мальчик, тоже одетый в шикарную ливрею. Он вел посетителей в ателье, где придворный фотограф Герман Шрадер работал с помощниками, которых было не менее 18 человек!..
В Китее – посредине большого мира
Фотография кажется загадочной вещью, но на самом деле она очень правдива.
Кажется удивительным слышать о том, что рассказывали о былом блеске в низкой, старой деревянной избушке на краю деревни Китее, далеко от мировых магистралей, пышности и роскоши. Старейший фотограф Финляндии 75-летний Александр Шрадер уже второй десяток лет живет в этой волости Северной Карелии, прославившейся самогоном, и имеет небольшую фирму.
Александр Шрадер работал фотографом более шестидесяти лет. Сначала он учился в Германии, после этого был его звездный период в Петербурге и Выборге, затем наступила тихая жизнь эвакуированного в различных местах Финляндии. Пусть он и является ныне владельцем захудалого фотоателье, но он все равно блестящий гранд-сеньор; это в нем от рождения. Его верным спутником является Генриетта Шрадер, настоящая гранд-дама, которая остается со своим мужем и в нынешнее скромное время.
Они - космополиты, знающие жизнь и умеющие жить. Несмотря на многие удары судьбы, они всегда жизнерадостны. Редко корреспондент переживал такие радостные часы, как в душевном обществе этих старых, но вечно молодых людей, в их небольшой сельской избушке в Китее.
В маленьком сельском фотоателье супруги Саша и Хенни – так ласково они называют друг друга – рассказывают о своей жизни иногда со смехом, иногда со слезами в глазах, иногда хором, иногда колко комментируя реплики друг друга. Среди кипящей многоцветной жизни они испытали столько, сколько вряд ли кто-то испытал.
И язык у них полностью интернациональный. В разговоре со Шрадерами звучал и финский, и шведский, и немецкий, и русский, порою все языки вперемешку, образуя несравненный интернациональный говор.
- Bitte, rech freundlich (пожалуйста, улыбка на лице), - сначала сказал Александр Шрадер, приветствуя нас. Эта обычная фраза фотографов является хорошим пожеланием на все времена.
Иногда между ними возникал небольшой спор о мелочах.
- Aber, lieber Papa (но, дорогой Папа), не так же все было, - сказала Хенни.
- Нет, мамочка, - спорит Саша. – Ich habe nosh (у меня еще) все в голове варит, и не надо поправлять. Надень брильянтовое кольцо на палец, man mus i alla fall wie Burger aussehen (нужно в любом случае выглядеть настоящим бюргером)…
Четыре года учебы в Гамбурге
Шрадеры – как видно по фамилии – происходят из Германии.
Дед Александра - Герман Шрадер - работал фотографом уже в 1859 году, то в Гамбурге, то в Берлине. Его сын Герман в 1872 году, после франко-прусской войны, переселился в Петербург, основав там фотоателье, которое понемногу приобрело такую известность, что его назначили придворным фотографом4.
Александр Шрадер родился в Петербурге в 1890 году. Уже в возрасте девяти лет он увлеченно работал помощником в фирме отца, а когда ему исполнилось 14, его отправили в Гамбург в известное фотоателье Рудольфа Дюркопа для основательного обучения искусству фотографии.
- Раньше профессия фотографа была настоящей профессией, - с небольшой горечью констатирует он, – Теперь же каждый, у кого есть деньги, может купить себе хороший аппарат и называть себя фотографом.
Время учебы длилось целых четыре года. Молодой подмастерье фотографа получил бесплатное жилье у дяди, но первые три года его отцу приходилось платить приличные суммы Дюркопу за обучение сына. На четвертый год подмастерье считался в ателье настолько полезным, что за него больше не надо было платить – он платил своей работой. Работали во все дни, кроме субботы, а в воскресенье с 9.00 до 12.00. После окончания срока учебы молодой фотограф получил дополнительный опыт и мировую известность в одном из больших городов Франции.
Маннергейм остался должен 36 рублей
Возвратившись в Петербург, молодой Александр Шрадер, естественно, стал работать в придворном фотоателье своего отца.
Среди клиентов были люди с известными фамилиями: князь Ольденбург, брат императрицы, Фёдор Шаляпин, композитор Глазунов и много других, относившихся к сливкам петербургского высшего общества.
Полковник лейб-гвардии императорского полка, представительный Карл Густав Маннергейм тоже заходил время от времени фотографироваться. Он остался должен ателье 36 рублей, но об этом ни в коем случае нельзя было упоминать…
- Только позднее нам стало ясно, что за клиент был у нас.
Это выяснилось лишь после того, как Александр Шрадер переселился в Выборг, и в его бывшее придворное фотоателье заходил первый премьер-министр республиканской России Керенский - чтобы запечатлеть себя в дни своей короткой власти, а отец Герман тайно сбежал от революции в Финляндию.
Полк лейб-гвардии сфотографировали на пластину размером 80×100 см
Но возвратимся в придворное фотоателье на Морской улице. Ателье было шикарное. Пол покрывал большой персидский ковер, который расстилали шесть сильных мужчин. На лошади его потом везли за город для чистки, - пылесосов еще не было.
Фотографа часто приглашали в дома важных персон. Обычно ходило три человека: сам Шрадер, помощник и носильщик. Почти невероятным по воображению был рассказ о том, как всю лейб-гвардию императора сфотографировали. В доме на краю учебного полигона5 построили из массивных бревен высокий постамент, с которого фотограф выполнял свою работу.
- Когда все было готово, приказали всему полку в парадной форме придти на полигон. Сам император прибыл на место последним и встал в нескольких шагах перед полком.
Большая групповая фотография была сделана на стеклянную пластину размером 80×100 см. Таких пластин в фирме было две штуки, и они были поставлены из одной из первых фотографических фирм Люмьер, из Парижа. Ясно, что сама камера должна была быть огромным ящиком, стоящим на длинных штативах.
За эту фотографию Герман Шрадер получил от императора подарок – серебряный портсигар с 12 сапфирами и гербом царской России. Ценный портсигар хранится у его сына и используется ежедневно. При бомбардировке Выборга во время Зимней войны были утеряны рюмки, которые попали к ним во время раздачи подарков Николаем II во время его коронования.
Вместе с движимым имуществом дома пропало и ценное собрание фотографий. Все семейные фотографии, фотографии знатных людей Петербурга, и много фотографий блестящего полковника Маннергейма.
В то время фотография была искусством, которым владели только те, у кого был большой опыт.
Два бегства из Выборга
В 1913 году Александр Шрадер нанялся работать в фотоателье Е.М.Андерсена в Выборге и через 9 месяцев выкупил всю фирму. В Выборге он работал 37 лет до первой эвакуации 20.02.1940.
Веселый, интернациональный Выборг был городом, который Саша и Хенни Шрадер хранят в своих воспоминаниях как лучшее место в мире. И работы хватало: только в дни ярмарок ателье посещало не менее 170 человек.
Дом остался в Выборге. Дом сгорел, вся собственность погибла. Там осталось и сердце.
Но в ноябре 1941 года Александр Шрадер был снова в Выборге, где снова открыл свое фотоателье. Работы было много и в военное время. Первым заданием была фотография похорон. Был тридцатиградусный мороз, снега было на полтора метра, камеру было трудно где-то поставить на основание, несколько раз нырял вместе с нею в глубокий снег. Но фотографии получились, раз за них взялся искусный фотограф. Солдаты маршируют на фотографиях так бодро, что однажды он сделал эту фотографию рекламной.
И во второй раз пришлось уходить из Выборга. После этого Шрадер основал фотоателье в Котке, а еще через десять лет переселился в Китее. Его отец6, переехав в Финляндию, основал фотоателье сначала в Перкярви, а потом в Энсо. Младший Эрнст Сарле7 также работал фотографом в Энсо, затем в Лаппеенранте.
Четвертое поколение продолжает профессию
Один из сыновей Александра Шрадера работает дипломированным инженером8, дочь - учитель домоводства9. А старший сын Нильс Шрадер10 живет с родителями в Китее и продолжает традиционную профессию. Он, таким образом, как и Эрнст Сарле (Шрадер), - представитель уже четвертого поколения рода фотографов, а рабочий стаж фамилии Шрадер тянется уже много лет.
Рамки профессии ныне намного менее притязательны, чем десятки лет назад, и кто знает, не прошло ли уже время старого профессионального искусства фотографии. Но Саша и Хенни Шрадер по-прежнему воспринимают свою жизнь с восторгом. В их глазах - блеск юношеского задора, когда они говорят о прошлом, вспоминают о своей богатой шармом и стилем жизни.
Другие материалы о фотоателье "Рентц и Шрадер" - см. http://fotoshrader.ru/
Примечания:
1. Фотоателье «A.Rentz & Schrader» было не «наиболее известным», а достаточно известным, наравне с другими. В названии фотоателье ошибка. Оно всегда именовалось «A.Rentz & F.Schrader».
2. Герман Иванович Шрадер (1825, Гамбург - 1898, Петербург) был только совладельцем фотоателье с 1877 г., а его сын Фридрих Шрадер – непосредственным исполнителем фотографий вместе с Андреем Ивановичем (Иоганновичем) Рентцем, сыном другого совладельца – Иоганна-Генриха Иоганновича Рентца, дяди Фридриха Шрадера по матери. Поэтому инициал имени “F” стоит в названии фирмы.
3. Фотографы А.И.Рентц и Ф.Г. Шрадер были «Фотографами двора Его Высочества князя Черногорского Николая I-го» с 1900 г., а Фридрих-Людвиг Германович Шрадер (полное имя) был непременным членом Императорского Русского Технического Общества с того же времени.
4. Дед Александра Шрадера - Герман Иоганнович Шрадер (Ермолай Иванович в русской транскрипции) был не только совладельцем фотоателье с 1877 г., но, в первую очередь, сначала столяром краснодеревщиком, резчиком по дереву, затем владельцем мебельной фабрики на Б. Болотной ул., 12 (ул.Моисеенко) и купцом 2-й гильдии с 1857 г. Его работы и работы его фабрики сохранились в Петербурге до нашего времени во дворцах петербургской знати и в культовых зданиях.
«Придворным фотографом» не назначали. Это звание достигалось долгим трудом в своей области и после качественного выполнения заказов Императорского Двора.
5. Очевидно, под основательным навесом для защиты аппаратуры от возможной непогоды.
6. Фридрих-Людвиг Германович Шрадер.
7. Эрнст Сарле (1906, Петербург – 1954, Лаппеенранта) сменил фамилию Шрадер после или при получении финского гражданства в 1932 г. для лучшей натурализации на новой родине.
8. Гарри Раасте (26.6.1920, Выборг) также сменил фамилию Шрадер в 1941 г. в Кадетском корпусе.
9. Кетти-Элизабет Шрадер-Кангвсниеми (1925 – 2006).
10. 1917, Выборг – 1984, Хельсинки.