Гимназистки-наставницы
Владимир Снегоцкий, Одесса
Что означает понятие «домашняя наставница» и каким было домашнее образование в России?
Я задумался об этом после прочтения обзора С.В.Сергеевой в интернете: «Домашнее образование в России в первой половине ХIХ века». Задумался в связи с тем, что моя бабушка и ее ближайшая подруга Лидия Парамонова (о которых я рассказал в публикации «Лидия и Лика» – см. Большой Русский Альбом, Публикации) имели звание «домашней наставницы». Думаю, в настоящее время мало кто знает, что означают понятия «домашняя учительница» и «домашняя наставница», каков был их статус, права и обязанности, какие перед ними ставились цели и задачи.
Фото 4-х подруг из Вознесенской женской гимназии. 1910 год
В «Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» дана следующая справка: «Домашняя наставница – звание, предоставляемое окончившим курс в учебных заведениях ведомства Императрицы Марии или курс 8 кл. женской гимназии (с наградой); звание домашней учительницы – всем окончившим курс женских средних учебных заведений или выдержавшим соответствующее испытание».
Приведу выдержки из упомянутого обзора С.В.Сергеевой. – «В первой половине XIX в. домашнее образование в Российском государстве определялось как вид «частного учения» и привлекало внимание поместных дворян и духовенства. Это обстоятельство объясняется целым рядом причин. Во-первых, значительная часть представителей привилегированных сословий общества проживала в поместьях, вдали от городов – центров сосредоточения общеобразовательных учебных заведений, соответствующих их социальному статусу. Во-вторых, сыграло свою роль недоверие к казенной школе, в которой воспитательный процесс нередко находился ниже желаемого уровня. В-третьих, домашнее образование отвечало уже устоявшейся традиции воспитания и первоначального обучения детей «просвещенного меньшинства». В-четвертых, в связи с необходимостью приобретения чинов дворянство стремилось к «укороченному образованию».
Вопрос о правовой регламентации домашнего обучения и воспитания был особенно актуальным в связи с развитием государственной системы образования. Важной задачей являлось определение роли и места домашнего образования не только как «частного», но и «гражданского учения». Характерной чертой «частного учения» было то, что оно «поддерживалось» и «покрывалось» за счет средств частных лиц. Домашний наставник или учитель занимался в частном доме с одним ребенком или несколькими детьми, принадлежащими к одному семейству и воспитанными в более или менее одинаковых условиях. В рассматриваемый период домашнее образование имело характер «индивидуальный, приноровленный к личности учащегося, и тем самым отличалось от учения в школах, состоящих из многих учащихся, будь то школы правительственные или частные», – отмечалось в справке Министерства народного просвещения. <При этом данное понятие, как официальное («домашнее учение»), так и обыденное («домашнее воспитание»)>, подразумевало единое осуществление процессов обучения, воспитания и развития.
«Положением о домашних наставниках и учителях», принятым МНП в 1834 г., домашнее образование было оформлено законодательно. Согласно документу, официально учреждались звания домашних наставников, учителей и учительниц, которым соответствовали: а) спектр обязанностей; б) образовательный ценз; в) чинопроизводство; г) материальное обеспечение; д) привилегии. Отныне в должность домашних наставников могли поступать «люди всякого свободного состояния», удовлетворяющие условиям, выдвинутым в данном документе, а также лица христианского вероисповедания, обладающие известными нравственными качествами и владеющие знаниями в области различных наук. Удостоверившись в нравственных качествах, способностях и познаниях представленного кандидата, попечитель вручал ему свидетельство о присвоении звания домашнего учителя. Обо всех свидетельствах, выданных попечителями учебных округов, Министру народного просвещения в особой форме представлялись списки, которые содержали необходимые данные о домашних наставниках и учителях и позволяли осуществлять в дальнейшем контроль за их деятельностью. При поступлении в частный дом свидетельство на звание домашнего наставника предъявлялось претендентом директору местной гимназии и уездному предводителю дворянства. Выпускницы учебных заведений, «содержимых от Правительства и состоящих под Высочайшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы», согласно выпускным аттестатам, получали свидетельство на звание домашней учительницы, не подвергаясь установленному испытанию.
«Дополнительными правилами о домашних наставниках и учителях» от 2 августа 1834 г. закреплялось подчинение наставников и учителей «непосредственно губернским Директорам училищ», состоящих под покровительством попечителей учебных округов. Ежегодно домашние наставники должны были представлять директору училища: 1) отчет о своих занятиях с воспитанниками, не упоминая о «семейственных обстоятельствах домов, в коих они находятся»; 2) одобрительные свидетельства: а) от уездных предводителей дворянства и б) от лиц, у которых находились на службе. В документах, регламентирующих домашнюю форму образования, указывалось на то, что звание «домашний наставник» означало «только первую высшую степень между лицами, занимающимися обучением в частных домах». Ко второй степени относились домашние учителя, т.е. лица, не имевшие высшего образования».
Фото учащихся на экзамене в Читинской гимназии. 1915 год →
Приведу сведения об истории создания после 1864 года специальных курсов «домашней наставницы» и особенностях обучения в женских гимназиях, содержащихся в курсовой работе под названием «Воспитание девушек» студентки 3-го курса Алтайского технического университета им. И.И.Ползунова (Барнаул, 2006).
«В 1864 г. открываются первые педагогические курсы при Санкт-Петербургской женской гимназии ведомства императрицы Марии Федоровны. Обучение на курсах ограничивалось двумя годами: младшим и старшим классами. Принимались девушки с 16 лет, предъявившие аттестат об окончании женской гимназии, и лица, имеющие звания домашних учительниц МНП. Зачислялись на курсы девушки, успешно сдавшие экзамены по русскому языку, математике и иностранному языку. За два года обучения слушательницы овладевали методикой преподавания и практической деятельностью наставника, изучали, кроме русской словесности, математики, педагогики и географии, иностранные языки, русскую, всеобщую и естественную историю, физику. По окончании курса обучения девушкам выдавался аттестат на звание «домашней наставницы», который давал право учительствовать в женских учебных заведениях и частных домах.
Положение 1870 г. регламентировало открытие женских гимназий Министерства народного просвещения с семилетним сроком обучения и дополнительным одно- и двухгодичным педагогическим классом. Женские гимназии и прогимназии, находившиеся в ведомстве МНС, предназначались для всех сословий и вероисповеданий. Срок обучения длился 7 лет и 8-й год – дополнительный (педагогический класс). Принимали в 1 класс с 9-12 лет.
Преподававшиеся предметы подразделялись на обязательные и дополнительные (необязательные). К обязательным относились: с 1 по 7 класс – Закон Божий, русский язык и словесность, математика; с 1 по 4 класс – география и чистописание; с 3 по 7 класс – естественная история и физика, рукоделие и история. Необязательными предметами считались немецкий и французский языки, рисование и в 7 классе – педагогика. За изучение необязательных предметов взималась дополнительная плата.
В 8-й, дополнительный, класс без экзамена принимались ученицы женских гимназий Министерства народного просвещения с положительными аттестатами, а также ученицы, успешно окончившие другие женские учебные заведения. Остальные претендентки подвергались специальному экзамену по программе женских гимназий. В дополнительном 8-м классе также изучали общие обязательные предметы – Закон Божий, педагогику, методику начального обучения русскому языку и арифметике, гигиену – и специальные предметы на выбор, по которым затем присваивалось звание домашней наставницы или учительницы. Специальными предметами являлись: русская словесность, математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), история, география, немецкий и французский языки. Ученицы педагогического класса выполняли отдельные виды зачетных работ: писали рефераты по педагогике и выбранным предметам специализации, составляли планы-конспекты пробных уроков. Кроме этого, с целью формирования практических навыков они должны были посещать уроки русского языка и арифметики в 1 классе и уроки по предметам специализации. Однако практика заключалась не только в пассивном наблюдении, но и в проведении пробных уроков и выполнении обязанностей помощниц по надзору за воспитанием в младших классах.
Ученицам, награжденным по окончании 8 класса за успехи в учебе золотыми и серебряными медалями, присваивалось звание домашней наставницы. Не награжденные медалью, но имевшие положительные аттестаты, получали право быть домашней учительницей. Частные женские гимназии также присваивали эти звания своим выпускницам при успешном окончании ими курса».
Ученик 11-го класса средней школы № 3 города Яранска Кировской области под руководством краеведа Елены Дождиковой написал статью: «Состояние образования в городе Яранске в 1817-1917 годах», опубликованную в краеведческом сборнике «Наш край» № 5, 2001 г., в которой высказал очень верные мысли о необходимости изучения истории своего края и привел интересные факты из истории просвещения в России и, в частности, в Вятской губернии. Приведу небольшой фрагмент из этой статьи.
«Есть наука − краеведение, заинтересовавшись которой, приходится признать, что в действительности мы почти ничего не знаем об истории своего родного края. Величие человека, уровень его социальной зрелости и, если хотите, интеллигентности − в его знаниях о предках, о родном крае, о городе или о селе…
Многие ребята жалуются, что в нынешней школе то нельзя, другое нельзя, да и вообще правила поведения строгие... Но если их сравнить с правилами поведения, которые существовали более 100 лет назад, то это оказывается вовсе не так. Я приведу в пример некоторые правила для учениц Яранской женской гимназии:
§13. Во время уроков ученицы обязаны сидеть прямо, хотя бы и прислонялись к спинке скамьи, не облокачиваясь и не разваливаясь...
§24. Ссоры и брань между ученицами строго воспрещаются.
§27. Строжайше преследуется: употребление ученицами в разговоре между собой каких-либо грубых и резких слов и выражений... Виновные могут подвергнуть себя в сих случаях даже немедленному исключению из учебного заведения.
§42. Ученицы даже с родителями не могут оставаться в публичных садах после 21 часа вечера.
В духовных училищах правила и меры наказания были еще более суровыми, чем в женских и мужских гимназиях»…
На основе воспоминаний своей бабушки я могу подтвердить, что в женских гимназиях, действительно, четко выполнялись требования, указанные в §42 «Правил». Когда моя бабушка, будучи 16-летней гимназисткой однажды вечером пошла в известное в Одессе кафе-кондитерскую «Фанкони» со своим братом Михаилом, учащимся военного училища, они постоянно оглядывались: нет ли случайно поблизости кого-нибудь из учителей ее гимназии или других гимназий, которые могли бы потом сообщить об этом серьезном нарушении установленного распорядка, за которое ее могли потом наказать.
Известно, что последний выпуск гимназисток в России состоялся в 1919 году. Положением «Об единой трудовой школе» все типы школ дореволюционного времени упразднялись.
В продолжение первой публикации о своей бабушке Лидии Валериановне Носковой (ур. Снегоцкой) и ее лучшей подруге Лидии Павловне Мартыновской, расскажу об их учебе в женских гимназиях, и как они впоследствии применили полученные там знания и навыки. Они обе в 1905-1907 гг. поступили в Вознесенскую 1-ю женскую гимназию. Первоначально в гимназию приходилось ежедневно ездить с группой детей на подводе за 12 верст из села Ястребиного Ананьевского уезда Херсонской губернии. Позднее они стали жить в Вознесенске. Учились они хорошо, о чем свидетельствует получение после окончании гимназии золотых медалей.
Копии аттестата (1914 год) и «Свидетельства», выданного Министерством народного просвещения в 1915 году Лидии Снегоцкой
Продолжила обучение бабушка в Читинской 2-й женской гимназии, поскольку ее отец, подполковник В.В.Снегоцкий, получил назначение в Ново-Николаевскую крепость на Амуре. У нас в семейном архиве сохранились две фотографии, на которых зафиксирован момент сдачи экзаменов в Читинской женской гимназии в 1915 году. Успешно окончив 7-й класс гимназии в июне 1914 года с золотой медалью, бабушка продолжила обучение в дополнительном (педагогическом) классе, по окончании которого 2 мая 1915 года получила Свидетельство МНП, подтверждающее звание «домашней наставницы». Оно давало право на обучение в частных домах, частных пансионах и училищах, а также в младших классах гимназии. При советской власти это соответствовало среднему специальному педагогическому образованию, хотя этот документ и не всегда признавался властями.
Позднее бабушка поступила на Высшие женские курсы, которые давали высшее педагогическое образование, но, к сожалению, по семейным обстоятельствам закончила только 2 курса и педагогической деятельностью никогда не занималась. Но полученные в гимназии основательные знания и навыки пригодились ей в дальнейшей работе в ректорате Одесского госуниверситета, где она проработала 42 года. А привитые в гимназии навыки по «искусствам и рукоделию» пригодились ей дома уже в зрелом возрасте, когда появилось больше свободного времени. Она довольно искусно вышивала «крестиком», но вышивала медленно, тщательно подбирая цвета ниток и переделывая некоторые участки вышивки, если ее не удовлетворяла первоначально выбранная расцветка. Привожу рисунки части ее работ. Надо отметить, что ее мать тоже искусно вышивала, но не «крестом», а «гладью», причем это была грандиозная по масштабу работа: в течение многих месяцев она могла вышивать целый гарнитур покрывал на диваны, кровати и кресла, наволочек, накидок, скатертей и картин для столовой и спальни. А через некоторое время – приступить к вышиванию нового комплекта для спальни с другими узорами (так использовалось свободное время в начале ХХ века, наряду с чтением художественной литературы, когда не было телевидения, интернета, а кино было еще в зачаточном состоянии).
|
|
Вышивки Лидии Носковой (урожд. Снегоцкой) (вверху) и рисунки Лидии Мартыновской (урожд. Парамоновой) (внизу)
У бабушкиной подруги Лидии Мартыновской (ур. Парамоновой) были явные педагогические задатки. Она не только успешно давала частные уроки, но и, работая в должности старшего лаборанта на кафедре иностранных языков Одесского университета (поскольку ее гимназическое педагогическое образование расценивалось лишь как среднее специальное, а не высшее), по уровню знания французского языка ничуть не уступала преподавателям кафедры с высшим образованием. Что все они, включая зав. кафедрой, безоговорочно признавали, высоко ценя ее опыт и умение работать со студентами.
Хочу обратить внимание и на другие ее способности, основой для которых послужили навыки, полученные в гимназии по предмету «искусство и рукоделие», а также ее природные данные. Лика (как мы все называли ее в своей семье) еще в гимназические годы начала писать стихи и рисовать карандашом, а позднее начала писать маслом. У нас сохранились некоторые ее работы. Увлечение живописью и поэзией продолжилось и в зрелом возрасте. Лика писала неплохие стихи по детской тематике, пыталась их опубликовать в двух детских журналах, но их там не приняли. А детям, которым она читала и дарила свои стихи, они очень нравились…
Вот такие способности развивала у детей старая классическая гимназия, одновременно давая фундаментальные по тем временам знания по языкам и литературе, математике, истории, географии, педагогике. Жаль, что для многих эти знания оказались невостребованными.