На сайте вы можете: создать собственную страницу, добавлять и редактировать фотографии и тексты; просматривать Галерею сайта и страницы других участников проекта в полноформатном режиме; вести пофамильный, хронологический, а также географический (по месту съёмки) поиск, пользуясь поисковым фильтром; обмениваться сообщениями с другими участниками проекта с помощью внутренней почты сайта; получить полезные сведения и рекомендации по генеалогическому розыску; стать одним из авторов общенациональной биографической фототеки, а также участником программы «Вся Россия в лицах и биографиях». Присоединяйтесь!
Перепечатка материалов раздела Публикации допускается только с разрешения редакции проекта. Ссылка на «Большой Русский Альбом» обязательна |
Публикации«Вещь для руки»Фотоальбомы – документы эпохи и быта Бытование фотоальбомов можно проследить практически с момента появления фотографий. Их предшественниками были дагерротипы. Выполненные в единственном экземпляре, хрупкие, реагирующие на климатические изменения, они пользовались популярностью лишь в 1840–1850-х годах. Их место в жилых помещениях по соседству с гравюрами и акварелями вскоре заняли фотографии. «Кабинетные», «макарт», «будуарные», оправленные в овальные или прямоугольные рамки, они стояли на бюро и туалетных столиках, висели на стенах, привнося в интерьер особую атмосферу теплоты и уюта. Фотографии меньшего размера – «миньон», «визитные» – помещались в специальные альбомы в сафьяновых, кожаных или картонных переплётах, украшенных тиснением или накладками из металла, кости, дерева. Иногда в толстые переплёты монтировались музыкальные шкатулки. Оформление фотоальбомов во многом зависело от эстетического вкуса владельцев и принадлежности к той или иной социальной группе. Фотографии и альбомы 1870–1880-х годов стоили достаточно дорого, но пользовались большой популярностью, как в среде аристократов, так и среди чиновников и купечества. В 1890-х годах на фоне бурного развития фотографической техники фотоснимки стали «безделушками», «штучками», «сувенирами». Их дарили друг другу, часто помещая на обратной стороне или в одном из углов снимка дарственную надпись или шутливое посвящение. С течением времени фотоальбомы стали «вещью для руки», очень привычной и милой. Но, будучи предметами быта, они также выполняли большую социальную функцию, являясь не только хранилищами истории отдельных семейств и династий, но и невольными созидателями социальной памяти больших групп населения России. Эти вещи, как показало время, являются самыми лаконичными и глубокими документами эпохи, быта, психологии и эстетики российского общества. |