Первая скрипка. Генрик Венявский
Сергей Володарский, Харьков
Генрик Венявский был одним из наиболее выдающихся музыкантов-виртуозов своего времени.
Он родился в Люблине 10 июля 1835 г. в семье врача. Осенью 1843 года в Париже Генрика показали одному из лучших профессоров, Жозефу Ламберу Массару, который, в качестве испытания, предложил совсем юному музыканту за две недели выучить по слуху без скрипки труднейший концерт Крейцера. Потрясенный результатом, профессор стал добиваться приема Генрика в консерваторию, так как, во-первых, туда не принимали иностранцев, а во-вторых, Генрику еще не исполнилось 12 лет. Генрик был зачислен в консерваторию 8 ноября 1843 года.
В 1846 году Массар предложил Генрику новое испытание: по Уставу Парижской консерватории каждый год проводились выпускные конкурсы, в которых могли принять участие все студенты. В присутствии многих выдающихся музыкантов Парижа (в т.ч. Гектора Берлиоза) Генрик с виртуозным блеском наизусть исполнил Концерт № 17 Виотти. Жюри единогласно присудило одиннадцатилетнему ребенку I премию и большую золотую медаль, что стало уникальным случаем в истории Парижской консерватории. По окончании консерватории директор, композитор Д.Обер, вручил Генрику Венявскому не только медаль, но и бесценный для юного исполнителя подарок русского императора Николая I – скрипку работы Гварнери.
К 1848 году у Генрика появилась возможность осуществить поездку в Россию с концертами в знак благодарности русскому императору и правительству. Ранняя слава не помешала Генрику искать дальнейшие пути совершенствования своего мастерства. В начале 1849 года Генрик Венявский вновь поступает в Парижскую консерваторию, и через год вновь заканчивает ее с I премией по классу композиции Ипполита Колле. К этому времени перед Генриком раскрывается карьера концертирующего виртуоза.
Летом 1850 года после прощального концерта в Париже Генрик выехал в новое концертное турне по России. В течение последующих 10 лет продолжались непрерывные выступления в Европе и России. По пути Венявский дал несколько концертов на родине, где написал популярную «Сельскую мазурку». С Россией связано множество художественных впечатлений Венявского, которые сформировали его вкус и творческие ориентиры. Здесь он вырос как музыкант, обрел огромный сценический опыт, написал ряд своих знаменитых композиций: «Воспоминание о Москве», «Русский карнавал», Полонез ор. 4, Концерт № 2 ре минор ор. 17, Две мазурки ор. 19, Фантазия на тему оперы «Фауст» Гуно ор. 20 и Полонез ля мажор ор. 21.
Венявский прочно занял первое место на скрипичном Олимпе. Ходили легенды, что свое магическое искусство он получил от Паганини; они были порождены сходством в манере исполнения сочинений Паганини их автором и Венявским. Более всего поражали огромный виртуозный размах и эффектность техники. Так, в рецензии на исполнение «Венецианского карнавала» Паганини подчеркивалось, что «Венявский превзошел своего предшественника в проказах, буффонадах и комических выходках». Важной вехой в судьбе Генрика Венявского стала встреча в Париже в 1858 году с А.Г.Рубинштейном. В Лондоне Рубинштейн познакомил Венявского с родственниками известного английского пианиста и композитора Д.А.Осборна – Хэмптонами. Их дочь Изабелла стала женой Венявского. В эти дни было написано одно из лучших сочинений Венявского – «Легенда».
Бракосочетание Венявского состоялось в Париже в августе 1860 года. На свадьбе присутствовали Берлиоз и Россини. По требованию родителей невесты Венявский застраховал свою жизнь на баснословную сумму 200000 франков. «Колоссальные взносы, которые ежегодно приходилось выплачивать страховому обществу, были впоследствии источником постоянных материальных затруднений Венявского и одной из причин, приведших его к преждевременной смерти».
В 1860 году он становится «солистом императорских театров». В сентябре супруги Венявские вернулись в Россию, и Генрик приступил к службе. Братья Рубинштейны собирали вокруг себя выдающихся музыкантов Т.Лешетицкого, Н.И.Зарембу, А.А.Герке, Г.Ниссен-Саломан. С открытием в 1862 году Петербургской консерватории Венявский становится первым в России профессором по классу скрипки и камерного ансамбля. Он внес ценный вклад в формирование русской скрипичной школы. Среди учеников Венявского – К.Путилов, Д.Панов, В.Салин.
Многие композиторы в эти годы включали в свои партитуры развернутые скрипичные соло в надежде на исполнение Венявского. Восторженные отзывы о бесчисленных концертах в России (очень часто благотворительных), можно найти в мемуарах и письмах Берлиоза, Тургенева, Бородина, Чайковского, Кюи.
В 1860-х годах продолжала развиваться и композиторская деятельность Венявского. Однако столь насыщенный ритм жизни начинал сказываться на здоровье Венявского. В 1867 году его настигает первая беда – глухота. Временами он практически терял слух. Тяготило звание «солиста Его Величества». В 1864 году Венявский сказал Л.Ауэру: «Разница между любителем и профессиональным музыкантом заключается в том, что первый играет ради собственного удовольствия, тогда как последний обязан играть ради удовольствия других». Как-то в Петербурге, один из «покровителей искусств» пригласил его на чашку чая и, как бы мимоходом, сказал: «Кстати, прихватите с собой и скрипку». Венявский ответил: «Благодарю вас от имени моей скрипки, но она чая не пьет».
Беспорядочная жизнь, вино, карточная игра, женщины рано подорвали здоровье Венявского. Тяжелая сердечная болезнь началась еще в России. Тем более пагубной для него оказалась поездка в Соединенные Штаты в 1872 году с Антоном Рубинштейном, во время которой они за 244 дня дали 215 концертов. К тому же Венявский продолжал вести разгульное существование. У него начался роман с певицей Паолой Луккой.
С женой не было никакой духовной близости. Мелочная, добропорядочная мещанка, она родила четырех детей, но не хотела стать выше своего семейного мирка. Ее лишь заботило вкусно покормить мужа. Она закармливала его, несмотря на то, что тучнеющему и больному сердцем Венявскому это стало смертельно опасно. Спасти материальное положение помогло предложение, полученное во время американского турне: в 1875–1877 годах Венявский вел класс скрипки в Брюссельской консерватории. Здесь он воспитал своего самого известного ученика – выдающегося Эжена Изаи, по игре и записям которого можно составить впечатление об исполнительской манере самого Венявского.
В 1877 году Генрик Венявский вновь погружается в интенсивную концертную деятельность. Однако ухудшение состояния здоровья ставило вопрос о дальнейшей творческой деятельности. В эти годы Венявский вынужден был играть сидя (мучил ревматизм, боли в правой руке и отеки ног), порой его заменяли другие исполнители.
1879 год прошел в гастролях по югу России, и обострившаяся болезнь настигла его в Одессе. В эти последние годы Венявский был вынужден работать только для того, чтобы выплатить злополучный страховой взнос. Ведь в случае неуплаты он терял всю страховую премию, собранную в течение 19 лет, и его семья оставалась без средств. Ему помогли друзья: благотворительный концерт собрал необходимую сумму. По просьбе Н.Г.Рубинштейна Венявского пригласила в свой дом и окружила необходимой заботой известная русская меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк.
В Москву приехали жена и сын Венявского, к лечению привлекли лучших врачей, однако 31 марта 1880 года в доме фон Мекк он умер.
Фотография Венявского работы К.Бергамаско (1863) из частной коллекции С.Е.Володарского (Харьков).