Дух времени
Сергей Володарский, Харьков
Практически любая вещь может стать предметом коллекционирования. Коллекционируют монеты и боны (нумизматика и бонистика), марки (филателия), ордена, медали и значки (фалеристика), почтовые открытки (филокартия)... Одним же из самых интересных направлений является коллекционирование фотографий.
Мы пригласили ответить на вопросы редакции сайта нашего эксперта Сергея ВОЛОДАРСКОГО, фотографии из коллекции которого по праву занимают несколько страниц «Приложений» к «Большому Русскому Альбому», и заслуживают пристального внимания и самого искреннего восхищения. Добавим, что Сергей – один из авторов-составителей «Списка фотографов и фотоателье дореволюционной России», а также автор нескольких публикаций на нашем сайте.
Сергей Евгеньевич, существуют какие-то «особые приметы», по которым можно выделить настоящего коллекционера «из толпы»?
Как сказать… Если вы думаете, что это «воспаленный взгляд», отрешенность от жизни и тому подобные вещи – то вряд ли. Думаю, истинные коллекционеры фотографии – прежде всего ценители искусства во всех его проявлениях. На мой взгляд (как коллекционера художественной фотографии в Российской Империи), нужно хорошо разбираться в изобразительном искусстве, в частности в искусстве портрета. Ведь ранняя фотография тесно граничит с этой областью творчества, и не случайно многие русские фотографы изначально были профессиональными художниками, окончившими Императорскую Академию Художеств.
Словом, от коллекционера требуются глубокие знания в области истории и искусства.
Может быть, прозвучит нескромно, но лично я начал интересоваться живописью – отечественной и зарубежной, прежде всего, портретной – с десятилетнего возраста. Очень пристально изучал искусство итальянского Возрождения, а затем – классицизм, барокко, рококо, импрессионизм… И лишь совсем недавно, лет шесть назад, стал интересоваться историей фотографии в Российской Империи в период с 1840-х гг. до 1918 г. Для меня это – интерес, вызванный, в первую очередь, мастерством фотографа и художественностью выполненных им работ.
Можете вы припомнить, что именно послужило отправной точкой создания вашей коллекции?
Случайное приобретение нескольких работ русских фотографов. Я купил порядка десяти фотографий, в числе авторов которых были признанные мастера – Деньер, Бергамаско и Левицкий (Санкт-Петербург), Дьяговченко, Шерер и Набгольц (Москва), а также харьковский фотохудожник Федецкий. В дальнейшем коллекция стала разрастаться, однако я не приобретаю работы, которые, скажем так, не вызывают «личной симпатии». Фотоискусство – обширная область, фотографий невероятно много, поэтому приобретаются в основном те, что нравятся.
Слово «нравится», согласитесь, довольно обтекаемо. Чем вы руководствуетесь в своем выборе? Может быть, вас увлекает определенная тема, обусловленная интересом к той или иной области?
В коллекционировании фотографии, действительно, большое количество тем: это и «Военные», и «Наградные лица», «Дети», «Портрет», «Семейная фотография», «Архивы» (включая документы), «Художественная фотография»… Коллекционируют также «Город» (т.е. всех фотографов, работавших в городе, где проживает коллекционер) или «Страну» (все фотографы страны). Многие занимаются фотографией дореволюционной (до 1917 г.) или работами довоенного (до 1941 г.) периода. Некоторые коллекционируют тему Великой Отечественной войны. Есть и те, кого интересуют 50-е и 60-е гг. ХХ века…
Для меня же интересна фоторабота, несущая, прежде всего, дух времени. Здесь имеет значение всё: одежда портретируемого (по моде можно определить ориентировочную дату снимка), обстановка ателье, фон, на котором запечатлены те или иные лица. А что касается тематики – мне интересны и духовенство, и военные, и дети, и просто удачные семейные снимки. Главное – уловить художественность. На одном портрете – это поворот головы, на другом – поза, на третьем – удачная расстановка портретируемых…
Как вы отнесётесь к мнению, что «интересность» фотографии зависит от значимости лица, на ней запечатленного?
Фотографии, на которых изображены люди, известные всей России, безусловно, интересны. Но они встречаются редко, да и стоимость их слишком высока. При этом не следует забывать, что зачастую портреты известных лиц тиражировались, т.е. с негатива делалось огромное количество отпечатков для продажи по всей России. Прежде всего, это относилось к людям искусства – писателям, композиторам, художникам, актёрам. Если такая работа не имеет автографа портретируемого, ценности для коллекционера она не представляет (особенно это касается фотопортретов ателье Везенберга в СПб и Александровского в Москве, выпускавших фотографии известных людей гигантскими тиражами, по стоимости почтовой открытки).
Впрочем, портреты известных лиц тиражировали и многие знаменитые фотографы-петербуржцы, в числе которых Бергамаско и Левицкий. Но их тиражные работы ценны, т.к. в своё время имели очень высокую стоимость (особенно это относится к Бергамаско).
Есть у вас какие-то «параметры отбора» – включить конкретную фотографию в коллекцию или нет?
Здесь для меня все довольно ясно. Для коллекции очень важно состояние фотографии. Оно должно быть «альбомным» или максимально приближённым к нему. Работы не должны иметь трещин, потёртостей, утраты фрагментов снимка, сильных загрязнений и пятен. Желательно, чтобы это была изначально хорошая работа с отличной резкостью и контрастом.
Несомненный интерес для коллекционера представляют и подписанные фотографии («кому», «от кого»): в дальнейшем с ними можно работать по идентификации портретируемого.
Это, скажем так, параметры «технические». Но есть и другой аспект.
Интерес коллекционера вызывают (должны вызывать) работы мастеров, занимавшихся фотографией профессионально, кроме того – имевших дар к этому занятию. Между тем, к концу XIX века появляется очень много так называемых «случайных фотографов», открывавших свои ателье лишь с целью материального обогащения. Говоря современным языком, это был «голый бизнес». Задача коллекционера – распознать этих «случайных» фотографов и не испортить свою коллекцию их работами. Конечно, они тоже важны, поскольку несут отпечаток времени, информацию, но к произведениям фотоискусства они – увы – не относятся.
Сергей, как появляются фотографии в вашей коллекции?
Фотографии появляются из разных источников. Много работ мне привозят из других городов, я приобретаю фотографии в родном Харькове – в антикварных магазинах, на рынке, в клубе коллекционеров. Иногда происходит обмен, но это – в чрезвычайно редких случаях.
Сколько же стоят старые фото?
Цена колеблется и может достигать 300 долларов за фотографию (не говорю про аукционы, на которых стоимость одной работы часто зашкаливает за 1000 долларов), – многое зависит от художественности изображения, имени автора и уникальности работы.
Вы сказали «уникальность». Определить ее, наверное, помогает какая-то справочная или специальная литература?
Справочной литературы по истории фотографии немного. Лично я руководствуюсь статьями из интернета, замечательной книгой Татьяны Николаевны Шиповой «Фотографы Москвы» (которая достойна всяческого уважения и внимания для коллекционера), а также единичными статьями в прессе.
Раскройте секрет: насколько велика ваша коллекция?
Секрета никакого нет: сегодня она насчитывает около 800 единиц. Но суть не в количестве работ, а в их раритетности. Мой знакомый, коллекционер ранней фотографии, имеет в коллекции лишь около 90 работ, но 90% из них – раритеты с большой буквы.
Тематика же моей коллекции самая разнообразная. Повторюсь: главное для меня – чтобы фотография несла в себе художественность и дух времени.
Есть ли у вас любимые фотографии (серии, темы)? Или «любимые» фотографы, чьим творчеством вы занимаетесь особенно пристально?
Все работы в моей коллекции любимые, все вызывают у меня чувство благоговения и преклонения перед фотоисторией минувших веков.
Вообще к коллекционированию нужно подходить очень требовательно. Есть такая фраза: «Делом нужно заниматься серьёзно, или не заниматься им вообще». И это верно. Для настоящего коллекционера не имеет значения стоимость работы, важно, чтобы она была нужна ему для изучения и исследования.
Где же вы храните такое количество работ?
В альбомах, в прохладном месте, без доступа солнечных лучей, которые значительно ухудшают состояние фотографий. Некоторые работы хранятся каждая в отдельном специальном файле, в коробке.
Извините за вопрос: а не сердится ли ваша супруга, когда часть бюджета семьи уходит на столь «дорогостоящее хобби»?
Моя семья – супруга Наталья и сын Дмитрий – принимают в моём увлечении самое активное участие, помогая мне советами в идентификации лиц, изображённых на фотографиях, а также в разборе иногда довольно сложных почерков портретируемых, или тех, кому адресовалась работа.
Сергей, как вы попали на сайт «Большой Русский Альбом» и почему приняли активное участие в проекте?
На «Большой Русский Альбом» – замечательный проект, рассказывающий об истории поколений с помощью самого важного, что может её (историю) отразить – с помощью фотографии, – я вышел случайно: разыскивал в интернете информацию о старых фотомастерах. Я зарегистрировался, выставил фотографии из своего семейного архива, а позже предложил разместить на сайте некоторые работы из моего собрания. Завязалось сотрудничество – и сегодня в разделе «Приложения» представлены несколько страниц (в том числе тематических), основанных на моих коллекционных фотографиях, а также некоторые публикации.
Добавлю, что благодаря участию в проекте, я сегодня общаюсь с большим кругом интересных людей. Среди них, в частности, талантливый специалист в области атрибутирования «военной и чиновничьей» тем Александр Пономарёв, потомки владельца известного петербургского ателье «Рентц и Шрадер» Эдуард и Константин Шрадеры, краевед из города Крапивны Тульской области Андрей Клочков, исследователь истории клана Турчаниновых Татьяна Мальцева и многие другие. Я всем им очень признателен за помощь и содействие в моих исследованиях.
Что вы пожелали бы нашим читателям?
Хочу пожелать всем участникам проекта, а также посетителям сайта «Большой Русский Альбом» бережно относиться к истории семьи, хранить запечатлённые фрагменты жизни своих родных, и не быть хладнокровными и равнодушными к прошлому, оставившему свой след на фотобумаге. Это очень важно и нужно для последующих поколений.
Харьков – Москва, июнь 2009 г.
См. также: Приложения/Фотографии из частного собрания Сергея Володарского