На сайте вы можете: создать собственную страницу, добавлять и редактировать фотографии и тексты;
просматривать Галерею сайта и страницы других участников проекта в полноформатном режиме;
вести пофамильный, хронологический, а также географический (по месту съёмки) поиск, пользуясь поисковым
фильтром;
обмениваться сообщениями с другими участниками проекта с помощью внутренней почты сайта;
получить полезные сведения и рекомендации по генеалогическому розыску;
стать одним из авторов общенациональной биографической фототеки, а также участником программы «Вся Россия в
лицах и биографиях».
Присоединяйтесь!
Перепечатка материалов раздела Публикации допускается только с разрешения редакции проекта. Ссылка на «Большой Русский Альбом» обязательна
|
Публикации
Запоздавшая премьера
Сергей Володарский, Харьков
Александр Викторович Ширяев (10 сентября 1867, Санкт-Петербург — 25 апреля 1941, Ленинград) — русский и советский танцовщик, балетмейстер, преподаватель, сочинитель характерного танца, один из первых режиссёров кино- и мультипликационных фильмов, Заслуженный артист РСФСР.
Биография
Александр Ширяев родился 10 сентября 1867 года в Санкт-Петербурге. Дед Ширяева — знаменитый балетный композитор Цезарь Пуни, мать — артистка балета Мариинского театра Е.К.Ширяева. Александр начал выступать на сцене ещё ребенком, играя в спектаклях Александринского драматического театра.
В 1885 году А.Ширяев окончил Санкт-Петербургское Императорское театральное училище, где его преподавателями были М.И.Петипа, П.А.Гердт, П.К.Карсавин, Л.И.Иванов. В 1886 году он был принят в Мариинский театр, где стал не только ведущим танцовщиком, но и репетитором при Мариусе Петипа. В 1900 году Александр Викторович стал помощником балетмейстера, а в 1903-м — вторым балетмейстером театра. С 1902 года Ширяев путешествовал по Европе и России, изучая и записывая народные танцы.
12 мая 1905 года Александр Ширяев оставил службу в Мариинском театре. С 1909 по 1917 годы он работал как танцовщик и балетмейстер в Берлине, Париже, Мюнхене, Монте-Карло, Риге, Варшаве. Также Ширяев работал в качестве репетитора в школе, которую он открыл в Лондоне. Почти все выпускники этой школы впоследствии составили труппу Анны Павловой. В Россию Ширяев вернулся в 1918 году.
Умер Александр Викторович Ширяев 25 апреля 1941 года в Ленинграде.
Театральная деятельность
А.В.Ширяев выступал в 32 балетах. Среди его ролей: Милон в «Приказе короля», фея Карабос в «Спящей красавице», Иван-Дурак в «Коньке-Горбунке», Квазимодо в «Эсмеральде», Арлекин и Кассандр в «Арлекинаде», Коппелиус в «Коппелии», Сеид-паша в «Корсаре», Абдуррахман в «Раймонде», Марселина в «Тщетной предосторожности», Шут в «Младе», Буффон в «Щелкунчике» и другие. Работая в Мариинском театре в качестве балетмейстера, Александр Ширяев, совместно с Мариусом Петипа, поставил такие балеты как «Наяда и рыбак», «Гарлемский тюльпан», «Коппелия», «Дочь фараона», «Царь Кандавл», «Конёк-Горбунок». Одной из последних постановок Ширяева стала «Жизель», а последней его работой в Мариинском театре была постановка «Пахиты».
Для своих новых постановок Александр Ширяев применял разработанный им метод домашней подготовки балетов. Он изготавливал куклы из папье-маше высотой в 20—25 см, все части «тела» которых держались на мягкой проволоке. Это позволяло балетмейстеру придавать им нужное положение. Куклы одевались в соответствующие костюмы из бумаги и ткани. Поместив в ряд несколько кукол, Ширяев придавал каждой из них позу, как бы продолжавшую позу предыдущей куклы. Таким образом, весь ряд представлял сочиняемый танец. Затем, выбирая сценки, наиболее его удовлетворявшие, он зарисовывал схему танца на бумажной ленте и нумеровал все па. Получались своего рода раскадровки. На одной из таких раскадровок Ширяев запечатлел танец Буффона с обручем, который он сочинил для себя и исполнял в балете «Щелкунчик» в постановке Л.И.Иванова. Этот номер Буффона в последующих редакциях «Щелкунчика» в России не сохранился.
Кинематограф
Будучи в одной из своих заграничных поездок в Лондоне, Александр Ширяев приобрёл 17,5-мм кинокамеру «Biokam». Первые опыты киносъёмок он предпринял летом на Украине, куда ездил с семьей. В начале сезона 1904/1905 годов Александр Ширяев обратился в Дирекцию императорских театров с просьбой разрешить ему безвозмездно снимать балерин театра. Однако ему не только отказали, но даже запретили заниматься подобной съёмкой.
Среди кинематографических экспериментов Ширяева есть документальные фильмы, танцы и миниатюрные пьесы, трюковая комическая съёмка, съёмка методом пиксиляции.
С 1906 по 1909 годы Александр Викторович занимался мультипликацией, применяя кукольную, рисованную, а также совмещённую техники. Он устроил в комнате съёмочный павильон и на минисцене специального ящика, имитировавшего театральные кулисы в несколько ярусов с электрическим освещением изнутри, создавал мультипликационные фильмы-балеты. Его целью было не создание нового искусства, а попытка воспроизведения человеческого движения, воссоздание хореографии. Чтобы снять балет «Пьеро и Коломбина», Ширяев сделал более семи с половиной тысяч рисунков. В мультипликационном кукольном балете «Шутка Арлекина» вариации и адажио сняты настолько точно, что по фильму можно восстановить вариации прошлых балетов.
Мультипликационные фильмы А. Ширяева:
• «Пьеро и Коломбина»
• «Шутка Арлекина» (1909)
• «Пьеро — художники»
Преподавательская деятельность
С 1891 по 1909 годы Александр Викторович был профессором Санкт-Петербургского Императорского театрального училища, где под его руководством был впервые открыт характерный класс. С 1918 по 1941 годы Ширяев — профессор Ленинградского хореографического училища. Он стоял у истоков национального отделения ЛХУ, в частности, воспитал основные кадры башкирского балета.
А.В.Ширяев первым в мире создал систему обучения танцовщиков характерному танцу. У него учились балетные артисты многих поколений, в том числе Андрей Лопухов, Нина Анисимова, Александр Бочаров, Михаил Фокин, Фёдор Лопухов, Александр Монахов, Александр Чекрыгин, Пётр Гусев, Галина Уланова, Галина Исаева, Юрий Григорович и другие.
В 1939 году Александр Викторович, совместно с А.И.Бочаровым и А.В.Лопуховым, написал учебник «Основы характерного танца». Он также является автором книги «Петербургский балет. Из воспоминаний артиста Мариинского театра», которая была подготовлена к изданию в Ленинградском отделении ВТО весной 1941 года, но так и не вышла в свет. Фотокопия книги хранится в Национальной библиотеке Санкт-Петербурга.
Архив Ширяева
Сведения о фильмах Ширяева встречаются в книгах Фёдора Лопухова, однако его архив долгое время считался утерянным. В 1995 году балетный фотограф Даниил Александрович Савельев передал киноисследователю Виктору Бочарову хранившийся у него архив Александра Ширяева, включающий в себя кинопленки и бумажные ленты с раскадровкой танцев. Архив попал к Савельеву в 1960-х годах от последней жены сына Ширяева.
В 2003 году из части материалов Александра Ширяева В.Бочаров сделал часовой фильм «Запоздавшая премьера», который был впервые показан в 2004 году на Фестивале архивного кино в Белых Столбах. Впрочем, некоторые критики считают фильм Бочарова мистификацией.
На фото: ателье "Рентц и Шрадер", СПб. Портрет Александра Викторовича Ширяева. На обороте бланка автограф Ширяева - дарственная надпись адресована балерине Мариинского театра Аполлинарии Алексеевне Гордовой.
|