Опыт изучения истории провинциальной фотографии на примере уездного города Бахмута Екатеринославской губернии
М.М.Зильбербранд, Иерусалим (правнук бахмутского фотографа Е.Я.Львова)
И.А.Корнацкий (Артёмовский краеведческий музей)
1. Провинциальная фотография как объект изучения
Распространение фотографии в Российской Империи началось со столиц, Москвы и Санкт-Петербурга. Фотографическая деятельность в этих городах тщательно задокументирована [1]. Информация о дореволюционных фотоателье столиц содержится в столичных архивах, многочисленных старых справочниках, газетах и журналах. Большое количество старых снимков сохранились в столичных музеях и архивах, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Выпущено несколько монографий, касающихся, в основном, столичной фотографии [2, 3, 4, 5].
История развития провинциальной и, особенно, уездной и сельской фотографии к настоящему времени изучена слабо. Хуже сохранились местные старые газеты и справочная литература. Упоминания фотографов российской глубинки в дореволюционной центральной прессе и справочной литературе были крайне редки. Снимки, сделанные провинциальными фотографами, сохранились после революций и войн в значительно меньшем количестве, чем в столицах. Кроме того, отток коренных местных жителей из провинции в более крупные города привёл к тому, что в настоящее время у местных жителей сохранилось очень мало старых фотографий, одного из основных объектов изучения. В центральных же музеях и архивах провинциальная фотография представлена слабо. Интерес к истории провинциальной фотографии проявляют, в основном, местные краеведы. Профессиональные историки к этому вопросу, в большинстве случаев, равнодушны (по-видимому, из-за малочисленности и малой доступности материала для исследования).
Между тем, провинциальная фотография, как объект изучения, очень интересна. Скудность, а иногда и противоречивость, имеющейся информации требует использования и сопоставления многочисленных косвенных сведений о фотоателье и фотографах из разных источников. В результате, восстановление истории провинциальной фотографии напоминает интригующее дететективное расследование.
В первую очередь, провинциальную фотографию характеризует её демократичность: судя по материалам РГИА, фотоателье в уездных городах и сёлах открывали представители всех слоёв населения, от дворян и купцов до казаков и крестьян. Среди владельцев первых провинциальных фотоателье были россияне и иностранные подданные (австрийцы, пруссаки, французы), очень много евреев. Опыт, в основном, приобретался через ученичество в уже существующих фотографических заведениях, обычно, в более крупных городах. Фотографических школ и курсов не было. В столицах было много потенциальных заказчиков фотографий, и цены там можно было понижать, достигая окупаемости и прибыльности фотоателье за счёт количества клентов. В уездных же городах и сёлах, где общее количество населения и число обеспеченных людей было меньше, возможность манёвра ценами была минимальной. Как результат, многие из первых фотоателье, не сумев достигнуть самоокупаемости, вскоре закрывались.
2. Источники для изучения истории фотографической деятельности в Российской Империи
Бесценными для изучения истории фотографических заведений служат материалы Главного Управления МВД по делам печати, хранящиеся в Российском Государственном Историческом Aрхиве (РГИА) в Санкт- Петербурге (фонд 776). Прежде всего, это документы за разные годы под общим названием "Ведомости типографий, литографий, фотографий, книжных лавок и библиотек в разных губерниях" (1868-1897) и дела "По доставлении губернаторами ведомостей о существующих заведениях печати и книжной торговли" за разные годы (1898-1907). Эти документы, чаще всего, организованы по губерниям и содержат фамилию, имя и отчество владельца каждого заведения, его социальный статус, приписку, а также данные о том, когда и кем разрешено открытие (по сути, дату открытия). Наиболее ранние данные (1865-1867) содержатся в документах под названием "Дело об открытии типографий, литографий, фотографий и книжных магазинов в разных городах" [6]. Информация о фотоателье за период 1908-1917 гг. содержится в делах под названием "Списки типографий, литографий, книжных магазинов и библиотек для чтения" и "По открытию и надзору за типографиями, литографиями и другими заведениями печати" [7]. По сообщению историка фотографии Самары, В. Е. Кузнецова, в списки не включались фотоателье открывшиеся и закрывшиеся в течение года. Интересную, но менее концентрированную информацию можно извлечь также из дел под названиями "Об открытии и надзоре за типографиями, литографиями и прочими подобными заведениями", "Об открытии в разных городах типографий, литографий и фотографий" и "О рассмотрении жалоб разных лиц на запрещение губернаторами книжной торговли и открытия фотографий".
10 марта 1912 года Управление по делам печати МВД Российской империи отменило обязательность получения свидетельства Губернатора для занятия фотографией. Начиная с этого года документы 776 фонда РГИА становятся менее информативными для истории фотографического дела, хотя некоторые губернаторы продолжали включать сведения о фотоателье в документы под названием "Списки типографий, литографий, книжных магазинов и библиотек для чтения" [8].
Косвенную информацию о периоде деятельности фотоателье и их владельцах можно получить из Памятных книжек и Обзоров губерний за разные годы; списков избирателей в Государственные Думы разных созывов, опубликованных в соответствующих Губернских Ведомостях; из метрических записей, хранящихся в областных архивах, старых телефонных книг и других справочных изданий и, конечно с сохранившихся фотографий, особенно датированных. На обороте фотографических бланков кроме фамилии и инициалов (иногда, имени и отчества) фотографа, могла указываться информация об адресе фотоателье, наградах, предлагаемых услугах.
Датировка старых фотографий представляет непростую задачу. Даже если на найденном снимке указан год, это не обязательно год съёмки. - Надпись могла быть сделана при дарении старой фотографии. В этом случае, указанный на фотографии год это год, позже которого она не могла быть сделана. Однако его завышение вряд ли может превышать 5 лет. Год также мог быть указан родственниками по памяти, спустя годы после съёмки. В этом случае, ошибка не может быть велика. Наименее точна датировка по стилю гражданской одежды изображённых на фотографии людей. Здесь ошибка может достигать 10 лет. Важную информацию о времени съёмки предоставляют военные форма и награды. Специалисты по военной истории, в том числе, с интернетовских форумов (например, http://forum.vgd.ru/148/9899/ и http://militaryforum.ru/), в ряде случаев, могут указать довольно узкие временные рамки съёмки изображённых на фотографии военнослужащих. Нижний предел времени съёмки могут предоставить данные о начале деятельности литографии, в которой был изготовлен фотографический бланк (её название обычно указано мелкими буквами на обороте бланка). Обширная информация о периодах работы литографических мастерских содержится в книге А.П.Попова "Из истории Российской фотографии" [2] и на сайте "Большой Русский Альбом" (http://www.rusalbom.ru/litograf.html). Необходимо отметить, что время прекращения деятельности той или иной литографии менее информативно для датировки фотографий: фотограф мог и после закрытия литографической мастерской ещё долго использовать запас изготовленных в ней и приобретённых ранее фотографических бланков. Датировку изготовленных в начале ХХ века фотографий-открыток можно уточнить по форме обратой стороны этих открытых писем и по имеющимся на ней типографских надписях [2], а также по датам, указанных на почтовых печатях. Годы съёмки известных личностей часто можно определить, зная подробности их биографий. Достоверная датировка старых фотографий сложна и требует комбинирования вышеперечисленных подходов.
3. Фотографическое дело в Екатеринославской губернии
В июне 1840 года Алексей Греков (1799-1851) открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека [2]. Через 11 лет, в 1851 году, в Новороссийском крае первые 16 бумажных негативов были отсняты в Одессе князем П.Трубецким [9].
Лишь через через 19 лет после этого фотография достигла Екатеринославской губернии. - Согласно документу "Ведомости типографий, литографий, фотографий, книжных лавок и библиотек в разных губерниях, 22/9/1878 - 6/8/1879" [10], представленному Екатеринославским губернатором в Главное управление по делам печати МВД России, первое фотоателье в губернии (в Екатеринославе) открыл 29.12.1870 мещанин Василий Леонтьевич Миткин. Интересно, что Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1875 год приводит значительно более ранний год открытия этого фотоателье – 1860.
В 1909 г. в губернии работали уже 87 фотоателье, в которых были заняты 161 человек. Для сравнения, в 1892 г. во всей губернии в 11 фотоателье работали 17 фотографов, 2 помощников и 10 учеников.
О темпах развития фотографического дела в Екатеринославской губернии даёт представление следующий график (красные цифры - по данным РГИА, чёрные - по данным Памятных книжек [11, 12] и Обзоров Екатеринославской губернии [13]).
4. Фотографы уездного города Бахмута
С.И.Татаринов в своих книгах о старом Бахмуте [14, 15] приводит фамилии шестерых бахмутских фотографов конца 19-го - начала 20-го века: Мерейнес, Грилихес, E.Львов, Э.Белоцерковский, Г.Бродский и М.Ицкович. Интересно, что все бахмутские фотографы, работавшие в то время, были евреями. Судя по данным справочника "Вся Россия" за 1902 г. [14] и сайта Большой Русский Альбом, фотография в Екатеринославской губернии, входившей в черту оседлости, была почти на 50% еврейской. Кроме еврейской предприимчивости, это объясняется, по-видимому, широким рынком (возможностью посещения с фотоаппаратом разных населённых пунктов с предложением фотографироваться), а также возможностью лёгкого переноса всего "бизнеса" на новое место при возникновении неблагоприятных условий на старом. - Фотографическое оборудование стало сравнительно лёгким и компактным.
Однако, история бахмутской фотографии началась значительно раньше границы XIX и XX веков. - В документе "По доставлении Губернаторами ведомостей о типографиях, литографиях, книжных магазинах и библиотеках для чтения, 21.06.1873-25.10.1873" [17] в Бахмуте упоминаются два фотоателье, открытые по указу Губернатора от 11.12.1871 ростовским купцом 2-й гильдии Яковом Рубанчиком и прусским подданным Августом Горье. Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1875 год [11], как и в случае с открытием 1-го екатеринославского фотоателье, приводит значително более ранние годы открытия фотоателье Рубанчика и Горье: соответственно, 1858 и 1868 (данные эти представляются сомнительными). В любом случае, получается, что в уездном города Бахмуте Яков Рубанчик и Август Горье начали заниматься фотографией спустя всего год после открытия Василием Миткиным 1-го фотоателье в губернском городе Екатеринославе. Фотоателье Августа Горье просуществовало недолго. Во всяком случае, в "Ведомостях типографий, литографий, фотографий, книжных лавок и библиотек в разных губерниях, 22/9/1878 - 6/8/1879" [10] это фотоателье уже не упоминается. Фотоателье же Якова Рубанчика просуществовало, по крайней мере, до 1879 года [10]. Фотографии с логотипами Я.Рубанчика и А.Горье пока не найдены. Кроме Бахмута, члены семьи Рубанчик открыли фотоателье в Мариуполе (около 1890 г.), Керчи (в 1890 г.) и Таганроге (во 2-й половине 1880-х). Бахмутское фотоателье Якова Рубанчика в январе 1880 года [18] получила в приданное его дочь Розалия. Самая ранняя сохранившаяся в Артёмовском краеведческом музее фотография, сделанная в фотоателье "Розалии Рубанчик в Бахмуте", датируется началом 1880-х годов и изображает Евдокию Степановну Лобасову (из семьи купцов Лобасовых) в возрасте около 13 лет. Хронологически следующая за ней известная датированная фотография (визитного формата) сделана в бахмутском фотоателье Розалии Мерейнес не позже 1888 года (этот год указан в дарственной надписи на обороте снимка).
В "Памятной книжке и адрес-календаре Екатеринославской губернии на 1889 г." [12] фотоателье Розалии Мерейнес отмечено, как единственное в Бахмуте. Трудно предположить существование в городе в те далёкие, отнюдь не феминистические, времена 2-х фотографичеких заведений, хозяйками которых были бы женщины, да ещё и с одинаковыми именами. Речь, по-видимому, идёт об одной и той же женщине, получившей в приданное (или унаследовавшей) фотоателье отца и принявшей после свадьбы фамилию мужа. В архивном фонде синагоги г. Бахмута, в метрических книгах записей о рождении за 1884 и 1887 гг. имеются записи о детях, Марии и Григории, родившихся у "Васильковского купеческого сына Киевской губернии Давида Григорьевича Мерейнеса и его жены Розалии Яковлевны". По-видимому, после того, как Розалия Рубанчик вышла замуж и родила детей (не позже 1880 года, т.к. известно, что в 1881 году у неё родилась дочь Адель), управлять фотоателье ей стало трудно, и к этому подключился её муж, Давид Мерейнес. В деле "По доставлении Губернаторами ведомостей о существующих заведениях печати и книжной торговли, 1903 год" [19] отмечено, что фотоателье мещанина Давида Григорьева Мерейнеса было открыто (или переписано на его имя) по указу Губернатора от 12.08.1886. Возможно, речь идёт о двух разных фотоателье. - В Памятной книжке Екатеринославской губернии на 1889 год [12] владелицей фотоателье по-прежнему числится Розалия Мерейнес. Даже в 1898 году фотоателье в Главном Управлении по делам печати МВД ещё числится за Розалией Яковлевной Мерейнес [18]. Хотя, возможно, что эти поздние упоминания - результат памяти об отце Розалии, Якове Рубанчике, фотоателье которого было одним из первых в городе и просуществовало 10 лет. Изменение семейного положения Розалии Рубанчик нашло отражение и на фотографических бланках - На их обороте остаётся только фамилия Мерейнес (без имени), а на лицевой их стороне, внизу, появляется монограмма в виде переплетённых букв Р и Д. (копии фотографии с монограммой любезно предоставлены И.Гохманом). Такие фотографии появились до 1895 года и просуществовали, по крайней мере, до 1905 года.
Известен визит-портрет с автографом одного Д.Г.Мерейнеса, датированный 30 августа 1895 года. Полный переход семейного фотоателье в руки Давида Мерейнеса объясняется тем, что согласно архивным материалам, присланным из Вены, его и Розалии дочери, Адель (1881 г. р.) и Мария (1885 г. р.), в период с 1899 по 1904 год учились в Венской консерватории, и мать, по-видимому, большую часть времени была с ними за пределами России. В дальнейшем, как значится на обороте сохранившихся фотографий, фотоателье Давида Григорьевича Мерейнеса размещалось в доме Довейно по ул. Харьковской [16]. В журнале "Тюремный вестник" за 1906 год [20] указано, что фотограф Давид Мерейнес был награждён серебряной медалью с надписью "За усердие" (для ношения на шее на Аннинской ленте), "по засвидетельствованию Министра Юстиции об особых трудах и пожертвованиях по тюремному ведомству". По-видимому, Д. Мерейнес был привлечён к фотографированию арестованных и заключённых Бахмутской тюрьмы. В списке лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу в съезде Бахмутских городских избирателей в 1906 и 1907 годах [21, 22] Д.Г.Мерейнес числится как платящий квартирный налог, а в аналогичных списках 1912 г. [23] его уже нет вообще ни в одной категории: ни по квартирному, ни по промысловому налогу, вообще – ни в каком качестве). Не упоминается он среди бахмутских фотографов и в справочнике "Вся Россия" за 1911-1912 годы [24]. Значит, его фотоателье в Бахмуте в это время уже не существовало. Фотоателье Рубанчик-Мерейнес проработало в Бахмуте около 40 лет.
В том же документе, где указана дата открытия фотоателье Д.Г.Мерейнеса [19] имеется информация о фотоателье мещанина Аврааама Иссова, открытого по указу Губернатора от 29.05.1890. В списках лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу в съезде Бахмутских городских избирателей в 1905 и 1907 годах [21, 22], он уже не числится, т.е. его фотоателье к этому времени уже не работало. Фотографии с логотипом А. Иссова пока не найдены.
«С.-Петербургская фотография» Г.Бродского начала работать до 1892 года (есть снимок, подписанный этим годом). С другой стороны, Бродский уже в 1897 и 1903-1904 годах не числится среди фотографов Бахмута [25; 19; 26].
Возможно, речь идёт о Бродском Герше-Лейбе Исаеве, упомянутом в 1907 г. в списке лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу в съезде бахмутских городских избирателей [23], среди владельцев торговых предприятий 3-4 разрядов и промышленных предприятий 6-8 разрядов (фотоателье соответствуют наивысшим из этих разрядов). В аналогичном списке 1912 г. [24] Г. Бродский уже не числился, т.е. до этого года он всякую "торгово-промышленную" деятельность в городе прекратил. Известны датированные 1897 и 1915 годами фотографии, сделанные в Мариуполе в фотоателье "Г.Бродскаго", расположенном по адресу Торговая улица, дом Дятькина. В архивном фонде синагоги г. Мариуполь в метрических книгах записей о рождении за 1908 и 1911 годы имеются запись о рождении сыновей у бахмутского мещанина Гдаля Абрамовича Бродского. Возможно, бахмутский и мариупольский фотографы Г. Бродские не одно и то же лицо, а родственники. В 1902 году фотоателье Бродского работало в Екатеринославе по адресу ул. Широкая, дом Беккера [16].
Братья Грилихес, Леон (Лейб) Рафаилович (фотограф) и, по-видимому, Исаак Рафаилович (владелец книжного магазина в Бахмуте и Енакиево) стали заниматься фотографией, вероятно, для расширения поля деятельности типографии своего отца, начавшей работать в 1872 году [27].
См. фото внизу слева
Печатание ими фотооткрыток с видами городов (в частности, Бахмута), скорее всего, началось не раньше 1894 года, когда это стало коммерчески выгодным (после того, как министр внутренних дел разрешил частным предпринимателям изготавливать бланки открытых писем.). В деле "По доставлении Губернаторами ведомостей о существующих заведениях печати и книжной торговли, 1903 год" [19] отмечено, что фотоателье мещанина Леона Рафаилова Грилихеса было открыто по указу Губернатора от 18.11.1896. Из обычных фотографий сохранился портрет мужчины, сделанный до 1902 года в фотоателье "Б-ев Грилихес" (братьев Грилихес), копия которого была любезно предоставлена краматорским краеведом В.Ф.Коцаренко. В справочнике "Вся Россия. 1902 г." [16] в качестве владельца фотоателье назван только Леон Грилихес. Он значится в списках плательщиков налога на торгово-промышленные предприятия в Бахмуте, по крайней, мере до 1906 года [22]. В справочнике "Вся Россия" за 1911-1912 годы [24] Грилихес среди бахмутских фотографов уже не упоминается.
В деле "О доставлении губернаторами ведомостей о существующих заведениях печати и книжной торговли, 19.10.1897-12.06.1898" [25] имеется информация о фотоателье бахмутской мещанки Леи Моисеевой Гуревич, открытого по указу Губернатора от 20.04.1896. В списках бахмутских фотографов в 1903 году [19], оно уже не числится. Фотографии с логотипом Л.Гуревич пока не найдены.
В 1899 году [19] рядом с Европейской гостиницей, на углу улиц Харьковской (впоследствии – Радянськой) и Кладбищенской (впоследствии - ул. Лермонтова), появилось фотоателье Ехиеля (Ефима) Яковлевича Львова, переехавшего в Бахмут первого (с 1893 года [25]) фотографа Новомосковска. Это было большое фотоателье с “отделением в Константиновке и Дружковке”, действовавшем в посёлке Яковлевский с 1899 года [19] по 1925 год.
См. фото вверху в центре
Судя по надписям на фотографических бланках, бахмутская “фотография Е.Я.Львова за отличные работы удостоена золотой медали на Международной художественной выставке в Брюселе в 1905 году”. Е. Я. Львов был действительным членом Всероссийского союза фотографов [28].
См. фото вверху справа
В 1925 году в фотоателье его сменил сын, Давид Львов, также действительный член Всероссийского союза фотографов. В 1928 г. он был участником "Выставки советской фотографии за 10 лет", которая проходила в Москве. На выставке были представлены 8,000 работ 400 фотографов, из них всего 14-ти из Украины. В телефонных книгах Артёмовска 1927 и 1928 года указан адрес фотоателье Д. Е. Львова: "Радянська [Советская], 45". После национализации фотоателье в 1930 г., Д. Львов с семьёй переехал в Киев. Фотоателье Львовых проработало в Бахмуте около 30 лет.
В доме Новгородцевых на Большой Харьковской 44 находились (по-видимому, в разное время) фотоателье М.Л.Ицковича (Михаила Леонтьевича, платившего квартирный налог в Бахмуте в 1906, 1907 и 1912 гг. [21-23]) и Э. Белоцерковского. Фотоателье Ицковича в Бахмуте начало работать в 1904 году (известна фотография, подписанная этим годом). Согласно же документу Главного управления по делам печати, в списках фотоателье, работавших в 1903 году [19], фотоателье Ицковича не упоминается.
Образец фотографии кабинетного формата, сделанной М. Ицковичем, любезно предоставлен санкт-петербургским коллекционером А.Классеном.
Впоследствии (не раньше 1904-1905 гг.) М.Ицкович открыл фотоателье и в Юзовке (рядом с гимназией С. Ромм, напротив отделения Госбанка). В Донецком краеведческом музее представлены снимки, сделанные Ицковичем в Юзовке в период 1909-1917 годы.
Как пишут Степкин и Гергель [30], "...самое большое фотоателье [в Юзовке] содержал М.Л.Ицкович. Ицкович единственный из юзовских фотографов выпускал почтовые открытки с видами поселка и окрестностей. Его фотоработы высоко ценились за качество и профессионализм. Семья Ицковичей проводила фотосъемки не только в салонах, но и на производстве. Известны снимки Ицковича металлургического завода и шахт, причем не только надземной части, но и снимки работы забойщиков, проходчиков, откатчиков".
До 1910 года свою фотографическую деятельноть в доме Новгородцевых в Бахмуте М.Л.Ицкович, по-видимому, прекратил, уступив место Белоцерковскому (сохранилась фотография с логотипом Белоцерковского, датированная этим годом, с указанием того же адреса). Тем не менее, из города М. Л. Ицкович не уехал: в 1938 году он всё ещё упоминается в телефонной книге Артёмовска по адресу Советская, 32. Телефонная книга 1940 года даёт уже другой адрес: Советская 44 (номер телефона двузначный, № 47, большинство же номеров - трехзначные). Известны юзовские фотографии М. Ицковича, датированные началом 1930-х годов. В середине 1930-х годов он прекратил всякую частную фотографическую деятельность и состоял, по-видимому, в бахмутской фотографической артели "Красная светопись" (возможно был её организатором, см. ниже).
Из шести упомянутых С.И.Татариновым [14] фотографов Эммануил Борисович Белоцерковский начал работать в Бахмуте позже всех. До этого работал в Константиновке (начал работу там не раньше 1904-1905 гг., сохранилась датированная фотография). В списке лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу в съезде Бахмутских городских избирателей в 1906 и 1907 годах [21, 22], он не числится, т. е. его фотоателье открылось в городе позже (в списках выборщиков 1912 года [23] он уже упомянут). В 1907 г. Белоцерковский в Бахмуте уже жил (в этом году у него в городе родился сын). Первое бахмутское фотоателье Белоцерковского находилось "возле городской управы" (по ул. Садовой). Впоследствии указан адрес: дом Новгородцевых на Большой Харьковской (№44, на углу Екатеринославской). Сохранившиеся датированные фотографии охватывают интервал 1910-1930 годов. По сообщению внука фотографа, Владимира Леонидовича Белоцерковского, после революции 1917 года Э. Б. Белоцерковский работал фотографом в бахмутской ЧК. В 1925 году Э. Б. Белоцерковский, как и Е. Я. Львов, был действительным членом Всероссийского союза фотографов [28], а впоследствии - Всероссийского фотографического общества.
Образец фотографии кабинетного формата, сделанной Э.Белоцерковским, любезно предоставлен харьковским коллекционером С.Володарским.
Фотоателье В.М.Медзона находилось на "Мало-Харьковской улице, 45" в доме Хургина. Сохранившийся снимок относится к периоду после 1905 года. Скорее всего, фотоателье работало в 1908-1910 году. - В списках лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу в съезде Бахмутских городских избирателей в 1907 [22] и 1912 годах [23], он не числится. В справочнике "Вся Россия" за 1911-1912 годы [24] Медзон среди бахмутских фотографов тоже не упоминается. В телефонных книгах Артёмовска после 1927 года фамилия Медзон не значится.
Фотоателье Л. Хадака появилось в Бахмуте около 1912 года. Оно называлось "Свет" и у него в разное время были два адреса 1) Мостовая ул., дом Машурьянца и 2) Харьковская ул., №34, собственный дом. Упоминается в справочнике "Вся Россия" за 1911-1912 годы вместе с фотоателье Е. Я. Львова [24], как единственные в городе. В Артёмовском краеведческом музее хранится сделанный Л. Хадаком снимок электростанции, которая была построена в 1913 году. В конце 1920-х годов по адресу Харьковская 57 работало фотоателье Л. И. Ходака (Лазаря Иосифовича Ходака, 1883 г.р., из списка эвакуированных в 1941 году из Артёмовска в Ташкент?). Возможно, он и Л. Хадак - одно лицо. Возможно, бахмутский Л. Хадак также был представителем фотографической династии. - Известны снимки, сделанные в 1899 и 1903 гг. в "Универсальной Фотографии" Пинхаса Хадака в Кривом Роге (Почтовая улица, дом Федоренко).
В 1930 году, вместе с роспуском Российского фотографического общества, были ликвидированы и частные фотоателье. В 1926-1930 годах фотографы-частники, предвидя такое развитие событий и пытаясь выжить, объединяются в артели. - В Бахмуте в 1935 году существовала фотоартель "Красная светопись" (продолжала работать, по крайней мере, до 1938 г.). В 1938 году она находилась по адресу Советская, 32. Судя по телефонной 1938 года, по этому же адресу жил и упомянутый выше фотограф М. Л. Ицкович. Возможно, он и организовал фотоартель.
Следующий график представляет в наглядной форме сопоставление периодов деятельности частных фотоателье Бахмута (Артёмовска). Из графика видно, что пик фотографической деятельности в Бахмуте приходился на период 1895-1910 годы, когда, временами, в городе действовали одновременно четыре-пять частных фотоателье.
5. Ученики фотографов
Как пишет М. С. Наппельбаум в книге "От ремесла к искусству" [30], "иерархическая лестница ученичества была следующая: первая ступень - копировщик, тот, кто печатал карточки, затем ретушёр и, наконец, главное лицо - фотограф". Мальчики, приехавшие из деревни на работу в город, часто, прежде, чем приступить к первой стадии ученичества, несколько лет были просто на побегушках. Ученик на каждой ступени получал уроки от специалиста, затем становился его помощником, и лишь впоследствии ему постепенно начинали поручать самостоятельную работу. Ученичество обычно занимало около трёх лет. В течение всего этого периода жалования ученик не получал. Лишь затем можно было устроиться помощником фотографа на жаловании, а впоследствии открыть собственное дело. Должности копировщика и ретушёра было получить легче, чем должность помощника фотографа. Путь начинающего фотографа был труден. Фотографических школ не было, а каждый из опытных фотографов скрывал свои практические знания.
6. Ретушёры
Ретуши для заделывания царапин на пластине или тёмных пятнышек, образующихся на негативе, если у сфотографированного человека были изъяны кожи на лице, придавалось огромное значение. Сам фотограф редко занимался ретушированием. Для этого в фотоателье работал специальный человек [30].
К настоящему времени удалось найти данные всего об одном бахмутском ретушёре, Аншеле Наумовиче Белоцерковском, работавшем с 1903 по 1906 год в фотоателье Е. Я. Львова. Это был профессиональный ретушёр, начавший свою деятельность в 17-летнем возрасте в Елисаветграде [32], продолжившем в Одессе (1901-1903), и работавшем впоследствии ретушёром в Будапеште (1907-1919), Вене (1920-1922) и СССР (до 1941 года). Фотографом он не стал.
7. Композиционные особенности фотографий бахмутских фотографов
Как пишет Наппельбаум, у каждого фотографа была своя витрина, по которой создавалось впечатление о работе мастера, о его индивидуальности, о том, к какой среде принадлежит его заказчик.
Подавляющее большинство снимков бахмутских фотографов - портреты, выполненные студийно. Большинство людей снято по пояс, с лёгким поворотом головы. Кисти рук на таких портретах чаще всего скрыты. Снимки в профиль и в анфас редки.
Преобладающие форматы - визит-портрет (6.2 х 10.1 или 6.5 х 10.5 см) и кабинет-портрет (10.8 х 16.6 или 11 х 17 см). Первый, фотографические бланки для которого были дешевле, преобладает среди более старых фотографий. Нетрадиционные, удлинённые форматы фотографических бланков чаще других использовал Э. Белоцерковский: американский малый формат (8.5 х 16.5) и "длинный визит" (5 х 10.7 см). Многофигурные снимки большого формата успешно делали Е. и Д. Львовы и Э. Белоцерковский.
Практически всеми фотографами широко использовались бутафорские акксессуары из папье-маше: камни, пни, колонны, балюстрады, а также ковры, изображающие траву, кресла с высокой спинкой, столики с резьбой, деревянные скамейки, раскрашенные под мрамор и расписанные задники.
Выражение благодарности
Авторы выражают искреннюю благодарность историку Российской фотографии Анатолию Петровичу Попову, шедро поделившемуся своими энциклопедическими знаниями, взявшему на себя труд просмотреть черновик статьи и внесшему ценные замечания для её улучшения. Наша искренняя признательность также - многочисленным краеведам и коллекционерам в Украине, России и за рубежом, любезно согласившимся прислать сканы имеющихся у них старых фотографий бахмутских фотографов.
Список использованных источников
1. Дела Канцелярии Главного Управления МВД по делам печати, РГИА, Ф. 776, Оп. 3, 4, 11, 20, 21, 22, 23; Ф. 1286, Оп. 22.
2. Попов А. П. "Из истории Российской фотографии", Москва, Изд-во МГУ, 2010, 237 с.
3. Стигнеев В. Т. "Век фотографии. 1894-1994: Очерки истории отечественной фотографии", Москва, Изд-во: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011, 392 с.
4. Миролюбова Г. А. и Петрова Т. А. "Русская фотография 1840-1910 гг. из собрания Эрмитажа", Ленинград, 1991, 200 стр.
5. Шипова Т. Н. “Фотографы Москвы — на память будущему. 1839–1930: Альбом-справочник”. Москва, Изд-во объединения «Мосгорархив»; АО «Московские учебники», 2001.
6. РГИА, Ф. 776, Оп. 3, Д. 217, 218, 612
7. РГИА, Ф. 776, Оп. 22
8. РГИА, Ф. 776, Оп. 23, 1906-1917 гг.
9. Трачун О. "Фотографія в Україні 1839-2010 р.", Харків, видавництво "Сага", 2010, 216 с.
10. РГИА, Ф. 776, Оп. 20, Д. 63, Л. 302-303об.
11. Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1875 год, Екатеринослав, Типография Губернского правления, стр. 94.
12. Памятная книжка и адрес-календарь Екатеринославской губернии на 1889 год, Екатеринослав, Типография Губернского правления, стр. 580.
13. Обзоры Екатеринославской губернии на 1881, 1884, 1887, 1888, 1892, 1894, 1896, 1898, 1902, 1903, 1910 гг. (Приложения к отчёту Екатеринославского губернатора), типография Екатеринославского Губернского правления. Таблицы "Ведомость о фабриках И заводах Екатеринославской губернии".
14. Татаринов С. И., Семик Ю. А., Федяев С .В. “Евреи Бахмута-Артемовска: Очерки истории XVIII–XX столетий”. Артемовск, 2001, 85 с.
15. Казаков, А. Л., Татаринов, С. И. и Федяев, С. В. "От черты оседлости к Холокосту", Артёмовск, 2003, 95 с.
16. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации, Санкт-Петербург, Изд-во Суворина, 1902 г.
17. РГИА, Ф. 776, Оп. 11, Д. 106, Л. 61об.
18. РГИА, Ф. 776, Оп. 20, Д. 82 ч. 2, Л. 15.
19. РГИА, Ф. 776, Оп. 22, Д. 42в, Л. 265.
20. Тюремный Вестник, № 4, Апрель 1906 г., С.-Петербург, Типо-литография С.-Петербургской Тюрьмы. – Стр. 232.
21. Список лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную
Думу в съезде Бахмутских городских избирателей, на основании закона
6-го августа 1905 года и Именного Высочайшего Указа 11-го декабря 1905
г. // Екатеринославские губернские ведомости. - 1906. - 2 дек. (№140).
- С.1-16 - (Приложение).
22. Список лиц, имеющих право участвовать в выборах избирателей в Государственную Думу в первом и втором съездах Бахмутских городских избирателей, на основании Высочайше утвержденного 3 июня 1907 года Положения в выборах в Государственную Думу. // Екатеринославские губернские ведомости. - 1907. - 26 июля (№ 86).
23. Список лиц, имеющих право участвовать в выборах избирателей в
Государственную Думу во втором съезде Бахмутских городских
избирателей, на основании Высочайше утвержденного 3 июня 1907 года
положения о выборах в Государственную Думу. // Екатеринославские
губернские ведомости. - 1912. - 4 авг. (№ 90). - С. 1-18 -
(Приложение).
24. Вся Россия. Справочная книга российской промышленности, торговли, сельского хозяйства, администрации, представителей общественной и частной служебной эконом. деятельности и пр., т.1-2, 1911-1912, издание товарищества Л. М.Фиш, Киев.
25. РГИА Ф. 776, Оп. 21, Д. 219, ч.2, Л. 13-16об.
26. РГИА Ф. 776, Оп. 23, Д. 54, ч.2, Л. 379об.
27. РГИА Ф. 776, Оп. 20, Д. 1502, Л. 519об.
28. Список членов Российского фотографического общества за 1925 год, ГА РФ, Ф. А234, Оп. 1, Д. 24, Л. 1-10.
29. Степкин В. П. и Гергель В. А. "Полная история Донецка: (1779-1991)". – Донецк: Изд-во Апекс, 2008. – 540 с.
30. Наппельбаум М. С. "От ремесла к искусству. Искусство фотопортрета ". Москва, изд-во "Искусство", 1958, 240 с.
31. ГАРФ, Ф. А539, Оп. 4, Д. 2836.
32. Рудняев С. Ф., Кузнецов В. Е. (2006). "Самарский альбом. Самара в открытках и фотографиях конца XIX - начала ХХ века". Самара, Офорт, 2006, 335 с.