Неисповедимы людские судьбы.… И семейные связи. Незнакомый человек со старого снимка совершенно неожиданно может
оказаться твоим родственником.
Cнова ничто не предвещало необычного.Я поместила в свой альбом снимок, который дал сосед.У него была завёрнутая в
газетку стопочка потрёпанных фотографий - всё, что осталось от знатных родов его предков. Маленький, навсегда покосившийся домик на самом берегу Волги. Там медсестра одна растила двоих детей. Облезлая шубка девочки
с рукавами до земли. Эта шубка знавала лучшие времена.В прошлом она была маминым жакетом.Такая нищета, что
воспитывающая меня бабушка с дедом не позволяли играть с теми детьми. Боялись какого-то плохого влияния. Я причины запрета не понимала, но не спорила. Было-то мне тогда 4 или 5 лет. Ещё я чувствовала отношение других к той семье. Там была неизвестная мне тайна.
Сейчас я поняла, что это были последние потомки нескольких знатных родов: Орловых, Кокиных, Букиных…. Гордых людей, побывавших по обе стороны гражданского противостояния. Гонимых любой властью, сгинувших в тюрьмах и лагерях. Запуганные постоянными унижениями люди боялись быть их друзьями. Старший мальчик Валентин не боялся ничего. Он приносил свой кусок хлеба работавшим на лесосплаве пленным немцам. Выучил язык – это стало его ремеслом. Он и сейчас работает учителем немецкого. Самое неожиданное случилось не очень давно. Один из
тех немцев не забыл малой помощи мальчишки и стал его разыскивать. В администрации Юрьевца всполошились. Как же,
приедут иностранцы и увидят, что Валентин Иванович так и живёт в том домике, со сгнившим полом, заливаемым по весне водой. Квартир в городке не строили и слово такое забыли. Но тут поднапряглись, нашли и дали. Как тут не вспомнить старинного наказа: «Делай добро и бросай его в воду…».
Но это была только присказка. Некоторых родных со снимков Валентин Иванович знал. О других не знал ничего: кто такие, откуда, почему здесь их фотографии…. Один из неопознанных снимков я назвала «Леонид Знаменский».(Как оказалось, очень правильно сделала. Имя, попавшее в заголовок снимка, появляется в поисковых машинах сразу в двух местах: в текстах и в фотках.)
Фото посвящалось в стихах девушке Шуре Вяльцевой. Паспарту снимка с автографом показалось мне неявным, и я его показывать в альбоме не стала. Сейчас, рассмотрев гравюру лучше, я думаю, что это всё-таки конкретное фотоателье. С названием, с наградами. Но где и чьё – непонятно. А на штампе литографической мастерской, как назло стоит клякса. Так что определение места и времени снимка – дело будущего.
Самое удивительное, что найдены родственники этого человека. В их число входит не только хозяин снимка, но и я! Такое расследование провела Анна Маркова. Нет числа людям, которым она звонила и выспрашивала о родных. Нет числа лицам на портретах, в которые вглядывалась. Анна хорошо видит портретные сходства родственников. Возможно, когда-нибудь она расскажет историю этого поиска. Так чужой семейный альбом стал моим. |