Сергей Петрович Файдыш (1890-1916) - старший брат моей бабушки
Евгении Петровны Турманиной (Файдыш). Окончил 1-е реальное училище и
историко-филологический факультет Императорского Московского Университета. Был преподавателем Александро-Мариинского училища в Москве.
Вот воспоминания Евгении Петровны Турманиной (Файдыш) о трагической судьбе старшего брата: "А тут вдруг и война. Серёжу взяли в Алексеевское юнкерское училище, но его свободная душа и философское отношение к жизни не могло мириться с грубой военщиной. Над ним взрослым человеком командовали мальчишки. Он нагрубил, и его перевели в Александровское военное училище. В промежутке между двумя училищами он забежал к маме, и я хорошо помню его мрачноватую физиономию, когда он пил чай в домашней обстановке. Он был домосед и любил семью.
Из моего дневника 31-го июля 1914 года, Черкизово. Ночью проводила Сережу – поехал в казармы. Берут и Запасных теперь… Так вот Серёжу первого из нашей семьи отправили на фронт. Они долго стояли в Курске.
Вот его письмо ко мне от 4 июня 1915 года: "Дорогая Женюрка!Пишу тебе главным образом из нежных родственных чувств, а отчасти и потому, что ты, вероятно, единственный член нашей семьи, не удравший из Москвы (кроме Петра, конечно). Сейчас я нахожусь … в Курске. Я уехал 29-го, как и писал, но в дороге (у границы уже) захворал и был возвращен обратно. Я скверно себя чувствовал в самый день отъезда, в вагоне крепился, но пришлось вылезти все-таки: рвота, боли в желудке. Оказалось засорение кишечника (не аппендицит). Недели в 2-3 поправлюсь, как здесь говорят.История несколько трагикомическая, но для меня очень неприятная. Ну, да довольно об этом. Напиши мне, Женюрка, немедленно, кто, где находится, кому куда писать. Маме я уже послал 2 письма в Иркутск, но не уверен, уехала ли она туда. Напиши в Старки, о моем триумфальном возвращении.
Привет Пете и Николаю Осиповичу.
Сергей Файдыш"
Может быть, со своими Сережа уцелел бы, но он заболел и приехал в Москву лечиться.
Второй раз отправляли Серёжу шумно, весело и никто не думал, что больше мы его не увидим. Из всех братьев он был самым глубоко порядочным человеком. Правда, видно сердце предчувствовало, он был немного мрачноват, вспыльчив и самолюбив, и часто краснел, как девица красная.
Мне и сейчас (в 1958 году), когда прошло уже 42 года всё так же сильно жалко его. Их после боёв должны были отправить в резерв, но перед самой отправкой вдруг послали под пулемётный огонь идти на немцев по вспаханному полю. Снаряд разорвался, и картечь попала ему в живот. Серёжа тут же умер. Это произошло 25 октября 1916 года. Его денщик похоронил в городе Двинске на кладбище и поставил крест, а вещи привёз маме". |