Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам
На них основано отвека,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,-
Залог величия его
А.С.Пушкин.
Фото из альбома моего деда Копосова Якова Яковлевича.На
снимке:Копосов Яков Гаврилович,мой прадед и родоначальник династии
Копосовых-речников.
Мой прадед Копосов Яков Гаврилович(6.10.1841-
1.02.1899 г.)практический механик-речник,родом с Ярославльской
губернии
Пошехонского уезда Подорвановской волости дер.Юдинка,всю жизнь
работал на пароходах.С 12 лет ушел из деревни в город и упорным
трудом пробивал себе дорогу в жизни,а в 1865 году уже работал
машинистом на пароходе"Архангельск" Вятского пароходства.С
открытием пароходства на реке Сев.Двина плавал на пароходе "Двина"
с 1872 года.Умер в 1899 году,проработав на речном транспорте около
40 лет.Могила Копосова Я.Г.находится в Ляблевском Преображенском
погосте при реке Лябле на левом берегу Сев.Двины в 91 версте от
уездного города В-Устюг(похоронен рядом с церковной оградой).
В свободное от основной работы время наблюдал за природой,особенно
его интересовало,как речника,погодные явления,как ледоход и
ледостав.
Копосов В.С.
История рода.
Из песни слова не выкинешь, прошлое не переделаешь. Можно,
конечно, трак-товать одни и те же события с разных позиций. Но факт
остается фактом: ровно девяносто лет назад, 6 марта 1918 года
высадкой английских войск в Мурманске началась открытая военная
интервенция против Советской России. Этот эпизод истории
упоминается в нижеследующем материале…
Династии
МЕЧТА О БЕЛОМ ПАРОХОДЕ
Наверное, каждый из живущих рано или поздно понимает (во всяком
случае, обязан понять), как важно не прерывать нить памяти,
соединяющую поколение с поколением, и тогда фраза «человек жив,
пока о нем помнят» обретает глубокий смысл. Забываешь имена
прадедов, предаешь забвению детские воспоминания о бабушке с
дедушкой, и вместе с ними уходят в небытие целые поколения предков.
Устюжанин Валерий Сергеевич Копосов и его близкие к своей
родословной отно-сятся трепетно. В этой родословной – потомственные
речники-труженики, жившие в нашем северном речном краю и из
поколения в поколение передававшие искреннюю любовь к профессии.
Дед Валерия Сергеевича – Яков Яковлевич Копосов был, можно сказать,
первым директором Великоустюгского ордена «Знак Почета»
судостроитель-но-судоремонтного завода, ведь завод ведет свою
историю с 1866 года – времени создания в Михайловском затоне
ремонтных механических мастерских, заведующим которых в свое время
стал Яков Копосов.
Я узнала об этом из сохранившихся в семье многочисленных документов
и запи-сей того времени. Но обо всем – подробнее…
Яков-второй – основатель династии
В начале XIX века крестьянин из Пошехонья Ярославской губернии
Гаврила, сын Якова Копосова, взял себе в жены девицу Авдотью и
начал семейную жизнь.
Один из его сыновей, в честь деда тоже названный Яковом, 1841 года
рождения (о чем сохранилось подлинное, с сургучной печатью
свидетельство о записи в метрических книгах, датированное 4 марта
1900 года), в 12 лет ушел из деревни на заработки – на Волгу (как
напишет об этом в своем сочинении через полтора века его пра-внук
Илья, «мечта о белом пароходе жила в подростке с тех пор, как
увидел он его впервые на реке»). В 1865 году Яков-второй уже
работал машинистом на пароходе «Архангельск» Вятского пароходства,
а с открытием на Северной Двине пароходного общества купца Кострова
ходил на пароходе «Двина».
Вот он-то, Яков Гаврилович Копосов, проработав на речном транспорте
немного не полвека, и стал основателем династии речников. Это на
его глазах в Михайловском затоне Великого Устюга появляются
ремонтные мастерские.
Третий Яков
Его сын, третий Яков в роду Копосовых, появился на свет в 1870
году, этим событием жена Серафима осчастливила Якова Гавриловича
прямо на пароходе.
Якова-старшего с повышением переводят с парохода на пароход, и
семье тоже прихо-дится кочевать. Маленький Яша учится в приходской
школе и при любой возможности бывает у отца на работе, постигая азы
отцовского дела. После окончания в 1884 году Великоустюгского
уездного училища юный Яков решает стать помощником родителю,
работая с ним вместе на пароходе «Гражданин»: зимой помогает при
ремонте, летом стоит на вахте. Вся его дальнейшая жизнь – большой
труд и самообразование.
Хозяин Костров назначает смышленого подростка масленщиком с
жалованьем 10 руб-лей в месяц, а через пару лет переводит его на
самостоятельную работу на пароход «Нева» помощником машиниста,
затем на пароход «Петроград», на котором Яков ходил до смерти отца.
После этого Костров возвращает Якова на «Гражданин» – механиком на
место отца.
Так начались собственные речные пути-дороги третьего Якова.
В 1908 году все пароходы Кострова были переданы в Северодвинское
акционерное па-роходное общество, а в 1911 году – в Северное
пароходное общество «Котлас-Архангельск-Мурман». Зимами Яков
Копосов, ответственный механик Северного пароходного общества,
работал в Михайловском затоне. Сохранились воспоминания и о том,
как он в 1914-1916 годах отправлялся в командировку на Волгу за
пароходами. Переводить громадины было трудно: приходилось разбирать
колеса, валы, площадки, а в длину перерубать на две части. Уже в
Устюге, в своем плавучем доке суда собирали и склепывали.
* * *
Семьей Яков Яковлевич обзавелся большой: жена Ольга Андреевна
нарожала ему тро-их сыновей и четырех дочек. Первенец Яша
(четвертый Яков в роду Копосовых) прожил лишь два годика, дочка
Соня умерла в 14-летнем возрасте.
Сыновья продолжили дело отца и деда. Андрей (1913 года рождения)
выучился на судомеханика в Великоустюгском техникуме водных путей
сообщения и позднее работал инженером-конструктором в Северном
Бассейновом Управлении пути. Сергей (1917 года рождения) в 1938
году в этом же техникуме окончил судоводительское отделение и с
1939 года до выхода на пенсию трудился в планово-экономическом
отделе Великоустюгского судостроительно-судоремонтного завода. Две
дочери тоже «приобщились»: Милитина в 1943 году несколько месяцев
работала на ССРЗ контролером ОТК (забытая сегодня аббре-виатура
означает «отдел технического контроля»), а Юлия выбрала в мужья
речника Владимира Горяева.
На защите Отечества
Революционный вихрь 1917 года и гражданская война перевернули
привычную жизнь, заставили смотреть на все иначе. И тут пришлось
поработать, особенно с открытием Северодвинского фронта.
С февраля 1917 года Яков Яковлевич назначен заведующим
Михайловскими мастер-скими. Огромная тяжесть ложится на его плечи.
Сутками заведующий не видится с семьей…
9 марта 1918 года интервенты начали оккупацию Советского Севера. В
Мурманске был высажен десант англичан, а затем французские и
американские войска, 2 августа был занят Архангельск. Интервенты
стремились захватить Котлас, Вологду и, соединившись с Колчаком,
наступавшим из Сибири, начать наступление на Москву. Создалось
очень тяжелое положение.
В Михайловском затоне и в затоне Лименды шла спешная и напряженная
работа: начали собирать речную военную флотилию из состава крупных
буксирных судов, велся ремонт и переоборудование их в боевые
корабли. Пароходы вооружались артиллерией и пулеметами, рубка и
паровые котлы обшивались броней. Из железных барж создавались
плавучие батареи. Все речники были мобилизованы для быстрейшего
выполнения военного задания.
Суда уходили на фронт, чтобы каким-то из них вернуться для ремонта
– с простреленными в решето трубами, с подбитыми рубками… А каким-
то не вернуться совсем…
Голод, напряженный труд, невыносимая усталость, страх за жизнь
детей – все пережили тогда они. Выжили и победили, веря в светлое
будущее. Северо-Двинская флотилия помогла Красной Армии одержать
победу над интервентами: США, Англия и Франция вынуждены были
покинуть Советскую республику.
Из песни слова не выкинешь и историю не переделаешь.
Так было…
И журнал «Светлячок»…
Многодетная семья Копосовых была дружной. Жили в своем доме на
улице Успенской, переименованной потом в Советский проспект, дом №
219. Этот дом подарил сыну к свадьбе Яков Гаврилович, купив его у
устюгского мельника.
Яков Яковлевич работал, мама Ольга Андреевна управлялась по
хозяйству. Она, имея трехклассное образование (по сей день хранится
Копосовыми свидетельство об окончании ею «Спасского Сельского
начальнаго народного училища» в 1889 году), умела все – готовить,
шить, плести кружева, лечить и, как настоящий педагог, занимать
досуг детей.
Вот выдержка из воспоминаний Милитины. «Мама то сказку расскажет,
то репку поскоблит ножичком, мы только рты открывали, как птенцы.
Долгими зимними вечерами делала она нам из бумаги кораблики,
коробочки, кошельки, зеркальца… Часто в воскресенье летом мама
напечет стряпни, и мы отправлялись на пикник пешком на Богородскую
мельницу. Побегаем, побродимся в речке, пособираем шишек... Мама
отдохнет от домашней работы... Папа уже приготовит самовар к нашему
приходу… За огородом у нас поля, поля, поля… на болоте квакают
лягушки, кричат коростели, в небе поют жаворонки, колосится рожь, а
в ней синеют васильки…»
В доме Копосовых всегда был режим и порядок. Завтрак, обед, чай и
ужин – строго в определенное время. Когда приходил с работы отец,
на столе уже все было собрано. «Ребята, садитесь, папа идет!» –
командовала мама. Уже взрослой, Милитина с грустью вспоминала
босоногое детство – качели, гиганты, крокет, шалаши, вспоминала,
как строили с братьями свои, ребячьи, пароходы, как ставили
спектакли, а вечерами играли в школу, где маленькая Милитина всегда
была учительницей. Как выпускали семейный журнал под названием
«Светлячок», помещали туда все новости домашней жизни, свои стихи,
рисунки и посылали журнал папе… Вот сохранившийся опус юного
Сережи, увидевшего аэроплан (тот однажды в 30-е годы приземлился в
полях за Устюгом):
Вот летит аэроплан, говорят: «Он там, там, там!»
Вот летит из облаков. Говорят: «Вот, вот, вот, вот!»
Вот сидит уж на земле, глянь, гляди, какой большой!
Вот споткнулся, полетел, да на избу к тетке сел.
Все шумят, орут, кричат, говорят: «Убьет сейчас!»
«Холодно. Иней. Бело…»
А еще в этой семье было большое, общее на всех увлечение –
наблюдение за природой, которое начали вести всей семьей с 1927
года. Отец регулярно отмечал температуру воздуха 4 раза в сутки (6
утра, 12 дня, 6 вечера и 12 ночи), а когда болел или уезжал, за
него это делала мама. Он очень верно предсказывал погоду, опираясь
на народные приметы, которые тоже наблюдал и проверял. Этого много
лет требовала работа, ведь ледоход и ледостав – главные вехи
речника.
К нему, уже пенсионеру, всегда обращались из Архангельска, из
пароходства, чтобы узнать прогноз ледостава и ледохода. Вот пример
такой просьбы – письмецо: «По просьбе уполномоченного Наркома
Водного транспорта тов. Белякова Вас просят придти на семинар
пристани Устюг и взять с собой сведения о ваших наблюдениях
заморозка или рекостава. С почтением к Вам ст. диспетчер пристани
Устюг Ефремов. 16.10.38 г.».
И надо сказать, что ошибался Яков Яковлевич редко.
Сохранился пожелтевший листок из тетради, возможно, тридцатых
годов. Аккуратным почерком Якова Яковлевича переписаны даты еще по
старому стилю весеннего ледохода и осеннего ледостава Сухоны,
начиная с 1742 года. И тут же – по новому стилю, начиная с 1927
года. Последняя запись сделана им за три дня до смерти – в марте
1942 года.
Но есть еще тетрадь, исписанная рукой сына Сергея: с 1934-го по
1969-й здесь запол-нены многочисленные графы – «Приметы», «Прогноз
ледостава», «Характеристика предле-доставного периода», «Анализ
причин расхождения даты ледостава с датой прогноза»… Вот, к
примеру, год 1941-й: «17 августа. Холодно. Иней. Бело. Роса. Окна
отпотели. Прогноз ледостава – 13 октября. 16-17 октября ледоход во
всю реку. Проливные дожди. Лед встал 7 ноября. Позднее – ввиду
большой воды»).
Семейные реликвии
Родительское тепло и воспоминания об этом тепле согревали всю жизнь
детей. Как ре-ликвии, хранились отцовские и материнские (а сегодня
– уже дедовские и прадедовские) подарки, вещицы, оставшиеся после
них: свидетельства и справки XIX века, фотография места упокоения
основателя династии Якова Гавриловича, удостоверения личности Якова
Яковлевича и Ольги Андреевны, выданные в 1933 году, билет на
пароход «Шеговары» от 21 мая 1933 года, письма, записки,
воспоминания…
С марта 1923 года Яков Яковлевич переходит на службу механиком в
Беломорский лесной трест, а в июне 1933 году по болезни выходит на
пенсию. Старшие дочери к тому времени обзавелись семьями, а
младшая, Милитина, окончила Великоустюгский педагогический
техникум. Отец, зная дочкино увлечение гитарой, подарил ей
инструмент. «Вот поедешь в деревню – возьмешь с собой», – сказал
он.
Милитина учила деревенских женщин грамоте, а потом по их просьбе
играла. Мало-грамотные крестьянки называли гитару «гектара». И
холод терпела певучая подруга (струны лопались от мороза), и
зарубины остались на крутых фанерных боках от веревки, которой
Милитина привязывала гитару к телеге в долгих тряских дорогах… Но
дочь хранила отцовский подарок, который сопутствовал ей в бедах и
странствиях.
Шхуны, шаланды, понтоны…
В 1936 году судостроительно-судоремонтная верфь имени Нацфлота (так
звались к этому времени бывшие Михайловские мастерские)
переименована в судостроительно-судоремонтный завод имени Нацфлота.
Здесь строились металлические корпуса буксирных пароходов мощностью
150-200 лошадиных сил, деревянные баржи грузоподъемностью от 1500
до 140 тонн, деревянные корпуса морских шхун, дебаркадеры, шаланды,
понтоны… Завод – любовь и гордость Якова Копосова – рос и
развивался.
Стал завод любовью и гордостью и сына Сергея, отдавшего
судостроительно-судоремонтному свою жизнь: начал здесь труд совсем
юным, во время Отечественной плавал на судах помощником капитана –
возил в Архангельск боеприпасы; завод был ему родным еще долгие-
долгие годы… И даже на пенсии он оставался речником. Сегодня в
семье бережно хранится стопка ученических тетрадок 1958 года, где
Сергеем Яковлевичем записана подробная история развития (с 1933 по
1957) этого когда-то широко известного в стране предприятия, ныне
захиревшего и потерявшего былые позиции.
Внуки Копосовы
…Умер Яков Яковлевич Копосов в суровое и тяжкое время – в марте
1942 года, жена пережила его всего на три месяца.
А внуки тоже решили идти по стопам дедов и прадедов.
Вячеслав, сын Андрея Яковлевича, учился в Ленинградском институте
инженеров водного транспорта. Правда, позднее по состоянию здоровья
сменил водный транспорт на земной: обосновавшись в Питере, стал
водителем трамвая. Но часто бывает на устюгской земле.
Валерий, сын Сергея Яковлевича, работая в электроцехе ССРЗ, окончил
в 1974 году вечернее отделение Великоустюгского речного училища,
потом недолго был мастером производственного обучения в ГПТУ № 4 на
группе судомашинистов.
Жаль, что так круто изменилось положение завода, что обмелела
голубая Сухона, что не нужны стали родной реке устюжане-речники…
Дети Юлии Яковлевны (помните, это одна из дочерей Якова Яковлевича,
которая выбрала в мужья речника Владимира Горяева?), Станислав и
Роберт – речники, один из внуков, Владимир Хохлов, – тоже речник:
все трое плавали по рекам сначала Вологодской, потом Архангельской
областей. Второй внук, Вадим Горяев, окончил Архангельскую
мореходку и сегодня ходит на морских судах. Говорят, при высокой
должности…
Жизнь быстротечна, горько это сознавать. Но повторюсь: человек
жив, пока о нем помнят.
И в родовой памяти Копосовых живы голубые дороги рек, белые
пароходы, све-жее дыханье северного ветра и чайки за кормой…
Ольга КУЛЬНЕВСКАЯ.
На снимках из семейного архива:
– Яков Гаврилович Копосов, основатель династии – Яков-второй.
– Юный Яков-третий.
– Год 188… Яков Яковлевич, механик парохода «Гражданин», в
своей рабочей комнате: 5 марта 1905 года.
– Яков Яковлевич и Ольга Андреевна: впереди – семейная
жизнь.
– Продолжение семейной жизни. В верхнем ряду дочери – Ксения,
Милитина, Юлия, внизу сыновья – Сергей (слева) и Андрей.
– Андрей Яковлевич Копосов.
– Сергей Яковлевич Копосов.
– Милитина Яковлевна с подругой-гитарой. |