На фотографии Вы видите моего прадеда Копосова Якова Гавриловича и
мою прабабушку Копосову Серафиму Васильевну с дочерьми,одну из них
звали Евдокия. Снимок сделан до 1870 года,т.к.в 1870 году 1 апреля
родился мой дед Копосов Яков Яковлевич.
Копосов В.С.
Фото из альбома моего деда Копосова Якова Яковлевича.
ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА
В августе 1858 года купцы Булычевы и фабрикант Грибанов
создали Северо-Двинское пароходное общество.Купили за границей два
небольших парохода,назвав их "Двина" и "Юг",и начали регулярные
рейсы.Это было очень большим событием того времени.
На пароходе "Двина"механиком стал работать Яков Гаврилович
Копосов(родоначальник династии Копосовых-речников).Он был
свидетелем возникновения в 1866 году Михайловских мастерских(ныне
Великоустюгский судостроительно-судоремонтный завод) и
развернувшейся конкурентной борьбы между владельцами пароходов.
По стопам Якова Гавриловича пошёл его сын Яков
Яковлевич,который тоже выучился на механика.Меняются
времена,меняются события.Яков Яковлевич стал свидетелем забастовки
рабочих Михайловских мастерских.Условия работы были очень
тяжёлые:квалифицированные рабочие получали по 30-40 копеек в день
при 12-14 часовом рабочем дне.Широко применялся детский труд.Ни
общежитий,ни столовых,ни медпункта не было,уволить могли за
малейшую провинность.Вторая забастовка плавающего состава вспыхнула
1 октября 1917 года.Время для забастовки было выбрано очень
удачное.Должен быть ледостав,и если требования бастующих не были бы
выполнены,пароходы остались бы на реке,и по весне их раздавило бы
льдами.Хозяева сдались,пообещав удовлетворить все требования
бастующих.
Яков Яковлевич стал свидетелем и участником становления
Советской власти в крае и проведения в жизнь Декрета о
национализации флота.В память об этом событии в 1930 году
Михайловские мастерские получили название-имени "Национализации
флота"(Нацфлот).
Сыновья Якова Яковлевича пришли на смену отцу:Сергей
Яковлевич стал работать инженером планового отдела завода,Андрей
Яковлевич-в бассейном управлении пути инженером-конструктором.Оба
они стали свидетелями и участниками Великой Отечественной войны.
МНОГИЕ ПРАВНУКИ ЯКОВА ГАВРИЛОВИЧА ВЕРНЫ ТРАДИЦИЯМ СТАРШИХ
ПОКОЛЕНИЙ(газета"Речник Севера"от 15 января 1988 года).
Воистину,как говорится,не знаешь,где найдёшь,и что
потеряешь.Вот так и с этой статьёй.Только мы вспомнили в редакции о
том,что на пороге День речника,как тут же прозвенел телефонный
звонок и несколькими минутами позже стало ясно,что и после 20 часов
рабочий день не закончится,впереди интервью.
Если просто сказать,что я получила удовольствие от общения
с приятными и умными людьми,это,практически,не сказать
ничего.Пожалуй,мне впервые довелось увидеть,что такое"сбережение
памяти предков" не на словах,а на деле.И уходя из этого
приветливого дома,я задавала себе всё тот же вопрос:"А что мешало
мне все эти годы заняться своей родословной,ведь кто знает, какую
историю наработали мои предки".
Ну,а теперь приоткроем завесу тайны.Моими собеседниками
стали Копосов Валерий Сергеевич и Болдырева Марина Сергеевна-внуки
Якова Яковлевича Копосова,фактически,первого директора
"Великоустюгского судостроительно-судоремонтного завода".Ими
собран большой материал о судьбе деда,его сестёр и братьев, и всё
же самое главное для них,это сам процесс поиска,который наполняет
жизнь особым смыслом.
Так,казалось бы,обычный телефонный звонок стал началом
интересного знакомства,и приоткрыл одну из страниц истории речного
флота нашего края.
Ну а мы,пользуясь возможностью,сердечно поздравляем всех
речников с их профессиональным праздником!Успехов вам,здоровья и
уверенности в том,что страничка истории современного речного
флота,будет не менее интересной,чем та,далёкая,но такая
близкая,если её не забывать!
Татьяна Попова,газета "Устюжаночка" №26 от 2 июля 2003
года. |