Кошкины Филадельф Александрович и Евдокия Яковлевна,Копосовы
Серафима
Васильевна и Яков Гаврилович с детьми.Справа в верхнем ряду стоит
мой
дед Копосов Яков Яковлевич.Кошкины Ф.А.,Е.Я.и Копосов Яков
Яковлевич
после свадьбы,когда он женился на Сергеевой Ольге Андреевне,жили в
домах в В-Устюге на Успенской улице,расположенные по соседству.
Копосов В.С.
Фото из альбома моего деда Копосова Якова Яковлевича.
Сочинение к областному литературному конкурсу
"ВПИШИ СЕБЯ В ИСТОРИЮ РОССИИ"
Болдырева Ильи,
учащегося 9а класса
МОУ "ГИМНАЗИЯ №10"
Г. Великий Устюг
Вологодской области
Руководитель-Порошин Олег Леонидович.
"То,что забыли сыновья,стараются
вспомнить внуки"
Эймис Росси.
Предки мои,какими вы были? Я смотрю на ваши фотографии,раз-
мышляю... И хотя нас отделяют 100-150 лет,но мне кажется,что вы
были такими же,как и мы: трудолюбивыми,стремящимся познать
новое,достойными родителями своих больших семейств,а может быть,и
лучше нас.Ведь вы жили тогда,когда в семьях была вера во Всевышнего
и человек свой каждый шаг соизмерял с Его мнением.
И хотя вы были умными людьми,но меня,вашего правнука,смешит
сейчас,как когда-то мой пра-прадед Яков Гаврилович побаивался
фотографироваться и спрашивал благословения священника на это новое
дело.
А другой мой прадед,Сергей Яковлевич,увидел впервые маленьким
мальчиком аэроплан,написал восторжественное стихотворение об этом
событии в семейном детском журнале,который хранится до сих пор:
Вот летит аэроплан,
Говорят:он там,там,там.
Вот летит из облаков,
Говорят:вот,вот,вот,вот.
Вот сидит уж на земле,
Глянь,гляди,какой большой.
Вот споркнулся,полетел
Да на избу к тётке сел.
Все шумят,орут,кричат,
Говорят:убъёт сейчас.
И хотя,конечно,этому стихотворению далеко до совершенства,но мне
оно дорого,т.к.писал его мой дед,которого я знаю только по
фотографиям.
Генри Менкен говорил:"Перед прошлым склони голову,перед будущим-
засучи рукава".
Я хочу рассказать вам историю династии Копосовых,историю,которой в
нашей семье гордятся.
В 1841 году в Ярославской губернии в деревне Юдинской в семье
крестьянина Гаврила Копосова родился первенец-Яков(узнали мы об
этом из записей в ревизских сказках Ярославской губернии за 1950
года).14-летним подростком уходит он из деревни на заработки и не
куда-нибудь,а на Волгу,на пароход.Мечта о белом пароходе жила в нём
с тех пор,как увидел он его впервые на реке.
А в августе 1858 года нечалось пароходное движение по Северной
Двине.Купцы Булычёвы и фабрикант Н.Я.Грибанов создали Северо-
Двинское пароходное общество,купили в Бельгии 2 парохода,назвав
их"Двина" и "Юг",и начали регулярные рейсы.Это было большим
событием того времени.
И вот на пароходе "Двина",набравшись к тому времени опыта,стал
работать машинистом Яков. Затем был пароход"Гражданин",где Яков
Гаврилович был уже механиком.
Он был свидетелем того,как стало расти и развиваться паровое
судоходство.Не по наслышке он знал и о развернушейся конкурентной
борьбе пароходовладельцев за место для пристаней,за место в
затоне,за перевозки грузов и пассажиров.На его глазах появляются в
1866 году и Михайловские мастерские(ныне В-Устюгский
судостроительно-судоремонтный завод).
В 1870 году у Якова Гавриловича родился сын.То,что он появился на
свет на пароходе,наверное,было не случайным для будущего
речника.Своего сына Яков Гаврилович назовёт Яковом(что
значит"идущий по следу"). Кстати говоря,эта традиция-называть
первого сына именем Яков,была в нашем роду на пртяжении 5
поколений(насколько мы знаем).
Маленький Яша закончил приходскую школу и В-Устюгское уездное
училище. И хотя отец предлагал ему пойти учиться в специальную
техническую школу,но юноша отказался,заявив,что он трудом будет
пробивать себе и всегда найдёт время,чтобы заниматься
самообразованием.Так и получилось,судя по тому,чего он достиг и
какое большое количество технических книг сохранилось у нас в семье
с тех пор.
После окончания уездного ачилища 14-летний мальчик Яша уезжает к
отцу на пароход"Гражданин",где "делал всё,что призодило в
голову,даде построил паровую машину из свинца,которая работала
паром".С 15 лет он помогал отцу по ремонту парохода,а летом стоял
на вахте,пускал во время маневров машину,и машина его слушалась.
Хозяин Костров,видя,что парень толковый, в 16 лет назначает его уже
настоящим маслёнщиком с жалованием 10 рублей в месяц.А через два
года переводит его на пароход"Нева" помощником машиниста.
В 1894 году стал машинистом на пароходе,где и плавал до смерти
своего отца.Затем получил место отца-механика парохода"Гражданин".
И вот уже он уже ответственный механик Северного Пароходного
общества,часто ездит в командировки в поисках новых пароходов,а
также устраняет поломки имеющихся пароходов.
С 1918 года переведён на новую должность заведующего Михайловскими
судоремонтными мастерскими.
А в 1918 же году нечалась интервенция на севере
страны.Английские,французские и американские войска устремились из
Мурманска на Петроград,из Архангельска-на Вологду и Москву,а по
Северной Двине-на Котлас и Вятку с целью соединения с
Колчаком,наступавшим из Сибири.Великий Устюг становится центром
подготовки отражения наступления врага на Северной Двине.В
Михайловских судоремонтных мастерских срочно
вооружаются,бронируются речные суда,создаются речные флотилии.Они
стали непреодолимой преградой для интервентов на Северной Двине.
И возглавлял эти работы Яков Яковлевич Копосов-первый красный
директор.мой прадед.
Позднее в своих воспоминаниях он напишет:"Работали все,начиная от
директора и главного инженера до рабочего,по 24 часа в сутки.Все
работы выполнялись в жесткие сроки,и суда уходили на фронт".
Однажды,в одну из тёмных осенних ночей,когда возвращался Яков
Яковлевич с работы домой,на него напали грабители.Но,увидев,кто
перед ними,они извинились и ушли.Рабочие уважали деда.Ине случайно
в 1921 году его выдвинули в Герои Труда.
И хотя работа значила очень много в жизни деда,но и семья значила
для него не меньше. Все его 5 детей были добрыми и порядочными
людьми.А оба сына и несколько внуков Якова Яковлевича продолжили
дело своего отца и деда,став речниками.
Выйдя на пенсию,Яков Яковлевич отдался полностью,как всегда он
делал,новому увлечению:наблюдению за природой.Он мог по своим
наблюдениям и лунным расчётам вычислить в точности до 1 дня ледоход
и ледостав,что так важно бывает длч речников.
И когда из Архангельского управления пути его просили сообщить
полученные сведения,он,будучи скромным человеком,отвечал,что есть
люди науки,которые этим занимаются,а он-простой дилитант.
Но этот дилитант следил за природой не хуже любой
метеорологической станции,снимая данные о погоде 4 раза в день.
И ещё один факт,который рассказывал нашей семье краевед
Н.М.Кудрин,говорит о честности,принципиальности нашего деда.Ведь
после революции ему предлагали вступить в партию большевиков,но он
отказался,заявив,что он не может вступить,так как верит в Бога.
И хотя я никогда не видел своего деда и прадеда,но я верю,что они
думали и обо мне.Ведь не зря были посажены на участке рядом с домом
семь кедров,которые называют "деревьями внуков". |