Большой вклад в дело обороны Родины и разгрома интервентов внесли
рабочие Михайловских мастерских и северодвинские речники.Бывший
зеведующий Михайловскими механическими судоремонтными мастерскими
Я.Я.Копосов писал:"Поработать пришлось немало.Дела хватило на все
24 часа в сутки,в особенности когда был создан Северодвинский
фронт.Приказы командующего флотилией по ремонту пароходов
исполнялись в самый короткий срок.Мастерские работали в две смены и
даже круглые сутки.Бронировали пароходы,делали крепления для
орудий.Пассажирские суда оборудовали под штабы и
госпитали".Б.Мокиевский,газета"Советская мысль"№30 от 20 февраля
1980 года.
На снимке:группа рабочих и служащих Михайловских мастерских,второй
слева в нижнем ряду сидит Копосов Яков Яковлевич,мой дед.
"ВСЕГДА ЧТИ СЛЕДЫ ПРОШЛОГО"-СТАЦИЙ ЦЕЦИЛИЙ.
В ПОИСКАХ ГЕРОЕВ
По следам первых решений профсоюзов
Фото из
семейного архива Валерия Копосова
Исследуя историю своей семьи, Валерий Копосов выяснил, что
трудовая династия речников, к которой
он принадлежит, насчитывает уже больше столетия. А его дед Яков
Яковлевич (на фото) был одним из первых Героев Труда в только что
возникшем СССР. Валерий ищет истории других Героев Труда 20-х
годов. К нам в редакцию обратился Валерий Копосов, житель Великого
Устюга. Выйдя на пенсию, он решил заняться исследованием своей
родословной. Из этого получилась более чем столетняя история
трудовой династии речников. ИСТОРИЯ РЕЧНИКОВ “Мой прадед, Копосов
Яков Гаврилович, 1841 года рождения, был одним из первых механиков
первых пароходов, которые ходили на Сухоне и Северной Двине до
Архангельска. Родом из Пошехонского уезда, деревня Юдинка, он в 12
лет ушел из деревни в город. В 1865 году он начал работать
машинистом на пароходе “Архангельск” Вятского пароходства. С
открытием пароходства на реке Северная Двина плавал с 1871 года на
пароходе “Двина”. Умер в 1899 году, проработав на речном транспорте
около 40 лет. Его сын, Яков Яковлевич Копосов, появился на свет в
1870 году, прямо на пароходе. После окончания в 1884 году
Великоустюгского уездного училища он решает стать помощником отца и
начал работать с ним на пароходе “Гражданин”: зимой помогает при
ремонте, летом стоит на вахте. Затем его назначили масленщиком с
жалованием 10 рублей в месяц. Позже он начал работать
самостоятельно, а через несколько лет вернулся механиком на
“Гражданина” - на место умершего отца. Зимами он, ответственный
механик Северного пароходного общества, работал в Михайловском
затоне, в ремонтных механических мастерских. Сохранились
воспоминания о том, как он в 1914 - 1916 годах отправлялся в
командировку на Волгу за пароходами. Перевозить громадины было
трудно: приходилось разбирать колеса, валы, площадки, а в длину
перерубать на две части. Уже в Устюге, в плавучем доке, суда
собирали и склепывали. С февраля 1917 года он назначен заведующим
мастерскими. В июне 1933 года по болезни выходит на пенсию. Но и
многими годами позже его приглашали на семинары для прогнозов
ледостава - он вел наблюдения за погодой и достаточно точно
предсказывал при помощи наблюдений и народных примет погоду. В 1942
году он умер. Внуки тоже работали на речном флоте: Андрей Яковлевич
(1913 года рождения) выучился на судомеханика в Великоустюгском
техникуме водных путей сообщения и позднее работал инженером-
конструктором в Северном бассейновом управлении пути; Сергей
Яковлевич (1917 года рождения) в 1938 году в этом же техникуме
окончил судоводительское отделение и с 1939 года до выхода на
пенсию трудился в планово-экономическом отделе Великоустюгского
судостроительно-судоремонтного завода (ССРЗ); Милитина Яковлевна в
1943 году несколько месяцев работала на ССРЗ контролером отдела
технического контроля. Правнуки и праправнуки тоже выбрали флот:
Вячеслав, сын Андрея Яковлевича, учился в Ленинградском институте
инженеров водного транспорта, но позднее по состоянию здоровья стал
водителем трамвая; Валерий, сын Сергея Яковлевича, работая в
электроцехе ССРЗ, окончил в 1974 году вечернее отделение
Великоустюгского речного училища, потом недолго был мастером
производственного обучения в ГПТУ № 4, в группе судомашинистов.
Дети Юлии Яковлевны (еще одна из дочерей Якова Яковлевича, вышла
замуж за речника Владимира Горяева), Станислав и Роберт - речники,
один из внуков, Владимир Хохлов, - тоже речник: все трое плавали по
рекам сначала Вологодской, потом Архангельской областей. Второй
внук, Вадим Горяев, окончил Архангельскую мореходку и сегодня ходит
на морских судах”. ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ГЕРОЕВ Во время исследования
семейной истории Валерий выяснил, что его дед был одним из первых
героев Труда в стране (на уровне страны звание было учреждено лишь
в 1927 году): - Только сейчас, выйдя на пенсию, поздно, конечно, но
стал осознавать значимость этой награды. Многодневный поиск
недостающей информации в архиве Великого Устюга пока ни к чему не
привел. Одно только точно знаю (из воспоминаний родственников):
награду-знак “Герой Труда” дед получил и всегда носил на лацкане
пиджака. Знак “Герой Труда” того времени имел вид колокола. Деда и
похоронили в этом пиджаке вместе с наградой в 1942 году - другого
пиджака у него не было. Выяснилось, что вручили эту награду Якову
Яковлевичу через четыре года после того, как он стал при Советской
власти первым директором судоремонтного завода в Великом Устюге. -
За свои заслуги перед новым и молодым государством общим собранием
Михайловского затона 9 ноября 1921 года дед был выдвинут на звание
Героя Труда. Как правило, в то время звание присваивали губернские
советы профсоюзов по представлению рабочих собраний. Позднее мне
удалось в местном архиве приобрести копию газеты “Советская мысль”
№ 271 от 15 декабря 1921 года с информацией о деде. На заседании
президиума Северо-Двинского райкомвода 14 декабря 1921 года
рассматривался доклад заведующего производственным отделом “Об
объявлении Героем Труда тов. Копосова Я.Я. согласно постановлению
рабочих Михайловского затона” в Великом Устюге. Постановили:
“Считать тов. Копосова Я.Я. Героем Труда, объявить об этом в печати
и премировать его 30 арш. мануфактуры”. - С 1921 по 1927 годы
губернские советы профсоюзов по представлению рабочих собраний
присваивали звание Героя Труда особо отличившимся работникам. К
сожалению, других примеров подобного присвоения звания у меня пока
нет. Насколько широко в стране было распространено такое поощрение
работников? Его цели и задачи? Я считаю это важным для понимания
участия профсоюзов в становлении и совершенствовании трудовых
отношений в первые годы советской власти, а также их роли в решении
задач восстановления разрушенного хозяйства страны. По моему
мнению, такое исследование может быть полезным для популяризации
профсоюзного движения. Автор материала: Полина Самойлова E-mail:
Samoilova@solidarnost.org
Источник:
https://www.solidarnost.org/articles/V_poiskah_geroev.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © |