«Шлю - дарю на память от Вашего деверя Александра Ивановича Андреева. снохе Тале и племяннику Боре шлю - дарю в тяжёлые годы Отечественной войны. Шлю из Москвы в 1944 году.
Фотографировались 26 января 1944 года – посылаю 16 февраля 1944 года. Велю хранить - не терять.»
Это надпись на обороте снимка. Возможно Александр был младше брата Алексея 1911 года рождения, мужа Натальи, которой адресовано письмо. Я не знала о существовании родственника. Почти никто из мужчин моих родных деревень не вернулся с фронта. (Масштабы трагедии войны колоссальны. Странно, что сейчас кто-то об этом не знает и знать не хочет). Было о ком печалиться, кого ждать в первую очередь.
Сохранился военный треугольник письма Александра к жене брата. Общительный солдат обращается к знакомой светлой душе. Он знает, что получит ответ. Ведь на фронте так важно было получить весточку из родных мест.
«13 августа 1943 года. Привет от Андреева Александра Ивановича в деревню Макарово. Сношке Тале и Боре добрый день, весёлый час, пишу письмо и жду от вас. Здравствуйте мои родные, посылаю вам свой красноармейский привет. Здравствуй Таля и сынок Боричка, и сваха Анна, и сноха её Шура, и Маруся и все их детки, и Таня филенковская и Фаина. И ещё Таля я прошу передай по привету в деревню Верещагино Жанке, супруге Марусе и дочери Нине и родной моей мамочке и сестричке Нюрочке, вообще всем родным и знакомым. Таля, я спешу тебе сообщить и
прошу не обижаться, что я тебе редко слал письма, потому что я находился всё в пересылках, а теперь Таля я буду вам всем писать письма чаще и, прошу вас, мне пишите тоже. Письма и посылайте про всё, как живёте, и как идёт дело в колхозе и по хозяйству по домашнему. Теперь, Таля, я напишу тебе о своей жизни. Я Таля сейчас нахожусь в городе Москве. Сейчас служба моя лёгкая и, так сказать, весёлая. Я сейчас работаю в Центральном парке культуры и отдыха и трофейного вооружения, взятого у немцев, то есть выставка. Служба моя лёгкая, я
только дежурю, то есть гуляю по парку. Это всё Таля ничего, жить можно, но только плохо одно, табачку нету и купить не на что. И недоедать приходится, продавать хлеб, а табаку покупать. Хотя хлеб нелишний, но ничего не сделаешь, получаю в день сто грамм. Вот что Таля я вам хотел написать и сообщить.
Теперь прошу Таля, передай Марусе и маме, може пришлют деньжонок, сколько хотят. Таля, я тебе посылаю свой адрес, пиши по этому адресу письма. Буду ждать ответа на моё письмо.Мой адрес Москва 49, почтовый ящик 3085, Андрееву Ал. Ив. Пока. До свидания, все мои родные. … пока жив и здоров и вам всем хорошего желаю. Прощай Таля и Боря, передавай приветы всем от меня. Прощай, Таля. Писал деверь Александр Иванович Андреев 13 августа 1943 года».
На запрос на сайте «Мемориал» вышло 373 погибших солдата с такой фамилией и именем-отчеством. (Пусть задумаются над этим, казалось незначительным фактом нынешние любители нацистских символов). Который из них наш – неизвестно, у многих указано только имя, отчество, фамилия и дата внесения в списки безвозвратных потерь. Безвозвратных….
P.S.Выяснилось, что Александр Иванович с войны возвратился и проживал в деревне Верещагино. Поэтому я не нашла его на "Мемориале". Возможно благодаря возвратившемуся бойцу в деревне осталась сейчас пара жилых домов. Но запустение полей России из-за миллионов невернувшихся тогда и их неродившихся детей уже катострофично. |