К сожелению у меня осталось очень мало снимков,где бы я был сфотографирован в детском возрасте,по той причине,что все хорошие фотоальбомы сгорели во время пожара в 1976 году,когда я жил в В-Устюге на Борках,в районе фабрики валяной обуви.
На снимке запечетлён я и моя тётя Миля,Копосова Милитина Яковлевна,сестра моего отца Копосова Сергея Яковлевича.Мне в то время было года четыре. Фотографировали нас летом 1952 года в огороде нашего дома,который находился на Советском проспекте.Сейчас вспоминаю,что в тоже время у нас должны быть ещё несколько снимков:я с отцом и мамой,а в руках у меня должна быть книжка"РВС"или "Школа"А.Гайдара.Тётя моя была учительница,своих детей у неё не было и она очень любила возиться со мной и часто читала мне разные детские книжки.
Копосов В.С.
Сочинение к областному литературному конкурсу"ВПИШИ СЕБЯ В ИСТОРИЮ РОССИИ"
Болдырев Илья,
учащийся 9а класса
МОУ " Гимназии №10"
г.Великий Устюг
Вологодской области
Руководитель- Порошин О.Л.
Домашний адрес:г.В-Устюг,Виноградова,51,кв.16.
"То,что забыли сыновья,стараются вспомнить внуки".
Эймис Росси.
Предки мои,какими вы были? Я смотрю на ваши фотографии,размышляю...И хотя нас отделяют 100-150 лет,но мне кажется,что они были такими же,как мы:трудолюбивыми,стремящимися познать новое,достойными родителями своих больших семейств,а может быть,и лучше нас. Ведь вы жили тогда,когда в семьях была вера во Всевышнего и человек свой каждый шаг соизмерял с Его мнением.
И хотя вы были умными людьми,но меня,вашего правнука,смешит сейчас,как когда-то мой пра-прадед Яков Гаврилович побаивался фотографироваться и спрашивал благословения священника на это новое дело.
А мой дед,Сергей Яковлевич,увидел впервые маленьким мальчиком аэроплан,написал восторженное стихотворение об этом событии в семейном детском журнале,который хранится до сих пор:
Вот летит аэроплан,
Говорят:он там,там,там.
Вот летит из облаков,
Говорят:вот,вот,вот,вот,
Вот сидит уж на земле,
Глянь,гляди,какой большой.
Вот споткнулся,полетел,
Да на избу к тётке сел.
Все шумят,орут,кричат,
Говорят:убьёт сейчас.
И хоть,конечно,этому стихотворению далеко до совершенства,но мне оно дорого,т.к.его писал мой дед,которого я знаю только по фотографиям.
Генри Менкен говорил:"Перед прошлым склони голову,перед будущим-засучи рукава".
Я хочу рассказать вам историю династии Копосовых,историю,которой в нашей семье гордятся.
В 1841 году в Ярославской деревне Юдинка в семье крестьянина Гаврилы Копосова родился первенец-Яков(узнали мы об этом из записей в ревизских сказках Ярославской губернии за 1850 год).14-летним подростком уходит он из деревни на заработки и ни куда-нибудь,а на Волгу,на пароход.Мечта о белом пароходе жила в нём с тех пор,как увидел он его впервые на реке.
А в августе 1855 года началось пароходное движение по Северной Двине. Купцы Булычёвы и фабрикант Н.Я.Грибанов создали Северо-Двинское пароходное общество,купили в Бельгии 2 парохода,назвав их"Двина" и "Юг",и начали регулярные рейсы.Это было большим событием того времени.
И вот на пароходе "Двина",набравшись к тому времени опыта,стал работать машинистом Яков. Затем был пароход "Гражданин",где Яков Гаврилович был уже механиком.
Он был свидетелем того,как стало расти и развиваться паровое судоходство.Не по наслышке он знал и о развернувшейся конкурентной борьбе пароходовладельцев за место для пристаней,за место в затоне,за перевозки грузов и пассажиров.На его глазах появляются в 1866 году и Михайловские судоремонтные мастерские(ныне Великоустюгский судостроительно-судоремонтный зовод).
В 1870 году у Якова Гавриловича родился сын.То,что он появился на свет на пароходе,наверное,не было случайным для будущего речника.Своего сына Яков Гаврилович назовёт Яковом(что значит "идущий по следу").Кстати говоря,эта традиция-называть первого сына именем Яков,была в нашем роду на протяжении 5 поколений(насколько мы знаем).
Маленький Яша закончил приходскую школу и Великоустюгское уездное училище.И хотя отец предлагал ему пойти учиться в специальную техническую школу,но юноша отказался,заявив,что он трудом будет пробивать себе дорогу и всегда найдёт время,что бы заниматься самообразованием. Так и получилось,судя по тому,чего он достиг и какое большое количество технических книг сохранилось у нас в семье с тех пор.
После окончания уездного училища 14-летний мальчик Яша уезжает к отцу на пароход"Гражданин",где"делает всё,что приходит в голову,даже построил паровую машину из свинца,которая работала паром".С 15 лет он помогает отцу по ремонту парохода,а летом стоял на вахте,пускал во время манёвров машину,и машина его слушалась.
Хозяин Костров,видя,что парень толковый,в 16 лет назначает его уже настоящим масленщиком с жалованьем 10 рублей в месяц.А через 2 года переводит его на пароход"Нева" помощником машиниста.
В 1894 году Яков стал машинистом на пароходе,где и плавал до смерти своего отца.Затем он получил место отца-механика парохода"Гражданин".И вот уже он ответственный механик Северного Пароходного Общества,часто ездит в командировки в поисках новых пароходов,а также устраняет поломки имеющихся пароходов.
С 1917 года переведён на новую должность заведующего Михайловскими мастерскими.
А в 1918 году нечалась интервенция на Севере.Английские,французские и американские войска устремились из Мурманска на Петроград,из Архангельска-на Вологду и Москву,а по Северной Двине-на Котлас и Вятку,с целью соединения с Колчаком,наступавшем из Сибири.Великий Устюг становится центром подготовки отражения врага на Северной Двине.В Михайловских мастерских срочно вооружаются,бронируются речные суда,создаются военные флотилии.Они стали непреодолимой преградой для интервентов на Северной Двине.
И возглавлял эти работы Яков Яковлевич Копосов-первый красный директор,мой прадед.
Позднее в своих воспоминаниях он пишет:" Работали все,начиная от директора и главного инженера до рабочего,по 24 часов в сутки.Все работы выполнялись в жёсткие сроки,и суда уходили на фронт".
Однажды,в одну из тёмных ночей,когда возвращался Яков Яковлевич с работы домой,на него напали грабители.Но,увидев,кто перед ними,они извинились и ушли.Рабочие деда уважали.И не случайно в 1921 году его выдвинули в Герои Труда.
И хотя работа значила очень многое в жизни деда,но семья значила для него не меньше. Все его 5 детей были добрыми и порядочными людьми.А оба сына и несколько внуков Якова Яковлевича продолжили дело своего отца и деда,став речниками.
Выйдя на пенсию,Яков Яковлевич отдался полностью,как всегда он делал,новому увлечению:наблюдение за природой.Он мог по своим наблюдениям и лунным расчётам вычислить в точности до 1 дня ледоход и ледостав,что так важно бывает для речников.
И когда из Архангельского управления пути его просили сообщить полученные сведения,он,будучи скромным человеком,отвечал,что есть люди Науки,которые этим занимаются,а он-простой делитант.
Но этот делитант следил за природой не хуже любой метеорологической станции,снимая данные о природе 4 раза в день.
Иещё один факт,который рассказал нашей семье краевед Н.М.Кудрин,говоря о честности,принципиальности нашего деда.Ведь после революции ему предлагали вступить в партию большевиков,но он отказался,заявив,что не может вступить,так как верит в бога.
И хотя я никогда не видел своего деда и прадеда,но я верю,что они думали обо мне.Ведь не зря были посажены на участке рядом с домом семь кедров,которые называют"деревьями внуков". |