“ВЕЧЕРНИЙ КИЕВ.” 1929.
ТЕАТР.
“Дума черноморская” в ГОСОПЕРЕ.
Настоящий спектакль имел необычное значение. Это была не просто новая постановка какой-либо обнавлённой оперы, не первая постановка переведённой на украинский язык оперы иностранного творчества, наконец, это не была постановка старой украинской оперы. На четвёртом году своего существования киевский украинский оперный театр ставит подленную украинскую оперу, написанную украинским композитором, на украинский сюжет, по либретто, сделанному украинским писателем. Всё это было причиной тому, что упомянутый спектакль явился праздником украинской культуры. За данной оперой должен последовать ряд других, - продукции наших украинских композиторов.
Автор оперы, написанной по либретто, сделанному проф. Красовским, - Борис Карлович Яновский долгие годы жил в Киеве, где, помимо своей композиторской и музыкально педагогической работы периодически помещал критические статьи на страницах местной прессы, всегда ратуя за левое направление в музыкальном искусстве. Б. Яновский - плодовитый композитор, написавший одних только крупных произведений (оперы, симфонии) свыше двадцати.
Сюжетом для “Думы черноморской” послужила историческая казацкая песня, оригинальное произведение народного эпоса, воспевающего национального героя Самийло Кишку, освободившегося и освободившего своих товарищей из турецкого плена. Либретто сделано удачно: интерес к фабуле постепенно повышается, сцены изобилуют драматическими эффектами, вся опера в целом - весьма динамична. В музыкальном оформлении, большой акцент сделан на восточных мелодиях, что весьма понятно: - действие происходит в Трапезунде. Сопоставление неги востока с хлещущей через край энергией вольного казачества хорошо иллюстрировано в музыке.
Первый акт переносит нас в Трапезунд, на базар невольников, где, среди других, проданы в рабство: Самийло Кишка и украинка Марина. Интересно сочетаются грустные песни пленённых с шумом базара и пением итальянских моряков с только что прибывшего корабля.
Второй акт - в саду. Невольники мечтают о воле. Самийло соглашается поступить на службу паши помощником тюремщика, расчитывая убежать и спасти других. В музыке много мрачного отчаяния (мотивы неволи).
В третьем акте пленники создают план побега, но капитан итальянского корабля предаёт их и они, закованные в цепи, отправляются на галлеру. Наиболее интересным моментом этой сцены является ария капитана, полная горечу за своё прошлое, насыщенная человеконенавистничеством и стремлением к причинению страданий.
В четвёртом акте Самийло улучив момент, разоружает с казаками пьяных янычар, овладевает галлерой и направляет её к берегам родной Украины. Сцена полна драматического пафоса и заканчивается своего рода апофеозом - песней торжествующей свободы.
Смотрится опера с интересом, слушается с удовольствием, драматические моменты захватывают зрителя. Опера полна стремления к свободе и оттеняет здоровые стороны героического эпоса.
Несколько непонятна фигура капитана и итальянца, предателя по убеждению, какого-то мистика-сатаниста. Мало подчёркнут любовный момент: Самийло и Марина. В опере проходят лейтмотивы, из них наиболее выразительны: иллюстрация моря и мотив неволи.
Прекрасно художественное оформление художника Стеценко. Конструктивный стиль удачно преломлён и показан просто, незатейливо, без лишних нагромождений, технически свободно,- легко воспринимаем и понятен. Виден большой контакт в работе художника и режиссёра.
Эта ответственная постановка была поручена молодому режиссёру Лишанскому и, нужно отметить, что он очень удачно с ней справился.
С согласия автора, увертюра была заменена прологом-пантомимой: за тюремной решёткой, отделяющий зал от сцены, разыгрывается драма томящихся в неволи и рвущихся к свободе. Три сцены третьего акта, благодаря режиссёрской изобретательности, стёршей грани между ними, развёртываются в одно цельное дуйствие. На работе лежит печать углублённого творческого процесса.
Опера трудна для исполнения, поэтому отметим большую работу, проделланую солистами, оркестром и хором.
Из отдельных исполнителей выделим: Гайдай (Марина), удачно сделавшую роль как музыкально, так и сценически, Зубарева (Самийло), в полосовые данные которого хорошо укладывается названная партия и ШУЙСКОГО.
АРТИСТ ШУЙСКИЙ ОБЛАДАЕТ БОЛЬШИМ, КРАСИВЫМ ГОЛОСОМ, НО КРОМЕ ТОГО УМЕНИЕМ СОЗДАВАТЬ ОБРАЗ ИСПОЛНЯЕМОЙ РОЛИ И НЕПОДДЕЛЬНЫМ ДРАМАТИЧЕСКИМ ДАРОВАНИЕМ. ПОЭТОМУ ПАРТИЯ ПЬЕТРО, ТРЕБУЮЩАЯ ОГРОМНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ПРОЗВУЧАЛА ИСКРЕННО И ОСТАВИЛА БОЛЬШОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТОНКИМИ ЗВУКОВЫМИ МОДУЛЯЦИЯМИ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА, ГОРЕЧИ, СОРКАЗМА И ДРУГИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ЕСТЬ БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО ИСПОЛНЕНИЯ.
В заключении, необходимо отметить недостаток всех наших первых постановок - антракты, растягиваемые до ужаса. Спектакль, кончающийся во втором часу ночи - явление ненормальное. Недостаток монтировачных репетиций тому причина. |