На фотопортрете работы пермского фотографа А.А.Якунина
изображён дед двоюродных братьев моего отца:Михаила и Евгения
Павловича ВИШНЕВЕЦКИХ.Михаил Павлович Вишневецкий,Родился в
1848году,Русский,православного вероисповедания, из духовного
сословия.Происходил из многодетной семьи протоиерея Павла
Ивановича
(Иоанновича) Вишневецкого(1812-1869),долгие годы служившего
настоятелем храма Святого Великомученика Димитрия Солунского в
селе
Новые Параты Казанского уезда Казанской губернии.О.Павел был
миссионером и просветителем на Марийской земле.Его имя до сих
пор
помнят и чтят в Республике Мари́й Эл.Священник Покровской церкви
г.
Казани Стефан Иоаннович Адоратский в 1869 г.в " Известиях по
Казанской Епархии № 5",на стр.136 писал об отце Михаила
Павловича
Вишневецкого- священнике Павле Вишневецком: "Край этот до
поступления его на место служения был мрачен языческим
изуверством.
Он с первого года и до последних дней жизни своей всемерно
старался
искоренять все языческие заблуждения,нечестивые моления,
жертвоприношения и обряды и насаждать Святую веру в сердцах
ваших, обучать вас благочестию и жизни богоугодной.И с какою
пастырскою любовью, забывая свой покой,он часто дни и ночи
проводил в беседах с каждым из вас, научая всякому доброму делу,
и отклоняя от всего,что противно воли Божией." Более подробно о
его отце можно прочитать здесь:http://ortho-hist-
12.ru/index.php?
page=pavel-vishnevetskij-svyaschennik,здесь http://www.mari-
еparhia.ru/newses/news/?id=108.,и здесь в статье:" Подвижник
благочестия",ссылка http://www.portal-
slovo.ru/pedagogy/47301.php
Известно,что Михаил Павлович Вишневецкий имел братьев:
Николая(1847-1930). /его фото с биографическими данными есть
на странице этого альбома/,который являлся педагогом,известным
просветителем башкирского и татарского народов,был кандидатом
богословских наук,преподавателем Казанской духовной
семинарии,директором Бирской инородческой учительской школы
и директором Благовещенской учительской семинарии в Уфимской
губернии. Имел чин действительного статского советника,
Александра (1851-1909),первоначально служившего диаконом в
Кафедральном соборе г.Казани,позднее приходским священником
в Чебоксарском и Чистопольском уездах Казанской губернии,был
старшим помощником благочинного.За давностью лет его фотографии
не сохранилось,но осталось довольно интересное описание его
личности опубликованное в Известиях по Казанской епархии,в № 1
за 1909,на стр.372."В феврале 1897 года в селе Вязовых появился
новый духовник - Александр Вишневецкий( 1851 – 1909 ),сын
священника Павла из с.Парат Казанского уезда.Крупный,
тучноватый с окладистой черной бородой о. Александр вызывал
робость у учащихся земского училища.Похоже, он не
придерживался взглядов Кроковского(священник Гурий Иванович
Кроковский (1842–1911)основатель школы в с.Вязовые-примеч.
В.М.)на народное просвещение,лишь исправно выполнял отведенную
ему роль законоучителя в школах прихода.Рано овдовел.
Обремененный большой семьей, немало перенес материальных и
нравственных невзгод.В с.Вязовые прибыл уже на склоне лет,
но еще имея при себе трех несовершеннолетних дочерей.Окончив
Казанскую духовную семинарию в 1872 году,имея приятный звучный
бас, он Архиепископом Антонием был определен дьяконом
Казанского Кафедрального собора,где прослужил 8 лет. Приняв
сан священника, отбыл в с.Ново-Шешминск откуда и переведен в
с.Вязовые Чистопольского уезда,награжден фиолетовой скуфьей и
камилавкой.Сочинил и произнес восемь проповедей, даже больше
чем Кроковский,но они не оставили после себя следа.Тихий и
скромный старший помощник благочинного страдал слабостью
сердца и легких,часто гостил у старшей дочери Марии в городе
Свияжске,бывшей замужем за священником девичьего монастыря
Красновидовым М.Ф.Александр Павлович скончался в свияжской
больнице от воспаления мозга 4 января 1909 года в возрасте
57 лет и был погребён на кладбище Успенского монастыря.
Церемония похорон была пышной: отпевали в соборном храме,
служил епископ Иннокентий.Благочинный П.Давыдов произнес речь,
тоже самое сделал старый друг покойного протоиерей
Рождественского собора Ф. Романовский.Лития состоялась около
дома зятя покойного, женского монастыря, тюремной церкви. У врат
мужского монастыря встретил хор монастырских певчих с
исполнением
«Вечной памяти», 14 пастырей погребали усопшего".Сохранился до
наших дней и некролог посвящённый о. Александру Вишневецкому
напечатанный в Известиях по Казанской епархии № 12 за 1909 г
стр.
372-377,где писалось:"...9 сентября 1907 г. сослуживцы, друзья и
знакомые чествовали Александра Павловича Вишневецкого по случаю
исполнившегося 35-летия его служения в священном сане.
Недолго прожил Александр Павлович после этого скромного
торжества.Прошел год с небольшим , и его не стало. Злой недуг
(рожистое воспаление кожи, осложнившееся воспалением мозга)
сразил еще бодрого, полного сил о. Александра,на 57 году жизни.
Смерть о.Александра сильно поразила всех своею неожиданностью
и вызвала самые искренние сожаления во всех знавших его.
Покойный батюшка был человек редкой доброты и сердечности.
Тихий,скромный, одинаково ко всем доброжелательный, своим
ласковым,приветливым обращением он производил хорошее, приятное
впечатление на всех,кому приходилось иметь с ним дело,невольно
располагал к себе всех,заставлял любить,уважать себя.Это был
человек, около которого, как выразился один из говоривших
речь над гробом покойного, всегда хорошо чувствовалось,легко
дышалось. Добрый,сердечный, он был хороший семьянин, будучи
вдовцом заботился один о воспитании своих детей.Не погоня за
лучшим приходом,а исключительно любовь к семье, к детям, желание
им добра руководили о. Александром,когда он обратился к
Архиепископу Владимиру с просьбой перевести его из одного
(очень доходного)прихода в другой - Свияжского уезда, — поближе
к старшей дочери,которая могла бы заменить своим маленьким
сестрам
мать.Архиепископ понял сердце «отца» и перевел в с. Вязовые
Александра Павловича, который после этого и жить-то
стал,казалось,только для детей и внуков. Александр Павлович
был и отменный священник,честный добросовестный.Его
священническая служба в сёлах обыкновенно соединялась с
законоучительством в местных школах. Александр Павлович с
редкою добросовестностью относился к своим обязанностям
по школе,что и было отмечено на очередных собраниях
Чистопольского
земства. XIV—ХУП-ом очередными земскими собраниями была выражена
о. Александру глубочайшая благодарность за умелое и усердное
преподавание Закона Божия в земских школах.Честный,
добросовестный
служака, Александр Павлович пользовался неизменным расположением
своих сослуживцев, всего окрестного духовенства,которое
неоднократно вверяло ему защиту своих интересов посылая в
качестве
своего депутата на епархиальные и окружные съезды.Восемь лет
Александр Павлович неизменно состоял старшим помощником
благочинного. Местное епархиальное начальство и высшая церковная
власть не оставляли без внимания усердного,трудолюбивого о.
Александра. Ему неоднократно преподавалось архиерейское
благословение,благословение Святейшего Синода. Он был награждён
синодальным наперсным крестом. Протоиерейства о. Александр не
дождался...Болезнь его одни объясняют, как следствие заразы
от больной, которую он напутствовал, другие объясняют —
простудой
во время исполнения треб. Незадолго до своей смерти, 30
декабря,он
устроил для своих детей и внуков елку.Было весело,
хорошо...Никто
не думал, что это будет последняя в его жизни ёлка,устраиваемая
гостеприимным и радушным хозяином... Дети, внуки, знакомые
беззаботно веселились,не подозревая, что пройдет несколько дней,
и
горячо любимого отца,доброго, ласкового деда,радушного
Александра
Павловича не будет в живых. А уже на другой день после елки, 31-
го
декабря, больного Александра Павловича привезли в Свияжскую
больницу.Врач констатировал т.н. «рожу» и оставил его в
больнице.
Только три дня пролежал он в больнице. Неопасное само по себе,
воспаление кожи осложнилось воспалением мозга.Слабое сердце, не
вполне здоровые легкие ускорили развязку, и в 1-м часу пополудни
4-го января Александра Павловича не стало.Погребение его было
назначено на 7-ое января. Торжественно совершалось в этот день в
соборном храме г.Свияжска заупокойное архиерейское богослужение.
Служил преосвященный епископ Иннокентий. Храм был полон
молящихся.
Родные,знакомые почитатели почившего пастыря пришли в храм
отдать
ему последний долг,пришли помолиться за того, кто всю жизнь свою
молился за других.За литургией, вместо запричастного стиха,
благочинный, священник П.И. Давыдов сказал речь-слово, в котором
между прочим говорил: «Какое поразительное зрелище
представляется
нашему взору! Служитель Божий,новопреставленный иерей Александр,
так недавно возносивший усердные молитвы перед Престолом Божьим,
восхвалявший Бога устами своими, воспешавший в дома прихожан для
различных треб духовных и с христианскою честью сопровождавши
умерших собратий и духовных чад своих на кладбище,— сам ныне
предстал перед нами недвижим и бездыханен — во гробе...Если
бы наша мысль стала искать священнослужителя,достойного,
строгого без гордыни и жестокости, глубоко верующего и
строго нравственного,возбуждающего любовь и уважение к себе и по
своим личным достоинствам,и по своему служению, то она смело и с
радостью могла бы остановиться на почившем, как на священно-
служителе, совмещавшем в себе перечисленные нами добрые
качества.
Трудолюбие и добросовестность служения отличали усопшего во всей
его жизни, во всех местах его служения.Не по мере только, сил,
но
нередко и выше меры сил своих трудился он при исполнении своего
долга, рабом верным и усердным был он у Господа Бога своего..."
В тех же Известиях по Казанской епархии уже за 1912 г.в № 37 на
стр. 185 можно найти любопытную запись и о сыне Александра
Павловича Вишневецкого:" 5 мая заменил усопшего отца Александра
сын его- Николай Вишневецкий.Он священствовал до этого в
с.Воробьевке,а еще ранее учительствовал в Теньковской
второклассной церковно-приходской школе. Был ему при вступлении
в вязовскую должность всего 31 год. Окончил семинарию в 1901
году,
посвящён в сан в селе Ромодан Спасского уезда. Несмотря на
молодость, успел получить награду – набедренник. Причина
перемещения в учителя осталась неясной.В период пребывания в
Вязовых в роли законоучителя,10 ноября 1910 года удавился прямо
в
школе учитель земского училища Н.Жилов,происшествие получило
огласку в губернской прессе,поползли кривотолки неблагоприятные
для о. Николая,намекающие на ссору между ним и Жиловым. Умер
Николай Александрович неожиданно в расцвете молодости 12
сентября
1912 года в возрасте 34 лет".О среднем брате Михаила Павловича
Вишневецкого-Константине сведений пока мной не найдены,известно
лишь то,что он после окончания Казанского пехотного училища
служил
офицером.Доподлинно также известно,что ближайшие родственники
Михаила Павловича Вишневецкого являлись известными личностями,
так или иначе,оставившие определенный след в Российской
истории,в частности,в истории Русской православной церкви,
и что парадоксально,в пропаганде учения о объективном
материализме,атеизме и идеях марксизма-ленинизма.Так,например,
его дядя Стефан Иоаннович(Степан Иванович) Адоратский (1817-
1882) был известным дореволюционным церковным деятелем,
проповедником и духовным писателем,оставившим после себя ряд
трудов богословского содержания.Его имя вошло в авторитетный в
Российской империи многотомный энциклопедический словарь Ф.А.
Брокгауза и И.А.Ефрона,а также в Биографический словарь и ряд
других академических изданий.Более подробно о нем можно
ознакомиться здесь
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/1109/
Одним из двоюродных братьев Михаила Павловича Вишневецкого был
историограф Пекинской духовной миссии в Китае,позднее Епископ
Алеутский,Балтский,Оренбургский и Уральский Николай /Петр
Степанович Адоратский /(1849-1896). Фото и биографическое
описание которого можно посмотреть на станице этого альбома
выше,а прочитать о нем в Википедии по этой ссылке здесь
/https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_(Адоратский).Другой
двоюродный брат Михаила Павловича Вишневецкого был прямой
противоположностью первого,человека глубоко религиозного и
истинно верующего,он был безбожником , убежденным атеистом,
звали его Адоратский Владимир Викторович(1878-1945).
Был он известным революционером-большевиком,в честь которого
была названа одна из улиц в г.Казани,где он родился и учился в
Казанском университете.(Его фото и биография есть в этом
альбоме).Он был одним из ближайших соратников В.И.Ленина по
подпольной работе и революционной деятельности в России и
эмиграции в Англии, Швейцарии и Германии,в советское время
историком,философом-марксистом,академиком А.Н.СССР,директором
института Маркса - Энгельса - Ленина.Более подробно о нем
см. здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/Адоратский,_ Владимир
_Викторович. Двоюродная сестра Михаила Павловича Вишневецкого-
Надежда Степановна Адоратская(в замужестве Беликова) была
замужем за архиепископом Омским и митрополитом Томским и
Сибирский Димитрием /Беликовым Дмитрием Никаноровичем/ (1852-
1932)его фото и биография тоже есть в этом альбоме.У Надежды
Степановны было четверо детей — Борис,Глеб,Нина и Екатерина.
Борис и Нина умерли от туберкулеза в молодом еще возрасте
,а в 1903 году от этой же болезни скончалась и Надежда
Степановна Беликова.Из архивных источников известно,что
Вишневецкий Михаил Павлович дослужился до чина действительного
статского советника,что давало ему право на потомственное
дворянство,имел орден Святого Станислава 3-й степени без мечей
за выслугу лет и др.награды.После окончания юридического
факультета Казанского Императорского университета, с 1873 года
и вплоть до выхода в отставку в 1916 году служил в Пермском
окружном суде Министерства юстиции,первоначально судебным
следователем 3-го участка Оханского уезда,позднее стал членом
Пермского окружного суда.Являлся специалистом по уголовному
праву,но вел и гражданские дела./ ГАПК.Дело №73.Фонд №1.Опись
№2.Пермский окружной суд Министерства юстиции./Собрал средства
на строительство зданий начальной школы в гг.Перми и Соликамске,
деревне Левшино, состоял их попечителем.В 1906 году он был
избран на должность председателя Градо-Пермского Рождество-
Богородитского попечительства."Человек в высшей степени
энергичный,он сразу полюбил свое дело и сумел достойно заменить
своих предшественников купца А.Е. Тупицина и доктора медицины
П.Н.Серебренникова"- так отзывались о его деятельности члены
попечительского совета. По его инициативе по воскресным и
праздничным дням организовывались литературно-музыкальные
детские утренники,каждое мероприятие посещало в среднем 540
человек.Помимо просветительских задач Михаил Павлович
Вишневецкий большое значение придавал и благотворительности. При
его содействии были организованы выплаты единовременных и
ежемесячных пособий для неимущих пермяков на пропитание,
одежду,дрова,уплату за обучение и лечение больных и увечных.
Согласно данным найденным мной в Адрес-Календаре и Памятной
книжке
Пермской губернии на 1916 год,выйдя в отставку,он и тогда не
оставил общественную деятельность став Председателем правления
Пермского общества вспомоществования нуждающихся учащихся
торговой
школы.Будучи глубоко религиозным человеком являлся старостой
церкви.Проживал в г.Перми, в собственном доме на улице Большой
Ямской,21(в сов.время ул.им.Г.Е.Зиновьева,позднее
переименованную
в Университетскую,ныне ул.Пушкина).Был женат дважды.
Первая его жена - Анисия Дмитриевна Вишневецкая(в девичестве
Виноградова)последние годы жизни тяжело болела и долгое время
была прикована к постели параличём. Судя по надписи на ее
могильной плите сохранившейся на Егошихинском(новом) кладбище в
г.Перми,скончалась она 22 марта(по старому стилю)1908 года.
Михаил Павлович имел от неё двух сыновей умерших еще совсем
молодыми.Один из его сыновей Константин в возрасте 16-17
лет,будучи гимназистом застрелился из револьвера,хранившегося
дома в письменном столе отца.Трудно сейчас предполагать о
причине его смерти.Несчастный случай,вызванный неосторожным
обращением с огнестрельным оружием или добровольный уход из
жизни.
В местной печати тех лет встретилась мне заметка,автор которой
сетовал на то,что в Перми в тот период,участились случаи
самоубийства среди учащейся молодежи,увлеченной мистическими
учениями.Похоронен он рядом со своей мамой и братом,недалеко от
от храма Всех Святых,на Егошихинском некрополе,а самоубийц,как
известно,церковь разрешала хоронить без отпевания только на
отдаленных участках кладбища,т.к.добровольный уход из жизни
является одним из страшнейших человеческих грехов.Так,что скорей
всего ,это был несчастный случай закончившийся смертью.Вторым
браком Михаил Павлович был женат на соликамской мещанке
Масальской-Котовских Екатерине (Каторжине) Дмитриевне (1875-
1971),
/её фото и биографические данные тоже есть в этом альбоме/,от
которой он имел четырёх сыновей:Аркадия(погиб в детстве,неудачно
скатившись на на лыжах с высокого склона горы на реке Егошихе),
Сергея(до войны проживавшего в Баку,где его след потерялся),
Павла(расстрелян в 1937 году под Свердловском),и Константина
(жил в
Перми,участник войны с Японией на Халхин-Голе.Умер в возрасте 98
лет в 2010 году.)Сам Михаил Павлович Вишневецкий скончался в
1930
году,в возрасте 83-х лет,страдая водянкой.Похоронен на
Егошихинском
(новом) кладбище в г.Перми,недалеко от храма Всех Святых,рядом с
первой женой и двумя сыновьями от первого брака,одного согласно
надписи на могиле звали Константином (1873г.рожд.),а другого
Владимиром(умер в марте 1902г.),который при жизни был
ветеринарным
доктором.На могиле сохранились металлическая оградка и
деревянный
крест.Потомки Вишневецкого Михаила Павловича и сейчас проживают
в
г.Перми.Один его внук - Вишневецкий Михаил Константинович
является
главным токсикологом Перми и Пермского края,заведующим
отделением
острых отравлений МУЗ«Медсанчасть № 9 им.М.А.Тверье»,второй-
Евгений
Павлович Вишневецкий-ветеран Пермского спорта,один из старейших
тренеров по гимнастике,до выхода на пенсию многие годы работал
тренером в спортивных клубах "Спартак",позднее ДСО" Дзержинец".
Третий внук-Михаил Павлович Вишневецкий(назван в честь своего
деда)- 89-летний пенсионер проживал в городе Краснодаре.
Скончался 2 августа 2016 г.
(Фото из личного архива его внука Евгения Павловича
Вишневецкого - двоюродного брата моего отца, Москалькова Льва
Борисовича.)
--------------------------------------------------------------
P.S.Интересна и история связанная с фамилией ВИШНЕВЕЦКИЙ.
Известно,что у священника Ивана(Иоанна)Коршунова было четыре
сына и когда они начали обучаться в Казанской духовной
семинарии,то преподаватели их часто путали и тогда приехавший
с инспекцией в семинарию архиерей распорядился дать им разные
фамилии - старшие Петр(1808г.р)и Павел (1812г.р.)получили
фамилию ВИШНЕВЕЦКИЕ,младший Степан (1816г.р.)стал АДОРАТСКИМ,
а Василию(1815г.р.) была сохранена фамилия отца - КОРШУНОВ.
--------------------------------------------------------------
О благотворительной деятельности М.П. Вишневецкого можно
прочитать в статье Е.Ю. Апкаримовой. " Православные сообщества
в городах Среднего Урала во второй половине 19 нач.- 20 в.
стр.117. Институт истории и археологии УрО.РАН.г.Екатеринбург.
см.ссылкуhttp://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/1113/1/
chupin_2004_17.pdf
--------------------------------------------------------------
Биографические сведения о брате М.П.Вишневецкого-священнике
Александре Павловиче Вишневецком взяты из публикации
Н.Коклюгина,"Троицкая церковь в Вязовых." Казань, 2013 г.
http://zadocs.ru/pravo/11717/index.html
--------------------------------------------------------------
В Кратком словаре С.В.Волкова "Высшее чиновничество Российской
империи" изданном в 2016г. Университетом Дмитрия Пожарского
есть
запись и о М.П.Вишневецком:"ВИШНЕВЕЦКИЙ Михаил Павлович. В сл.
(ужбе) и класс. чине с 1873. ДСС с 1913. Сл.(ужба) по
МЮ./1.9.1915/." Ссылка:
http://fictionbook.ru/author/s_v_volkov/vyisshee_chinovnichestvo
_ro
ssiyiskoyi_im/read_online.html?page=17 |