На фото: восприемник,т.е.крёстный отец моей бабушки Смородской
Софии Николаевны (1903-1970)- Хлопин Максимилиан Александрович.
В Адрес-Календаре и Памятной книжке Пермской губернии на 1907 год
стр.254 обнаружил я краткую запись о Максимилиане Александровиче
Хлопине,из которой видно,что был он потомственным почётным
гражданином,имел звание"Учёного управителя",служил секретарём
и поверенным по судебным делам в Правлении Кыновского чугуно-
литейного и железоделательного завода графа С.А.Строганова,
находившегося в Кунгурском уезде Пермской губернии.Со слов своего
отца,которому рассказывала его бабушка Смородская (Субботина) Ольга
Петровна( 1870-1948) известно,что был он заядлым театралом и будучи
в Перми всегда первым делом посещал спектакли проходившие в местном
театре.Находясь в Перми он жил на ул. Большй Ямской в доме
Поповой.В том же издании Адрес-Календаря и Памятной книжки
Пермской губернии уже на 1912 год,на стр.196.есть запись,что
Максимилиан Александрович Хлопин входил в Совет старшин Пермского
драматического кружка,являясь в нём" Заступившим место председателя
кружка Александра Абрамовича Левина".Членами Пермского
драматического кружка также являлись: Алексей Сергеевич
Гашуков(секретарь),Василий Нестерович Моденовский(казначей),
Константин Константинович Павлов,Пётр Григорьевич
Бояринков,Леопольд Леонардович Островецкий и Николай Павлович
Калашников.В свободное от своей службы время на заводе он всецело
отдавал себя и Кыновскому театру при Народном доме,играя в нём в
качестве драматического актёра.На сцене этого театра,ранее бывшей
заводской чертёжной ставились пьесы А. Островского,Н.Гоголя,
Сухово-Кобылина и др. театральных классиков того времени.Зал
вмещал в себя до 100 человек.Спектакли посещали не только местные
обыватели,но и жители уездного города Кунгура, Серебрянского и
Коноваловского заводов.Максимилиан Александрович был родом из
Добрянского завода Пермской губернии и возможно являлся
родственником Григория Витальевича Хлопина,доктора медицины,
профессора,известного русского гигиениста,педагога,который
будучи сыном священника тоже был родом из Добрянки,а может просто
однофамилец,утверждать не берусь.Известно,что Максимилиан Хлопин,
каким-то образом, был связан с семьей Третьяковых - приятелей
моего прадеда: Смородского Николая Леонидовича и его жены Ольги
Петровны живших в то время в Добрянском заводе.Из записи в
метрической книге Свято-Троицкой (Слудской) церкви о рождении моей
бабушки СМОРОДСКОЙ СОФИИ НИКОЛАЕВНЫ, датированной 1903 годом видно,
что восприемницей,т.е.крёстной матерью (кумой) была Маргарита
Павловна Третьякова,дочь строительного мастера Павла Дмитриевича
Третьякова- сослуживца моего прадеда Смородского Николая
Леонидовича по Добрянскому железоделательному заводу. Дата 1903г.
указанная на обороте этой фтографии свидетельствует о том ,что она
была подарена моим прадеду и прабабушке Максимилианом
Александровичем Хлопиным в память о том событии,что он являлся
крёстным отцом (т.е. кумом) моей бабушки.Обряд Крещения совершили:
священник Евгений Будрин и диакон Николай Будрин.По церковному
канону Крещение является священным обрядом,
которому человек очищается от своих грехов и становится служителем
Господа.Познав таинство крещения, ребенок рождается заново –
теперь уже духовно.Ранее по церковным традициям был только
один крестный, у мальчика – мужчина, у девочки – женщина.Но
позднее, было решено, что спасти душу и веру ребенка одному
восприемнику (крестному) будет слишком тяжело.Ведь обязанности
восприемников очень велики.Крёстный – это прежде всего
духовный наставник ребенка.Он берёт на себя обязанности перед
Богом и крестником о его духовно-нравственном развитии,помощи
родителям в уходе за ребёнком,ответственность за воспитание и
достойную жизнь крестника в случае их смерти. По негласным
правилам, будущие кумовья берут на себя организацию проведения
крестин,договариваются с батюшкой в церкви о времени
проведения таинства крещения,покупают крестик и гайтан.Во
время обряда таинства крещения кум должен прочесть молитву
«Символ веры» и вместо младенца произнести от его лица обеты
отречения от сатаны.После обряда в церкви на крёстного
возлагается также обязанность организовать праздничный стол в
доме родителей крестника(цы).Судя по этой фотографии у моей
бабушки был достойный крестный отец.
-------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИКИ:Метрическая книга Свято-Троицкой (Слудской) Церкви г.
Перми за 1903 год. ГАПК Ф.37. Оп.6. Д.991 лист.77.Её фотокопию см.
далее в этом альбоме.Адрес-Календарь и Памятная книжка Пермской
губернии на 1912г.стр.196.Издание Пермского статистического
комитета. |