Из частного собрания Бочаровых.
Серия снимков.
Данная фотография 1901 год.
Отец Панкратий Милославин.
Вступление.
Молодой священник, свадебная фотография, священник с ребёнком, фотографии ребёнка и опять священник, но уже более взрослый. На
некоторых фотографиях датировка 1906 год, 1913 й.
Увлекаясь дореволюционной портретной фотографией жителей Коломны, разыскал эту подборку у одного из жителей Киева. Часто смотря на
фотографии, задаёшься вопросами: «Кто был этот человек? Чем жил? Что с ним произошло потом? Где искать ответы?» Нужно начать
поиски.
Долгое время лежали эти фотографии в альбоме, но исследования продолжались. И вот в один день информация пошла. Источников
оказалось довольно много: профильные форумы, Липецкая пресса и конечно страничка с историей храма Архангела Михаила. Собрав воедино
все эти кусочки, получился небольшой очерк, о котором прошу не судить строго.
О прадедушке.
Внучка отца Панкратия о прадедушке: «Панкратий Милославин родился в 1876 году в Москве. Каким он был по счету ребенком, затрудняюсь
сказать, но не первым - это точно, и вот почему. Прапрабабушка была беременна им, когда у нее смертельно заболел предыдущий
ребенок, вроде бы, скарлатиной. Скарлатина тогда являлась грозным заболеванием, и дети от нее и ее осложнений умирали очень часто.
Дитя горело в страшной лихорадке, задыхалось и угасало на руках у матери. Врачи уже не верили в исцеление, и тогда мать дала Богу
обет, что, если у нее родится сын, он обязательно станет священником и посвятит свою жизнь служению Богу и людям.
- Ребенок чудесным образом выздоровел, а в положенный срок она родила на свет здорового и красивого младенца. Его нарекли в честь
великомученика Панкратия. Прадед имел множество талантов и поначалу хотел стать моряком или музыкантом, но когда родители
рассказали ему о своем обете Богу, он не посмел ослушаться и поступил в семинарию.»
Cын псаломщика Анфира Милославина Панкратий- выпускник Московского Донского духовного училища 1890 года (разряд 2) с 1902 г. служил
священником Михаило-Архангельской церкви в Коломне. Его жена Ольга Николаевна была дочерью прежнего священника этой же церкви -
Николая Федоровича Розова, умершего по сообщению "Московских церковных ведомостей" 7 февраля 1901 г. А еще ранее, с 1848 г. по 1889
г. настоятелем Архангельской церкви был дед Ольги Николаевны - Федор Иванович Розов, но это уже другая история...
Церковное пение
В истории Архангельской церкви о. Панкратий остался как человек осуществивший ряд серьезных начинаний. При поддержке старосты,
коломенского фабриканта Ивана Александровича Постникова, ему удалось значительно обогатить приходскую жизнь, поставить на очень
высокий уровень просветительскую и благотворительную работу. Сам человек, музыкально одаренный, он ввёл в своем храме общенародное
церковное пение в 1901 году. Во время богослужений пели не только профессиональные хористы, но и 200 человек прихожан. Фактически
это было всеобщее пение. Развитие этой традиции имело двойную пользу. Во-первых, согласное пение множества людей в большом храме с
прекрасной акустикой производило впечатление огромной духовной силы. Во-вторых, подготовка молитвенного пения сплачивала приход.
Люди общались на спевках, вместе постигали смысл и гармонию православного богослужения. Это был не простой народный хор — ведь люди
собирались не ради эстетического удовольствия, а для того, чтобы поработать Богу, чтобы придать особую мощь соборной молитве. И это
начинание не осталось без внимания церковной прессы:
"Из г. Коломны, Московской губернии.
Чествование пастыря, устроителя общенародного пения
(Корреспонденция)
30 января прихожане Михаило-Архангельской церкви и некоторых других церквей, участвующие в общенародном церковном пении, введённом
и руководимом местным священником о. П. Милославиным, чествовали последнего с разрешения высокопреосвященнейшего Владимира
митрополита Московского и Коломенского поднесением св. иконы художественной работы. Чествование это имеет большое значение по
отношению к общенародному церковному пению в данной местности. При преодолении больших трудностей по обучению пению народа, часть
которого не знает даже грамоты, надобно было еще считаться с несочувствием и нареканиями немалого числа лиц, кои по своему служению
должны бы иметь более попечительное к общенародному пению отношение. Сказывалась нужда в ободрении как поющих, так и руководителя
поющими со стороны высшей духовной власти. И вот владыка митрополит внимательным отношением к ходатайствовавшим о поднесении
местному священнику иконы и милостивым своим разрешением еще более возгрел дух народа к общему, согласному хвалению Бога, - еще
более подвигнул рвение народа к неустанному, неопустительному посещению церковных служб, исполняемых общенародным пением.
Исполняются же исключительно общенародным пением следующие службы: всенощное бдение, литургии св. Иоанна Златоустого и св. Василия
Великого, молебны под новый год, во время войны о даровании победы, с акафистами Божией Матери и святым Божиим, мефимоны и все, что
положено петь на великом повечерии, и некоторые песнопения страстной седмицы. Это общенародное пение посещается старообрядцами из
соседних городу деревень. Многие лица с обширнейшего машиностроительного Коломенского завода находят в этом пении утешение и
душевное ободрение после своих недельных работ на заводе и заявляют, что пение это - очень желательно, как потому, что при
посредстве его народ узнает все песнопения богослужений, так и потому, что оно, привлекая многих в храм Божий, предохраняет
нетвердых в вере от следования разного рода противоцерковным веяниям, с быстротою распространяющимся в таких народных скопищах, как
заводы, фабрики и пр.
Тяжело слышать такие упреки (в отсутствии у православных общенародного пения) сектантов, как например сектантки деревни
Волонтеровки, какой указан в заметке Синодских ведомостей (№ 5 – 1905 г.), но с другой стороны отрадно знать, что общенародное
«церковное пение (в той же заметке), как великая религиозно-воспитывающая сила, как одно из самых действительных и незаменимых
средств к возвышению благоговейного настроения в молящихся во время богослужения и как одно из предохранительных средств
пастырского воздействия на православных, стало предметом заботливости многих наших архипастырей».
Отрадно и внимание нашего архипастыря для поющих в Михаило-Архангельской церкви и вразумительно для сторонящихся общенародного
церковного пения".
(МЦВ, 1905, № 10)
Перестройка храма. Св. Серафим Саровский.
В 1903 году в церковной истории России произошло великое событие. Был прославлен в лике святых преподобный Серафим Саровский.
Коломенцы не просто встретили это известие с огромной радостью. Приход церкви Архангела Михаила решил основать престол в честь
новопрославленного святого!
Всего через три года в левой части трапезной церкви открыли новый придел.
Отец Панкратий сам написал сообщение об освящении Серафимовского предела для МЦВ (1906, № 40):
"ОСВЯЩЕНИЕ ПРИДЕЛА
В Михаило-Архангельской, г. Коломны, церкви, 18 июля освящен вновь построенный придел во имя прп. Серафима Саровского.
Иконостас придела 10 аршин вышины, художественной резной работы, дорогого на полименте золочения. 22 иконы иконостаса греческого
письма исполнены на золотом чеканном фоне. Серебряные и металлические принадлежности алтаря и придела изящностью работы гармонируют
с отделкою.
По окончании литургии местным ктитором и благотворителем Иоанном Александровичем Постниковым была предложена священникам и
прихожанам праздничная трапеза.
Священник П. Милославин".
Любопытно, где состоялась эта трапеза? Не в том ли здании, что было приобретено рядом, на углу Астраханской и Михайловской улиц для
воскресной школы? Это здание купили для церкви за 5 500 рублей. Впрочем, об этом доме будет особый разговор. А пока нужно обратить
внимание на изменения в храме. Дело в том, что после реконструкции начала XX века престолы Трёх святителей и Казанский окончательно
утвердили в зимнем храме. В тёплой церкви основали Серафимовский придел. А справа, в южной части трапезной, поместили придел в
честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Правда неизвестно, когда именно его освятили. Вероятно, это произошло
несколько позже основания Серафимовского престола.
День памяти мучениц отмечался не только прихожанами храма Архангела Михаила. По словам здешнего старожила И.А. Нестерова, «все
коломенские Верочки, Наденьки, Любочки и Софочки в день праздника приходили в нашу церковь».
Воскресная школа.
При отце Панкратии для воскресной школы было приобретено двухэтажное здание. Молебен и освящение совершили благочинный — протоиерей
Алексий Лебедев, и настоятель Успенского собора г. Коломны протоиерей Николай Вележев. Школой заведовал отец Панкратий Милославин,
а попечителем её стал церковный староста И.А. Постников. Сама школа стала едва ли не лучшей в городе:
"Церковноприходская школа была открыта 22 октября 1906 г. заведующим и законоучителем священником Панкратием Милославиным. На углу
ул. Астраханской (ул. Октябрьской революции, д. 178) и ул. Архангельской (ул. Гранатной) за 5500 рублей для школы было приобретено
и приспособлено для проведения занятий здание, которое сохранилось до нашего времени. Школа была одноклассной с 4-летним курсом
обучения, получала содержание от церковноприходского попечительства во имя Казанской иконы Божьей Матери. Коломенцы особенно
интересовались литературно-вокальными вечерами, которые устраивались трудами о. Панкратия Милославина. Их программа составлялась
обычно из 30–35 стихотворений, басен (представляемых в лицах) и песен. Выступление учащихся производило особенно сильное
впечатление на детей, не обучавшихся в этой школе, и они выражали желание обучаться именно в ней. При школе была хорошая библиотека
в 450 томов творений святых отцов и книг духовно-нравственного содержания, здесь насчитывалось до 300 постоянных абонентов, как
прихожан, так и иногородних, живших в 10–12 верстах от города. Книги в библиотеку пожертвовали участники общенародного хора и сам
священник. В 1909 г. в школе при храме было 60 учащихся. В 1916 г. — 52 мальчика и 26 девочек"
Церковно-приходское попечительство
В храме был не только престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь ещё хранился местночтимый Казанский образ. В 1902 году
эта икона дала имя новому попечительству. Пред ней и решили отслужить торжественный молебен с акафистом.
Это богослужение стало незабываемым: его сопровождало пение общенародного церковного хора в 200 человек. Поистине поразительно,
когда такое множество людей «едиными устами и единым сердцем» воздаёт хвалу Царице Небесной! С тех пор почти каждое воскресенье в
храме совершались такие молебны с акафистом, причём каждый раз собирались пожертвования в пользу бедных. Имена жертвователей
поминались о здравии тут же, на молебне. Впрочем, работа нового братского союза не ограничивалась только сбором средств.
Попечительством было организовано множество паломнических поездок по святым местам.
С целью распространения среди народа религиозно-нравственных изданий была открыта продажа книг, брошюр и картин Синодальной
типографии и Общества распространения религиозно-нравственных книг по ценам издателей. Было испрошено разрешение на установку в
магазинах прихожан кружек для сбора пожертвований в пользу попечительства.
Конечно же, очень существенным стал сбор средств на богадельню, воскресную школу и строительство новой сторожки.
Участники приходского попечительства в честь Казанской иконы Божией Матери не избегали каждодневных трудов. Они усердно следили за
благоукрашением чтимого образа, помогали при продаже книг, приводили в порядок библиотеку, следили за чистотой храма и соблюдением
тишины при богослужении.
Всего за несколько лет храм Архангела Михаила стал образцовым и по размаху общественной работы, и по особому благоговейному
служению.
Результаты деятельности церковно-приходского попечительства в 1917 г. выглядели следующим образом:
Страницы истории. Год 1917.
ОТКРЫТИЕ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
8 июля 1902-го года состоялось открытие церковно-приходского попечительства при Михаило-Архангельской церкви. Возникло означенное
попечительство по инициативе местного священника П. А. Милославина.
На прошение, поданное Его Высокопреосвященству, последовала следующая архипастырская резолюция: «Бог благословит доброе дело».
Ободренные таким милостивым вниманием Владыки Митрополита, прихожане означенной церкви с радостью ожидали открытия попечительства,
и самый день открытия был действительно торжественным днем в жизни прихода. Накануне к всенощной и к литургии в этот день собрались
все прихожане, оповещенные особым образом — повестками. После литургии, пред началом молебна священник, прочитав пред предстоящими
прошение с архипастырской резолюцией, объявил открытым церковное попечительство. Затем обратился к присутствующим с речью, в
которой подробно раскрыл деятельность попечительства, указав, что помимо обычной помощи бедным, особенной заботой попечительства
должно быть устройство богадельни и церковно-приходской школы. После этого, призвав всех прихожан к единодушному усердному образу
действий, он прочел Высочайше утвержденное положение для приходских попечительств 1864 года и вместе с тем представил составленный
на основании этого положения проект Михаило-Архангельского церковно-приходского попечительства, который и был принят собранием
прихожан. По прочтении списка всех членов попечительства священником предложено было собранию выбрать должностных лиц
попечительства на три года. Прочитанные акты об избрании были подписаны присутствующими. На должность председателя избран почетный
гражданин Миляев, товарищем председателя — церковный староста, фабрикант И.А. Постников, казначеем — коломенский купец И. Я. Маслов
и 12 человек — членами Совета.
Затем был отслужен молебен пред местночтимой иконой Казанской Божией Матери. Молебен этот с акафистом, петый исключительно
общенародным церковным хором в количестве 200 человек, организованным в 1901 году священником, совершается в память открытия
попечительства и для поддержания его теперь. И дай, Господи, чтобы совершался всегда в воскресный день этот молебен со сбором
только в кружку бедных попечительства. Имена жертвователей поминаются о здравии на этом молебне.
Попечительство, объединяющее членов его, имеет благие последствия своей деятельности. Так при полном благоговении и строгости
поведения были совершены многими членами попечительства с прочими молящимися паломничества ко святым местам. Невдалеке от Коломны,
с целью распространения среди народа религиозно-нравственных книг, брошюр и картин, открыта в пользу попечительства продажа
указанных книг, брошюр и картин Синодальной типографии и Общества распространения духовно-нравственных книг по ценам оных;
испрошено утверждение на постановку кружек в магазинах прихожан в пользу попечительства; функционирует церковно-приходская
библиотека из религиозно-нравственных книг, частью пожертвованных некоторыми из поющих, частью собранных священником, и, наконец, с
Божией помощью в недалеком будущем (деньги наполовину собраны) предполагается богадельня, школа и новая сторожка для церковного
сторожа.
Главное же, отрадно видеть, с каким благоговением и усердием молящиеся и члены попечительского совета заботятся о благоукрашении
Казанской иконы Божией Матери, в честь которой открыто попечительство, и с какой охотой помогают при продаже книг, разборке и
приведении в порядок библиотеки, в наблюдении за чистотой храма и за тишиной при богослужении.
Да будет благословение Божие над поющими и трудящимися на пользу благого дела!
«Московский церковный голос» № 15,
1917 год, с. 10-12.
В то время при храме имелась добротная деревянная сторожка. Церкви принадлежала каменная лавка в мучном ряду, завещанная
коломенским купцом Григорием Петровичем Тулиновым.
Открылась и богадельня, о которой прихожане думали ещё начале века. В 1903 году коломенский купец II гильдии Иван Филиппович
Тулинов завещал для этой благой цели двухэтажный каменный дом на соседней Коломенской улице. В 1913 году этому Учреждению присвоили
его имя. Богадельню предназначили для престарелых женщин, и она работала вплоть до начала новой Смуты.
В начале XX столетия приход храма Архангела Михаила составляли 119 дворов, в которых жило свыше 860 человек.
В 1912 году отца Панкратия сменил на приходе священник Виктор Соловьёв (1877 — 1937).
Отец Панкратий был перемещен на священническую вакансию к московской церкви Успения в Гончарах.
До него на этом месте служил священник Николай Александрович Соколов, ушедший по состоянию здоровья за штат в январе того же года
(† 8 марта 1912 г.). Примечательно, что о. Николай был деверем (т.е. братом мужа) старшей сестры о. Панкратия - Марии Анфировны.
Муж Марии - кандидат МДА Владимир Александрович Соколов - с 1895 г. служил священником Богородице-Рождественской церкви в
Рождественском монастыре.
Старшая дочь Соколовых, племянница о. Панкратия Ксения была женой Владимира Николаевича Страхова, профессора МДА, священника
сначала Андреевской церкви при 2-й мужской гимназии, позднее церкви Троицы в Листах. Как известно о. Владимир был другом
священномученика Илариона Троицкого; именно на квартире о. Владимира поселился архимандрит Иларион в 1919 г. после своего первого
тюремного заключения. В 1913 и 1915 гг. о. Владимир Страхов крестил сыновей о. Панкратия Михаила и Тихона, у первого из них он же
был восприемником.
Село Доброе
В 1919 г. семья о. Панкратия оказалась в селе Добром (до революции относилось к Лебедянскому уезду Тамбовской губернии, сейчас - в
Липецкой области). И это последняя глава в истории отца Панкратия.
«Недавно в областную прокуратуру пришло письмо от москвички Маргариты Зиминой с просьбой помочь найти информацию о ее прадедушке,
священнике Панкратии Милославине. По семейным легендам он был расстрелян в Липецкой области. Дело Панкратия Милославина нашлось в
областном архиве, – рассказал LipetskMedia старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной
безопасности прокуратуры Липецкой области Дмитрий Негробов. – Священника обвинили в контрреволюционной деятельности, пьянстве и
разврате.
Как следует из материалов дела, 43-летний священник приехал в село Доброе из Москвы, спасая свою семью от голода и разрухи. В
дороге его супруга родила восьмого ребенка, который умер через несколько дней от истощения. От пережитого матушка впала в глубокую
депрессию. В Добром священник определил супругу в больницу, а детей разместил в местном приюте, располагавшемся в старом барском
доме. Долгожданная крыша над головой не гарантировала спасения детям отца Панкратия от голода. Руководитель приюта Броновицкая
заваливала письмами инстанции Лебедянского уезда, требуя хлеба.
Казаки
В конце августа 1919 года в Доброе заняли белые казаки. Часть из них расквартировалась у местных жителей, а часть поселилась в
детском приюте. К казачьим командирам за помощью обратился отец Панкратий. Он получил неожиданное предложение: провести
благотворительный концерт для жителей села, а вырученные деньги потратить на приют. От отца Панкратия требовалось найти хорошего
гармониста. Концерт настолько удался, что после выступления казаки устроили вечеринку, куда пригласили и отца Панкратия.
Пожертвований хватило на то, чтобы подкормить истощенных ребятишек. Авторитет батюшки в селе стал непререкаем.
Предательство
Простояв несколько дней в селе, казаки отправились дальше, а жизнь в приюте наладилась и пошла своим чередом. Отец Панкратий
помогал детям, не разделяя их на родных и чужих, воспитывал в них любовь к Богу и к ближнему. Так продолжалось до октября 1919
года. И вдруг священника арестовали.
Как выяснилось, донос в ВЧК написала служанка приюта Альма Туде. Большевики обвинили священника в пособничестве казакам, пьянстве и
разврате. После ареста батюшки жители села вместе с руководителем приюта бросились защищать его во всевозможных инстанциях. Каждый
пытался оправдать батюшку, но тщетно… 3 октября 1919 года отца Панкратия приговорили к 10 годам лагерей, но 28 октября дело
пересмотрели, и священник был приговорен к расстрелу.
- Где именно приговор привели в исполнение и где похоронили священнослужителя, к сожалению, мы не знаем, – говорит Дмитрий
Негробов. – Документов по этому поводу нет. По нашему мнению, священника расстреляли по надуманному поводу, и мы сделали все, чтобы
его реабилитировать.
Обет
Корреспонденты LipetskMedia разыскали правнучку расстрелянного священника. Ее семья все эти годы хранила как зеницу ока память о
предке. Вот что нам рассказала Маргарита Зимина.
- Он был настоящим русским священником. После революции 1905 года очень многие представители интеллигенции, дворянства и
духовенства, не дожидаясь дальнейшего развития политических событий в России, стали потихоньку-полегоньку столбить себе места в
Европе, уехала во Францию навсегда и родственница отца Панкратия. Выгодно продав свою недвижимость в России, женщина неплохо
закрепилась на юге Франции, купив там земли и имение. После этого она настойчиво, несколько раз звала моих прабабушку и прадедушку
во Францию, обещая им там спокойную и достойную жизнь. На все ее воззвания прадед всегда неизменно отвечал: «Я от своей паствы и
Родины никогда и никуда не поеду. Что будет с ними - то и со мной. Я - русский священник, им останусь. И точка.»
Перед смертью отец Панкратий успел передать записку своим детям, которая и по сей день хранится в семейном архиве Маргариты
Зиминой. Батюшка напутствовал детей жить честно, заботиться о ближних и беречь мать. Этой весной (прим.: 2011 год) Маргарита
планирует приехать в Липецк, чтобы найти место захоронения отца Панкратия и лично выразить благодарность сотрудникам прокуратуры,
которые реабилитировали ее предка.»
На этом казалось бы и заканчивается история отца Панкратия Милославина.
Но остаются же вопросы: «Где искать правнучку Маргариту Зимину? Найдена ли могила отца Панкратия? Канонизировали его и когда?
(Вопрос это поднимался и обсуждался Липецкой епрахией)»
Так что история не заканчивается и может быть когда-нибудь мы найдём Маргариту, найдём могилу, узнаем много нового про отца
Панкратия – безусловно уникального для своего времени человека.
Бочаров Сергей (coopra@yandex.ru)
Москва/Коломна
Апрель 2015 |