Портреты известных людей создавались во все времена истории человечества. С момента появления фотографии это приняло массовый характер. Вероятно, первые фотокопии портретов пришли в Россию одновременно с появлением фотографий. В России в дооткрытчный период фотокопии с портретов известных людей выпускали фотографы Иван Артемьевич Александровский и Оскар Мейер в Москве, Андрей Михайлович Лушев, Николай Михайлович Лоренкович, Людвиг Барклай и Вильгельм Везенберг в Санкт-Петербурге. Встречаются паспарту без опознавательных знаков. Вполне возможно, что в ателье заканчивались фирменные паспарту, и чтобы не останавливать процесс, мастера были вынуждены клеить фото на обычный картон. Возможно, это могли быть менее известные и не очень состоятельные фотографы, которые не заказывали авторские паспарту. Установить точные причины появления бесфамильных паспарту в настоящее время не представляется возможным.
На мой взгляд из них наиболее удачливым и популярным фотографом был Вильгельм Везенберг. В «Гуманитарном словаре» записано: «ВЕЗЕНБЕ́РГ Вильгельм (1839-1880) - петербургский фотограф. Обрусевший немец. В 1865 году открыл фотографическое заведение на набережной Фонтанки. Снимал портреты. Известен изготовлением фотокопий «с картин, гравированных и масляных портретов» русских и зарубежных деятелей истории и культуры. В 1870-е гг. выпустил серию небольших визитных (8,5×6,0) фотографий с портретов русских писателей А. С. Пушкина, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина и др. В конце 1880-х - 90-е гг. фирма существовала под наименованием «Везенберг и Ко».
Существуют в этом тексте некоторые неточности.
1. «В 1870-е годы выпустил серию...» - фотокопии портретов знаменитых личностей за 1870-е годы мне пока не попадали, но это, не означает, что их не выпускали. К этому периоду, может быть, можно отнести портрет Решетникова Ф.М. (1841-1871гг). В 1874 году московский предприниматель, известный книгоиздатель Козьма Терентьевич Солдатёнков выпустил два тома «Сочинения Ф.М. Решетникова». На фронтисписе книги был размещен портрет автора. Именно с этой гравюры и выполнена фотокопия портрета в ателье Везенберга. На обороте паспарту написано «Фотография Везенберг», лента Благороднейшего ордена Подвязки с надписью «Honi soit qui mal y pense» - «Зло обернется против того кто задумал зло» и девиз «Dieu et mon drdit» - «Бог и моё право» - девиз английской монархии, указывающий на божественность прав монарха на корону.
Указание на литографичекую мастерскую отсутствует.
2. «В конце 1880-х - 90-е гг. фирма существовала под наименованием «Везенберг и Ко». Мне известны шесть видов паспарту на обороте которых на русском языке написано «Фотография Везенбергъ» и никакой «Ко» нет. Однако, на лицевой стороне этих же фотографий имеется надпись на английском языке «PHOTOGRAPHIE WESENBERG & Сo» или просто «WESENBERG». И только в дальнейшем все надписи на русском языке появляется везде. Так что версия о переименовании вызывает большие сомнения. Если она и была, то где-то в начале существования фотоателье.
3.В дальнейшем на обороте паспарту встречаются разрешения на печать рекламы от 1894 и 1897гг. А также ссылки на литографические мастерские Э.И. Глейцмана (СПб – Москва) и И.Н. Скамони (СПб).
4.Поэтому, думаю, что надо бы написать «в течение тридцати лет фотографическое заведение выпускало огромную серию небольших визитных фотографий знаменитых личностей. Вплоть до начала 1900 годов».
Я, наверное, утомил читателей рассуждениями об этих, казалось бы, незначительных фотографических деталях. Но мне, кажется, это важно. Текст небольшой, всего семь строк. Но вопросов слишком много.
Мне известны несколько десятков фотокопий известных личностей: писатели, композиторы, артисты, ученые, политики, в их числе – Андреев-Бурлак, Айвазовский, Аксаков (два портрета), Барков, Белинский, Благовещенский, Боткин, Востоков, Вяземский, Гаршин, Герцен, Глинка, Гоголь, Гончаров (два портрета), Горький, Горбунов, Горчаков, Грановский, Грибоедов, Даль, Державин, Добролюбов, Достоевский (два портрета), Екатерина 1, Жуковский, Загоскин, Казарин, Карамзин, Карл Росси, Кольцов, Комиссаржевская (три портрета), Костомаров, Крестовский, Крылов (два портрета), Лажечников, Лев Толстой, Лейкин, Лермонтов, Ломоносов, Максимов, Мельников-Печерский, Менделеев, Михайловский, Монахов (два портрета), Мысиков, Надсон, Некрасов (два портрета), Никитин, Островский, Петр 1, Писарев, Писемский (два портрета), Помяловский, Потехин, Потемкин, Пушкин (два портрета), Растопчина, Рубинштейн (два портрета), Рутенберг, Салтыков-Щедрин, Самарин, Сенкевич, Соллогуб, Сперанский, Стасович, Сумароков, Толстой Лев, Толстой Алексей, Тотлебен, Тургенев (два портрета), Успенский, Ушинский, Хемницер, Шамиль, Шаховский, Шевченко, Языков, Ариосто, Байрон, Беранже, Бернар Сара, Бернс (два портрета), Бетховен, Боккаччо, Бокль, Вайсберг, Ватт, Вебер, Верди, Вольтер 9два портрета), Галилей, Гамбет, Гайдн, Гейне, Гете, Гизо, Гиппократ, Гумбольт (два портрета), Густав Адольф, Гюго, Данте (два портрета), Дарвин, Демосфен, Диксон, Донацетти, Доде, Дюма, Жорж Санд (два портрета), Жюль Верн, Золя, Карл Росси, Колумб, Корнель, Корреджио, Купер, Лассаль, Лессинг (два портрета), Луи-Блан, Макалей, Макиавелли, Мендельсов, Милль, Мотюшко, Мольер, Монтескье, Моцарт, Мурильо, Наполеон, Оуэн, Паскаль, Прудон, Рафаэль, Рубенс (два портрета), Сократ, Спенсер, Сталь, Теккерей, Тициан, Фарадей, Шекспир (два портрета), Шиллер (два портрета), Шпильгаген, Шопен и совсем экзотический по тем временам, но хорошо известный нам сейчас по стодоллоровой купюре двадцать третий президент США Бенджамин Франклин…
Это только те, кого мне удалось установить. Нет никакого сомнения, что этот список далеко не полный. Фотопортретов было выпущено значительно больше. Существовал целый каталог. В 1894 г (разрешение от 24 февраля) магазин письменных принадлежностей И.Булатова на обороте визитного портрета напечатал такую рекламу: «Что может быть лучше и приятней как собрать коллекцию фотографических карточекъ знаменитыхъ людей, самой лучшей художественной работы съ последнихъ снимковъ. Для каждого доступно по цене, еще до сего времени не бывало. Прошу обратить внимание и убедиться въ изящной работе карточекъ въ большомъ выборе и разных лицахъ, как-то: ИМПЕАТОРСКОЙ фамилии и лицах иностран. Государств. Русскихъ и др. деятелей, Военных героев Писателей, Композиторов, Художников, Артистов ИМПЕРАТОРСКИХ театровъ и другихъ. Цена 5к. за штуку, кабинетная 25к., некотор. лакирован. 40к. Господам Иногороднимъ высылаю за две коп. марки две карточки. Каталог высылаю бесплатно». Разрешение на аналогичную рекламу было получено и 27 февраля 1897г.
Вероятно, ателье работало одновременно по двум адресам. На паспарту встречаются следующие надписи:
- «На Фонтанке между Чернышевым (сейчас мост Ломоносова) и Семеновским мостами, дом № 55». Изредка указывают просто – Фонтанка, 55
- «На углу Вознесенского моста по Вознесенскому проспекту дом Макарова № 26/30 (вероятно, позднее 1899 года, указан дом
28/32). В 1914 году – Вознесенский проспект дом 32 тел. 474-69.
Если я брал данные об адресах фотоателье с паспарту, то на сайте «Стереоскоп» указана очень подробная информация об адресах ателье начиная с 1867 года по 1912 год. Однако, на паспарту указано, что «существует с 1865г», а по данным сайта «Стереоскоп» – с 1867г?? На том же сайте указан и второй адрес, но, как-будто, совершенно самостоятельный ««Везенберг»? Условия использования материалов сайта «Стереоскоп» ограничены и поэтому в этих комментариях данные сайта не приводятся. |