На сайте вы можете: создать собственную страницу, добавлять и редактировать фотографии и тексты;
просматривать Галерею сайта и страницы других участников проекта в полноформатном режиме;
вести пофамильный, хронологический, а также географический (по месту съёмки) поиск, пользуясь поисковым
фильтром;
обмениваться сообщениями с другими участниками проекта с помощью внутренней почты сайта;
получить полезные сведения и рекомендации по генеалогическому розыску;
стать одним из авторов общенациональной биографической фототеки, а также участником программы «Вся Россия в
лицах и биографиях».
Присоединяйтесь!
|
Быстрый поиск по Галерее
|
|
|
|
|
|
|
|
1839-1875
|
1875-1900
|
1900-1913
|
1914-1920
|
1920-1929
|
1929-1939
|
1939-1945
|
1946-1957
|
Галерея
Фотографий в галерее: 52.687
Гоголь Николай Васильевич
Санкт-Петербург, ателье Вильгельма Везенберга, 1880-1895
Валерий Антипин |
|
Фотография выполнена с литографии неизвестного автора с портрета работы Федора Александровича Моллера. (1841 г).
В 1841 году Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Федору Антоновичу Моллеру (1812 – 1874). В Третьяковской галерее находится авторская копия того же года. С.Т.Аксаков в "Воспоминаниях" описывает облик вернувшегося в тот же год из Италии Гоголя: "Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображен на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение".
Художнику, который близко знал писателя, удалось передать две стороны его жизни, наложившие печать на весь облик. С портрета на нас смотрит лицо доброе, благодарное и светлое. Гоголь как бы говорит: "У меня на душе хорошо, светло". Лицо – светлое пятно в портрете; все остальное: волосы, шинель, сюртук, платок, подхватывающий под самый подбородок шею, большая часть фона – выполнено в темной тональности. Что-то мрачное, несчастливое, недоброе чувствуется в этой темноте. И глаза – немного насмешливые, но более – грустные, страдальческие. Тихая печаль льется из этих глаз. В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость.
Писатель специально готовился к сеансам портретирования: подыскивал костюм, выбирал позу и выражение лица. Как писал Н.В. Берг: "Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее, надел сюртук, в каком его никогда не видели ни прежде, ни после, растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть, для того, чтобы спрятать от потомков, сколь возможно более, свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен". Для этого портрета Гоголь хотел выглядеть именно таким. Таким его и знает широкий читатель. Это самый известный его портрет.
Портрет исполнен в Италии в счастливые годы творческого расцвета и художника, и писателя. Вероятно, был написан во время одного из путешествий друзей по римским окрестностям. Портрет был приобретен П.Третьяковым для своей портретной галереи "людей, дорогих нации".
Федор Антонович (Отто Фридрих) Моллер (1812 – 1874) был в свое время известным живописцем. Сын военного моряка высокого ранга (позднее морского министра) Ф. Моллер и сам готовился к военно-морской карьере. Воспитанник Морского кадетского корпуса уже в 1826 году был произведен в офицеры. Однако пробудившийся интерес к живописи и несомненный талант молодого морского офицера "заставляют" его посещать Академию художеств, где он в скором времени становится одним из любимых учеников К.П.Брюллова. |
Другие фото из альбома
Валерий Антипин
Гарибальди (оборот). СПб, Невский проспект, 60 Центральное депо фотографический кабинет копии КАРЛА.I.Г.БЕРЕНСА, 1880-1890. Альбом: Валерий Антипин
|
Гарибальди. СПб, Невский проспект, 60 Центральное депо фотографический кабинет копии КАРЛА.I.Г.БЕРЕНСА, 1880-1890. Альбом: Валерий Антипин
|
Вестовой (паспарту). Санкт-Петербург, Невский проспект., 4 Беггров Александр поставщик Двора его Императорского Величества комиссионер Императорской академии художеств, 1870-1875. Альбом: Валерий Антипин
|
Перейти в альбом
|
Мария Николаевна Стрепетова. Воронеж. Фотограф И.А. Дамаскин, 1880-1885. Альбом: Надежда Бакалова
|
Прасковья Аксеновна Стрепетова (?). Воронеж. Фотограф И.А. Дамаскин, 1880-1890. Альбом: Надежда Бакалова
|
Гоголь Николай Васильевич. Санкт-Петербург, ателье Вильгельма Везенберга, 1880-1895. Альбом: Валерий Антипин
|
Сёстры. 1880-1885. Альбом: Татьяна Мицкевич
|
Александра Ильинична Давыдова (ур. Чайковская) с сыном Юрой. Киев, фотография Франсуа де Мезер (Мезэ), 1880. Альбом: Ирина Яковлева
|
|
|