На фото:Николай (в миру Адоратский Петр Степанович 1849-1896),
иерарх русской православной церкви,епископ Оренбургский и
Уральский.Происходил из семьи известных в Казанской губернии
церковно-священнослужителей:КОРШУНОВЫХ,ВИШНЕВЕЦКИХ,АДОРАТСКИХ.
Сын потомственного дворянина Казанской губернии,духовного
писателя и богослова Степана Ивановича Адоратского и
Софьи Викторовны Вишневской,у которых было четверо детей:
Петр(будущий епископ Николай),Виктор(будуший юрист,отец
советского академика,философа-марксиста Владимира
Адоратского),Надежда,вышедшая замуж за Дмитрия Никаноровича
Беликова-архиерея,члена Государственного совета по выборам от
белого духовенства,архиепископа Омского и Томского,
митрополита Томского и Сибирского в юрисдикции Временного
высшего церковного совета (ВВЦС),заслуженного профессора
богословия и доктора церковной истории.Вера-вышедшая замуж за
Сергея Сергеевича Фридерсона/до крещения - Сигизмунд
Израилевич/(1862-1930,†Москва,Ново-Девич.кл-ще,1-уч.)
О котором известно,что происходил он из семьи небогатых:
2-й гильдии купцов иудейского вероисповедания из города
Белостока,расположенного на северо-востоке Польши,
входившей тогда в состав Российской империи.С 11 лет он жил
вместе с родителями в Москве; в 1878 году поступил в
Московское Императорское техническое училище (ныне -
Технический университет им. Н.Э.Баумана)и в мае 1886-го
окончил его со званием инженера-механика, дававшим право вести
и архитектурно - строительные работы.Служил инженером в г.
Серпухове на текстильной фабрике Товарищества Н.Н.Коншина,
также являсь «семейным» архитектором этих серпуховских
текстильных магнатов,по заказу которых построил в Серпухове
здание Спасских казарм( позднее они назывались Спальни им.
Урицкого: №55/3 по 1-й Московской ул.),в 1899 году по его
проекту была возведена и большая часть производственного
комплекса Старой мызы (в советское время - Ситценабивная
фабрика комбината "Красный текстильщик"),здание "Немецкого
дома"на Северной площади - импозантный краснокирпичный с
белыми наличниками фасад дома № 5/28 по 1-й Московской ул.
который замыкает собой один из двух скверов, ныне поглотивших
старинную Северную площадь,полтора столетия служившую въездом
в г.Серпухов со стороны Москвы. Известно также, что будучи по
национальности евреем, как окончившему полный курс Высшего
технического училища,в силу императорского повеления от 19
января 1879г.он получил право на жительство в столичных
городах Российской империи,коим он и вспользовался проживая
в г.Москве,на Старой Басманной улице,в роскошном доме
принадлежавшем известной в те времена деятельнице
старообрядчества,фабрикантше-благотворительнице,собирательнице
памятников древнерусской книжности и иконописи,серпуховской
купчихе Анне Васильевне Мараевой (1845-1928).Из архивных
источников известно,что 22.12.1896 года инженер-механик
Сигизмунд Израилевич Фридерсон подаёт викарному архиерею
Московской епархии просьбу о дозволении ему принять
добровольно православие и с момента крещения и впредь
именоваться Сергеем Сергеевичем Фридерсоном.Из его биографии
известно также,что в 1916г.он,как московский архитектор
избирался действительным членом Императорского Русского
технического общества.В советское время(1923-1926гг.) работал
служащим по техническому надзору в подотде Управления
недвижимых имуществ города Москвы.В 1930г. отпет и погребён на
московском Новодевичьем кладбище,позднее там нашла упокоение и
его жена - Вера Степановна Фридерсон(урождённая Адоратская).
Известно,что род Адоратских был внесен в 3-ю часть дворянской
родословной книги Казанской губернии по определению
Казанского дворянского собрания от 23.11.1877 г.и утвержден
указом Герольдии от 28.12.1877г.Дед епископа Николая(в миру
Пётр Степанович Адоратский)- Иван ( Иоанн ) Васильевич
Коршунов(1781 года рождения.)в 1792-1804 гг. обучался в
Казанской духовной семинарии и академии,где изучал грамматику,
поэзию,риторику, философию, богословие, церковную историю,
красноречие, греческий, еврейский и французский языки.По
окончании академии был направлен священником в Казанскую
Богородицкую церковь с.Фролов Ясак Тетюшского уезда Казанской
губернии. Высокообразованный священник весь свой путь
служителя культа прошел отлично, стал благочинным и
протоиереем.В 1811 г., был определен депутатом 13 церквей
Чебоксарского уезда. В июне 1825 г. И.В.Коршунов был
переведен на должность священника Казанской Богородицкой
церкви с.Сундырь (ныне г. Мариинский Посад).В 1818 г. был
награжден бронзовым крестом для ношения на персях на
Владимирской ленте во знаменование эпохи 1812 года.
В марте 1826 г. за беспорочное прохождение должности он был
награжден скуфьею, в сентябре 1828 г. - набедренником «за
долговременное служение алтарю Господню при благочестивой
жизни и исправное прохождение должности благочиннической»,
в ноябре 1829 г. Казанским архиепископом Филаретом рукоположен
в протоиереи, в марте 1830 г.награжден камилавкою, в 1837 г.
- наперсным крестом за сбор средств в пользу бедного
духовенства.5 июня 1848 г.И.В.Коршунов оставил службу в
Сундыре в возрасте 67-ми лет и через некоторое время вместе со
своей супругой Екатериной Степановной переехал в Казань к сыну
Степану Ивановичу ( Иоанновичу ) Адоратскому(1817-1882),о
котором известно,что после окончания курса в Казанской
духовной семинарии обучался в Киевской академии, где окончил
курс кандидатом (1843 г.)Возвратившись на родину,
учительствовал в уездном училище,в 1848г. был священником
Казанского кафедрального собора,в 1849г.служил законоучителем
в Казанской фельдшерской школе в 1869 году сужил священником
при Петровской церкви в Казани.В 1863 г. издал "Собрание слов,
поучений и речей, с присовокуплением размышлений,изъяснений и
замечаний на отдельные тексты Священного Писания и на
некоторые изречения молитв церковных".За свои заслуги был
награжден орденами Святой Анны 2 и 3-й степени,стал Кавалером
ордена Святого Владимира 4-ой степени,получил потомственное
дворянство,что являлось редким исключением в среде
церковнослужителей.
05.11.1848 заключил брак с Софьей Викторовной Вишневской -
дочерью Виктора Петровича Вишневского (1807–1885)— выпускника
(со степенью магистра)Московской Духовной академии
(1826);профессора (с 1826 г.)и инспектора(с 1827 г.) Казанской
Духовной семинарии;священника (с 1828 г.) Казанской
Петропавловской церкви, протоиерея кафедрального собора в
Казани (с 1854 г.), преподавателя Казанской Духовной академии;
члена Казанской Духовной консистории, педагога,этнографа,
одного из первых исследователей чувашского языка,активного
члена Русского географического общества, который в 1858 г. за
подготовку и публикацию ценных научных трудов был удостоен
серебряной медали этого общества.Похоронен в Некрополе
Благовещенского собора Казанского кремля.
15 сентября 1849 г.у них родился сын Петр,будущий
епископ Николай Адоратский,который в 1874 году окончил
Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
С 2 декабря 1874 г. - псаломщик при посольской церкви в
Вене.Женился в С.-Петербурге на девице Анне Яхонтовой,дочери
протоиерея Морского Богоявленского Николаевского собора
Иоанна Константиновича Яхонтова,с которой вернулся в Австрию.
2 июня 1876 г.овдовел.
В 1880 году вернулся из Вены в Казань и 23 ноября 1881 г. был
зачислен в состав Пекинской духовной миссии.
10 января 1882 г. пострижен в монашество,приняв имя Николай.
24 января рукоположен во иеродиакона, а 28 января - во
иеромонаха.16 августа 1886 г. вернулся в Россию и назначен
смотрителем Херсонского духовного училища.16 октября 1887 г.
назначен ректором Ставропольской духовной
семинарии, а 25 октября возведен в сан архимандрита.
7 января 1888 г. защитил диссертацию в Казани по истории
Пекинской Духовной Миссии и 22 февраля был удостоен научной
степени магистра богословия.
11 марта 1890 г. хиротонисан во епископа Новомиргородского,
викария Херсонской епархии. Чин хиротонии состоялся в С.-
Петербурге.
8 июня 1891 г. - епископ Алеутский и Аляскинский.
7 сентября 1891 г. - епископ Балтский, викарий Подольской
епархии.
22 октября 1895 г. - епископ Оренбургский и Уральский.
Тяжело заболев в возрасте 47 лет скончался в 1896 году.Был
погребен в усыпальнице кафедрального собора Казанской
(Табынской) Божией Матери в г.Оренбурге.В 1932 году Храм был
взорван,а могила епископа Николая осквернена и поругана.
По воспоминаниям его современников отец Николай вел
подвижническую жизнь, был кроток,
незлобив, милостив, за что верующие любили и почитали его.
Будучи духовным писателем,был автором многих трудов
духовного содержания; составил каталог библиотеки Пекинской
миссии. Усердно занимался собиранием и проверкой переводов
богослужебных книг,а когда ознакомился с китайским языком, то
сам предпринял перевод воскресных служб Октоиха.
Труды:
"Исторический очерк вопроса о свободе вероисповеданий в
современной Испании". "Прав. Собес." 1876, июнь-июль, с. 181-
215, 264-270.
"Заметки об общественной деятельности современного
французского духовенства". "Прав. Собес." 1876, сентябрь, с.
90-110.
"Заметка о покойном архиепископе Палладии, начальнике
Православной миссии в Пекине". Статья переводная. "Прав.
Собес." 1884, июнь, с. 248-252.
"Настоящее положение и современная деятельность Православной
духовной миссии в Китае". "Прав. Собес." 1884, август-
сентябрь, с. 373-390, сентябрь, с. 103-108.
"Положение миссионерства в Китае". "Прав. Собес." 1885, май,
с. 68-96."О пятидесятилетнем юбилее проф. Васильева", заметка.
"Нов.
Врем", 1886, № 3780, 7 сентября, "Моск. Вед." 1886, № 250, 10
сентября.
"Православие и православная миссия в Китае". "Совр. Изв."
1886, № 355, 25 декабря.
"Православный храм в Ханькоу в Китае". "Нива" 1887, № 1,
"Воск. День" 1887, № 4 (с рисунком).
"Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования:
история Пекинской Духовной миссии в первый и второй периоды
ее "Исторический очерк католической пропаганды в Китае"
"Прав. Собес." 1885, сентябрь, с. 24-69.
"Протестантская пропаганда в Китае и современные гонения на
ее миссии". "Прав. Обозрен." 1886, август.
"Отец Иакинф Бичурин" - исторический этюд. "Прав. Собес."
1887, февраль-ноябрь,1887, апрель-май (первые четыре главы).
"Об источниках истории Пекинской духовной миссии". Речь на
коллоквиуме 7 января 1888 года. "Прав. Собес." 1888, январь.
"Слово пред началом учения в Ставропольской духовной
семинарии (1889 г.)".
Литература:
"Церк. Ведом." 1890, № 7, с. 35, 1891, № 38, с. 308, № 20, с.
174, 1895, № 43, с. 386.
"Приб. к "ЦВ" 1890, № 11, с. 362, 1905, № 16, 17, с. 734.
"Церк. Вестн." 1891, № 39, с. 619, 1895, № 44, с. 1407.
"Русск. Архив" 1893, кн. 3-я, с. 82 и п/с. 1, 2.
"Изв. Каз. Еп." 1881, № 24, с. 641, 1882, № 6, с. 104-105,
1897, № 1, с. 12-18, 1903, № 16, с. 15.
Кирион епископ. "Церковный исторический очерк основания в
Херсоне викариатства и его жизнедеятельность". Одесса, 1905.
"Списки архиереев Иерархии Всерос.". СПБ, 1896, № 520, с. 79.
Юдин П.А. "Статья об епископе Николае". "Истор. Вестн." 1897.
Булгаков, 1394, 1407, 1408, 1416.
БЭС т. II, с. 1656, 1705.
НЭС т. XXVIII, с. 555. Ссылки здесь
http://www.biogr.ru/biography/? здесь
http://www.synologia.ru/a/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B
0
%D0%B9_%D0%90%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8
%
D0%B9_%281849%E2%80%931896%29
id=4158&id_rubric=11 здесь
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%
D
0%B0%D0%B9_%28%D0%90%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%B
A
%D0%B8%D0%B9%29 и
здесь
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/91763/%D0%9D
%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9
--------------------------------------------------------------
P.S.Интересна история происхождения фамилии АДОРАТСКИЙ -
,она происходит от латинского слова " АДОРАТУС ",т.е.
уважаемый,чтимый.У священника Ивана(Иоанна)Коршунова
было четыре сына и когда они начали обучаться в Казанской
духовной семинарии то преподаватели их часто путали
и тогда приехавший с инспекцией в семинарию архиерей
распорядился дать им разные фамилии - старшие Петр(1808г.р)и
Павел (1812г.р.)получили фамилию ВИШНЕВЕЦКИЕ
,младший Степан (1816г.р.)стал АДОРАТСКИМ,
Василию(1815г.р.) была сохранена фамилия отца - КОРШУНОВ.
Среди многочисленных родственников епископа Николая были не
только священники,но и
ученые,юристы,педагоги,библиотекари,военные и врачи.
Доподлинно известно,что его двоюродными братьями были
теоретик- марксист,соратник В.И. Ленина по революционному
движению Адоратский Владимир Викторович (1878-1945),член КП с
1904 г.Окончивший Казанский Императорский университет после
1917 работал в наркомпросе, преподавал в Коммунистическом
университете и Институте Красной профессуры.
В 1920-1929г зам. зав. Центрального архивного управления,
потом на научной работе. Автор ряда трудов по истории
марксизма,в 1931-39 директор ИМЭЛ при ЦК,академик АН СССР.
Одна из улиц в Казани носит его имя.
Выпускник Казанской духовной академии,действительный статский
советник,кандидат богословских наук,педагог и просветитель
татарского и башкирского народов,директор Бирской инородческой
школы,позднее,директор Благовещинской учительской семинарии
Николай Павлович Вишневецкий(1847-1929),который жил в Уфимской
губернии и выпускник Казанского Императорского университета
статский советник,юрист,член Окружного суда,председатель
правления общества Вспомоществования нуждающимся учащимся
торговой школы (вплоть до переворота 1917г.)Михаил Павлович
Вишневецкий( 1848-1930 ),проживавший в Пермской губернии.
--------------------------------------------------------------
Хочеться выразить огромнейшую благодарность учителю истории
Большепаратской средней школы из Республики Марий Эл -
МАРГАРИТЕ МИХАЙЛОВНЕ МИХАЙЛОВОЙ,
благодаря которой были возвращены из
небытия и забвения имена сподвижников Благочестия КОРШУНОВЫХ-
АДОРАТСКИХ-ВИШНЕВЕЦКИХ. С Богославления епископа Йошкар-
Олинского и Марийского Иоанна ежегодно-24 мая в день учителей
Словенских Кирилла и Мефодия учащимся 2-11 классов
Большепаратской средней школы, активно участвующим в
общественной жизни школы, достигшим отличных успехов в
изучении учебных предметов, демонстрирующим высокие образцы
добродетели, а также педагогам, членам администрации школы за
особый вклад в дело воспитания и обучения подрастающего
поколения присуждается ПРЕМИЯ им.протиерея ПАВЛА ИВАНОВИЧА
( ИОАННОВИЧА ) ВИШНЕВЕЦКОГО ,который приходился родным дядей
архиерея НИКОЛАЯ ( Петра Степановича ) АДОРАТСКОГО.
http://www.pravoslavie.ru/news/8664.htm
--------------------------------------------------------------
Биографические сведения о муже сестры епископа Николая
Адоратского-Вере Степановне Фридерсон (урождённой Адоратской)
инженере-механике, московском архитекторе Сергее Сергеевиче
Фридерсон взяты мной из статьи:"Немецкий дом на Северной
площади"-опубликованной в №49(360),Южное
подмосковье,10.12.2014. стр.14.Автор:ст.научный сотрудник
СИХИ А.Д.Пилипенко,за что я ему тоже очень благодарен. |