АДОРАТСКИЙ Владимир Викторович (07(19).08.1878, Казань –
05.06.1945, Москва). Советский историк и философ. Академик АН
СССР (1932)Дворянин,внук Стефана Иоанновича(Степана
Ивановича)Адоратского священнослужителя,богослова,церковного
писателя,получившего за заслуги потомственное дворянство.При
своем рождении Стефан Иоаннович Адоратский был Степаном
Ивановичем Коршуновым,но когда учился с тремя своими братьями
в Казанской духовной семинарии приехавший туда с инспекцией
архиерей обнаружил в списках четверых Коршуновых
,велел дать им разные фамилии:Степан стал Адоратским,Петр и
Павел Вишневецкими,среднему из братьев- Василию,оставили
отцовскую фамилию - Коршунов.
Бабушка советского академика - Софья Викторовна Адоратская
( в девичестве Вишневская)тоже происходила из духовенства,
она была дочерью Виктора Петровича Вишневского-духовного
писателя,богослова и миссионера,кафедрального
протоиерея,магистра Московской духовной академии,ректора
Казанской духовной семинарии.
Родился Владимир Викторович Адоратский в семье
служащего гражданского департамента судебной палаты г. Казани
Адоратского Виктора Степановича (1853.07.04-1877).
Воспитывался без отца,который умер незадолго до его рождения
матерью Татьяной Ивановной ( в девичестве Окуловой) дочери
известного Селенгинского и Кяхтского купца первой гильдии
Ивана Окулова.Мать всю жизнь (ум. в 1932г.) пыталась
"образумить" своего сына,постоянно внушая ему мысль
о пагубности избранного им жизненного пути и отрицания
религии.
Известно,что двоюродными братьями его были епископ
Оренбургский и Уральский Николай (в миру Петр Степанович
Адоратский),действительный статский советник,кандидат
богословия, просветитель татарского и башкирского народов,
педагог,преподаватель Священного Писания,
директор Благовещенской учительской семинарии Вишневецкий
Николай Павлович,проживавший в Уфимской губернии и статский
советник,юрист,член окружного суда,председатель правления
общества вспомоществования нуждающимся учащимся торговой
школы,церковный староста Вишневецкий Михаил Павлович
проживавший в Пермской губернии.
Несмотря на то,что в детские годы В.В. Адоратский жил в
постоянном общении со средой духовенства и воспитывался
матерью и родственниками отца в строгом христианско-
религиозном духе наперекор семейным традициям,в гимназические
годы самостоятельно пришёл к материалистическим и
атеистическим воззрениям порвал с религией.
С ранних пор испытывал неодолимую жажду к знаниям и стремление
к развитию своего ума.Он читал книги Дарвина, Геккеля,
Фейербаха.В кружке гимназистов изучал философию.В последних
классах гимназии познакомился с нелегальной литературой.
В 1897 г. В.В. Адоратский поступил на математический факультет
Казанского университета, но в 1898 г. перевёлся на
юридический факультет. Увлекался математикой, театром,
музыкой, хорошо пел. Всю жизнь усиленно изучал языки.
В 1900 году впервые прочёл «Манифест Коммунистической партии»
, увлёкся его идеями, начал изучать «Капитал».
Стал оказывать содействие социал-демократической организации в
Казани .На его имя была явка, он хранил нелегальную
литературу, печатал её на гектографе.
Окончив в июле 1903 г. университет, В.В. Адоратский был
оставлен при кафедре русского государственного права «на свой
счёт». У него была ярко выраженная тяга к научной работе, но
он не знал, в каком направлении ему двигаться. Обратился за
советом к приват-доценту В.Н. Ивановскому, но ни соображения
В.Н. Ивановского, ни рекомендованные им книги не
удовлетворили Адоратского. Он считал лживыми юридические формы
социальной жизни, но не мог понять их природу в рамках
традиционной университетской философии. Свой путь к истине
В.В. Адоратский нащупал в изучении марксизма и принялся
самостоятельно заниматься его историей и теорией.В декабре
1903 г. В.В. Адоратский поехал за границу для знакомства с
нелегальной русской и социал-демократической немецкой научной
и политической литературой. Ехал он с явкой в ЦК РСДРП.
Ознакомившись с протоколами II съезда РСДРП, он определился в
своей партийной принадлежности как большевик. Жил сначала
в Берлине, затем, с апреля 1904 г., в Женеве. В марте 1904 г.
впервые услышал выступление В.И. Ленина на одном из
собраний. Вернувшись в мае 1904 г. в Казань, стал принимать
участие в партийной работе.
В феврале 1905 г. В.В. Адоратский выехал за границу. Живя в
Берлине, он познакомился с В.И. Лениным. Общение с Лениным,
его личность произвели на Адоратского неизгладимое
впечатление, сохранившееся на всю жизнь. «В первой же беседе с
ним, – вспоминал В.В. Адоратский, – я почувствовал сразу, что
это
совершенно необыкновенный, выдающийся, прямо гениальный
человек. Мне в моей жизни никогда не приходилось встретить
другого человека, равного ему по силе ума. Если чтение его
речей, статей и брошюры «Что делать?» сразу же сделало меня
его горячим сторонником, то после этого личного знакомства я
был им совершенно очарован».
Вернувшись в Россию, В.В. Адоратский продолжил свою
нелегальную деятельность. В ночь с 11 на 12 декабря 1905 г. он
был арестован.
15 марта 1906 г. В.В. Адоратский в административном
порядке был выслан этапом и 26 апреля 1904 г. водворён на
поселение в Чёрный Яр Астраханской губернии. В сентябре 1906
г. ссылка была заменена высылкой за границу на два года без
права въезда в Россию, и в октябре 1906 г. В.В. Адоратский
уехал в Цюрих. С января 1907 г. жил в Женеве. В 1908 г.
возобновил знакомство с В.И. Лениным, неоднократно встречался
с ним и имел продолжительные беседы об опыте революции
1905 г.
В мае 1908 г. В.В. Адоратский вернулся из-за границы в Казань.
Имея семью, жену и дочь, В.В. Адоратский оказался перед
трудной дилеммой. Он не мог решиться поступить на службу,
прежде всего по своей юридической специальности, так как это
неизбежно потребовало бы поступиться своими коммунистическими
убеждениями. Кривить душой он не мог. В сентябре 1908 г.
он поехал в Москву и поступил на должность помощника
присяжного поверенного. Его патрон был поглощён защитой
интересов
крупного предпринимателя. Всё это вызывало у Адоратского
отвращение, и он, не прослужив месяца, вернулся в Казань.
Больше попыток устроиться на службу В.В. Адоратский не
предпринимал. К тому времени у него была уже семья, родилась
дочь Варя. Приходилось пользоваться той материальной
поддержкой, которую оказывала мать. Но отношения с нею у В.В.
Адоратского были напряжёнными из-за резких мировоззренческих
расхождений.
Мать В.В. Адоратского была глубоко религиозным и
консервативно настроенным человеком. В итоге и он, и его семья
были
постоянно ограничены в средствах и жили очень трудно. Но
Адоратский имел досуг для научных занятий.В январе 1911 г.
В.В. Адоратский поехал за границу. В Берлине он имел беседу с
К. Каутским. В Париже В.В. Адоратский показал В.И. Ленину
свою рукопись о государстве. В.И. Ленин заинтересовался
работой В.В. Адоратского, обсуждал с ним вопросы о роли и
функциях государственных, правовых и политических институтов в
эксплуататорском обществе. В.В. Адоратский решил ехать в
Лондон для продолжения работы над темой. В.И. Ленин дал ему
много практических советов по поводу обустройства в Лондоне,
полезные адреса для контактов.
В Лондоне В.В. Адоратский ежедневно занимался в библиотеке
Британского музея. Встречался с известными лейбористами
Сиднеем и Беатрисой Вебб.
В апреле 1911 г. В.В. Адоратский вернулся в Казань, а осенью
того же года вновь уехал за границу. Жил в Берлине. Здесь в
феврале 1912 г. во время своего приезда в Берлин у В.В.
Адоратского останавливался В.И. Ленин. Весной 1912 г.
Адоратский
вернулся в Казань.
В 1912 г. у В.В. Адоратского произошло окончательное
охлаждение отношений с матерью, и он отказался от её
материальной
поддержки. Зарабатывал, заведуя комплектованием в одной
частной библиотеке. После получения его женой наследства
материальное положение семьи улучшилось, и появилась
возможность поехать за границу, что и было сделано в мае 1914
г.
Война 1914 г. застала В.В. Адоратского в Германии, где он был
задержан как российский подданный в качестве гражданского
пленного. Гражданских пленных было запрещено принимать на
работу, а детей их – в школу. Первое время выручила
материальная помощь из России от брата жены. Затем семья
Адоратского испытывала систематическое недоедание, что
серьёзно сказалось на здоровье.
Когда в апреле 1918 г. в Германию прибыла советская
дипломатическая миссия, В.В. Адоратский немедленно дал знать о
себе, а в июле с первым же эшелоном русских гражданских
пленных, получивших разрешение на отъезд, выехал в Россию.
Приехав в Москву в августе 1918 г., Адоратский сразу же явился
к В.И. Ленину и получил направление на работу в архивном
ведомстве.
С сентября 1918 г. он заведовал архивом Николая Романова. С
сентября 1920 г. был управляющим Государственным архивом
Октябрьской революции РСФСР. В декабре 1920 г. В.В. Адоратский
был назначен членом коллегии и заместителем заведующего
Главным архивным управлением при Наркомате просвещения РСФСР.
С мая 1927 г. был заместителем заведующего Центральным
архивным управлением РСФСР при ЦИК. В.В. Адоратский руководил
работой по комплектованию государственных архивохранилищ
документами по истории революционного движения в России. В
1928 г. В.В. Адоратский выступал с докладом о состоянии
архивного дела в СССР на Международном конгрессе историков в
Осло.
В августе 1920 г. В.И. Ленин поручил В.В. Адоратскому
подготовить сокращённое русское издание переписки Маркса и
Энгельса, разрешив в этих целях пользоваться своей библиотекой
и Работу в Центрархиве В.В. Адоратский совмещал с
преподавательской деятельностью в МГУ, где с 1922 г. состоял
профессором. В мае 1928 г. В.В. Адоратский был назначен
заместителем директора Института Ленина. В марте 1930 г. он
был назначен директором историко-партийного Института
красной профессуры. В связи с этим в сентябре 1930 г. он
оставил работу в Центрархиве.
С 1923 г. В.В. Адоратский был действительным членом Института
научной философии МГУ – РАНИОН. После объединения в 1928
г. этого Института с философской секцией Комакадемии он был
избран действительным членом Института философии
Коммунистической академии.
Наиболее известной философской работой В.В. Адоратского
осталась его статья о проблеме идеологии в марксизме. В.В.
Адоратский прекрасно знал тексты Маркса, в частности положение
о «превращённых формах», об идеологическом искажении
реальных экономических отношений и классовых интересов в тех
или иных надстроечных институтах, в частности –
государственно-правовых. Ещё в ходе бесед 1911 г. Ленин
обратил внимание В.В. Адоратского на высказывание Маркса
«юридически – значит фальшиво». Формулируя положение «марксизм
– враг идеологии», В.В. Адоратский выражал классическую
позицию марксизма. Исходя из этих посылок, он полагал, что
наступило время преодоления идеологии, включая такую её
форму, как философская, и замены идеологического мышления
научно-практическим.
Будучи безупречной с текстологической стороны, позиция В.В.
Адоратского была, однако, уязвимой по существу. Ведь, так
или иначе, сам марксизм выступал в качестве идеологии рабочего
класса, а мерилом истинности социальной теории
признавалось в нём соответствие теоретических положений
интересам исторически прогрессивного класса. На этой почве
В.В.
Адоратский разошёлся с тогдашним лидером советской философии
А.М. Дебориным и его сторонниками, справедливо указывавшими,
что «в историческом материализме “извращённость”
идеологического мышления сама подлежит объяснению».
В.В. Адоратский был одним из первых философов, кто начал
превозносить Сталина как «теоретика ленинизма и вождя мирового
пролетариата». В декабре 1929 г. в связи с 50-летием Сталина к
ведущим философам-марксистам обратились с предложением
восславить Сталина как великого философа – классика марксизма.
Директор Института Маркса и Энгельса академик Д.Б.
Рязанов и директор Института философии академик А.М. Деборин
отказались, а В.В. Адоратский предложение принял и выступил
в «Известиях» с соответствующей статьёй. Этот шаг
предопределил его последующее возвышение и статус формального
главы
советской философии.
После длительной кампании идеологической травли, занявшей
почти весь 1930 год, Д.Б. Рязанов и А.М. Деборин были изгнаны
со своих постов, а В.В. Адоратский назначен в 1931 г.
директором сразу двух институтов: Института Маркса, Энгельса,
Ленина и Института философии. 28–29 марта 1932 г. В.В.
Адоратский был избран академиком АН СССР. После введения в
1934 г. учёных степеней ему была присуждена степень доктора
исторических наук без защиты диссертации.
В.В. Адоратский был уже пожилым и больным человеком. В той
мере, в какой его сил хватало на руководство возглавлявшимися
им научными учреждениями, он основное внимание уделял более
значимой в партийной иерархии должности директора ИМЭЛ. В
Институте философии он выполнял чисто представительские
функции.С 20 января 1939 г., оставив директорские должности,
В.В. Адоратский работал ответственным редактором Института
Маркса, Энгельса, Ленина. Руководил изданием хронологических
выписок Маркса, экономических рукописей Маркса 1857–1858 гг.
Из «Grundrisse…» он подготовил перевод большого отрывка о
формах собственности для публикации в № 3 журнала
«Пролетарская революция» за 1939 г.
Работа В.В. Адоратского над оригинальными текстами классиков
марксизма была тем более эффективной, что он владел
немецким и английским языками, читал на французском,
итальянском, испанском. Время вынужденного пребывания в
Германии в
годы Первой мировой войны он использовал для дополнительного
усовершенствования в языках.
В июле 1941 г. академик и недавний директор ИМЭЛ В.В.
Адоратский должен был эвакуироваться с ИМЭЛ из Москвы, но по
состоянию здоровья (тяжёлая болезнь, кровотечение из почек) не
мог ехать, как прочие сотрудники, в товарных вагонах.
Ввиду этого он был отчислен из ИМЭЛ. Дочь В.В. Адоратского
обратилась к сменившему её отца на посту директора ИМЭЛ М.Б.
Митину с просьбой сохранить В.В. Адоратскому зарплату, что
позволило бы ему эвакуироваться в более сносных условиях. Но
М.Б. Митин отказал, заявив, что такими вопросами не
занимается.Как академик, В.В. Адоратский был эвакуирован с
эшелоном
АН СССР. В дороге он заболел острым полиартритом, в ноябре
1941 г. в Алма-Ате был снят с поезда и помещён в больницу,
откуда выписался в апреле 1942 г. Жил в неотапливавшемся доме,
в котором из-за холода мог находиться только на кухне, и
кухонный стол служил ему одновременно рабочим местом. Из-за
ревматизма часто находился в больнице. Вследствие болезни
глаз не мог работать при искусственном освещении, в результате
чего его рабочий день в ноябре – марте не мог превышать
четырёх-пяти часов. Но тем не менее В.В. Адоратский продолжал
научную работу. В Алма-Ате в эвакуации находился Институт
философии АН СССР. Адоратского зачислили сотрудником, в
результате чего его материальное положение значительно
улучшилось. В октябре 1943 г. он вернулся из эвакуации в Москву.
5 июня 1945 г. он умер в кремлевской больнице от гипернефромы
правой почки и был похоронен на 4-м участке Донском кладбища
при московском крематории. Именем В.В. Адоратского названа улица в
Казани.
--------------------------------------------------------------
Туды В.В. Адоратского:
Метод диалектического материализма // Маркс К., Энгельс Ф.
Письма. М., 1922.С. XVII-XLVI.
О государстве (к вопросу о методе исследования). М., 1923. 96
с.
Сталин как теоретик ленинизма // Пролетарская революция. 1929.
№ 12.
Экономические рукописи Маркса 1857–1858 гг. Отрывок в переводе
В.В. Адоратского // Пролетарская революция. 1939. № 3.
Литература о В.В. Адоратском:
Максаков В.В. В.В. Адоратский и его роль в организации
архивного дела в СССР // Труды Московского государственного
историко-архивного института. Т. 15. М., 1962.
Рахлин А.М. Воспоминания о В.В. Адоратском // Советские
архивы. 1968. № 2.
Литвин А.Л. Без права на мысль: Историки в эпоху Большого
Террора: Очерки судеб. Казань, 1994. С. 30–46.
-----------------------------------------------------------
(Часть биографических материалов взяты из научной статьи
кандидата философских наук института философии РАН Корсакова
С.Н.за что ему большая благодарность и признательность.) |