о.Димитрий (в миру Дмитрий Никанорович Беликов);
1852,Симбирская губерния — 1932, Томск) — иерарх Русской
Православной церкви,архиепископ Томский и Омский,Митрополит
Томский и Сибирский в юрисдикции Временного высшего церковного
совета (ВВЦС).Историк церкви,им написано и несколько трудов по
истории Сибири.Родился в семье священника. Жена — Надежда
Степановна Беликова ( урождённая Адоратская)из потомственных
дворян,дочь церковного писателя и богослова Стефана Иоанновича
(Степана Ивановича)Адоратского,внучка Сундырьского священнка-
миссионера из Казанской губернии Ивана Васильевича Коршунова,
родная сестра епископа Оренбургского и Уральского Николая
( в миру Петра Степановича Адоратского),двоюродная сестра
соратника В.И. Ленина по революционному подполью и эмиграции
в Швейцарии,Англии и Германии,философа и историка- марксиста,
академика Адоратского Владимира Викторовича и кандидата
богословских наук,педагога-просветителя башкирского и
татарского народов,действительного статского советника
директора Благовещенской учительской семинарии в Уфимской
губернии Вишневецкого Николая Павловича и юриста,члена
Пермского окружного суда Министерства юстиции,председателя
правления общества Вспомоществования нуждающимся учащимся
торговой школы,статского советника Вишневецкого Михаила
Павловича,племянница священника-миссионера на Паратской земле
протоиерея Павла Иоанновича (Ивановича) Вишневецкого.
Беликов Дмитрий Никанорович и жена его Надежда Степановна
имели четверых детей — Бориса,Глеба,Нину и Екатерину.
Борис и Нина умерли от туберкулеза в молодом еще возрасте
,а в 1903 году от этой же болезни скончалась и Надежда
Степановна.Будущий архиепископ Дмитрий Никанорович Беликов
окончил Симбирскую духовную семинарию (1874), Казанскую
духовную академию (1878) со степенью кандидата богословия
(тема диссертации: «Спартанская реформа при царях Агисе III и
Клеомене III»). Магистр богословия (1887; тема диссертации:
«Начало христианства у готов и деятельность епископа
Ульфилы»). Доктор церковной истории (1902; тема диссертации:
«Томский раскол. Исторический очерк с 1834 по 1880 годы»).
С 22 ноября 1878 — приват-доцент кафедры общей и древней
гражданской истории Казанской духовной академии.
С 1882, одновременно, настоятель Покровской церкви в Казани.
С 15 августа 1884 — и. д. доцента Казанской духовной академии.
С 19 декабря 1887 — доцент Казанской духовной академии.
С 1 мая 1888 — законоучитель Родионовского института и
настоятель церкви при нём.С 22 октября 1889 — профессор
богословия Томского университета. Также читал лекции в Томском
технологическом институте.С 1890, одновременно, настоятель
университетской Казанско-Богородицкой церкви.С 25 мая 1895 —
протоиерей.С 18 февраля 1904 — заслуженный профессор.В 1906—
1912 — член Государственного совета по выборам от белого
духовенства.С 8 сентября 1906 преподавал богословие в Санкт-
Петербургском женском педагогическом институте,был настоятелем
церкви Иверской иконы Божией Матери при нём.С 7 сентября 1907
по 4 декабря 1913 — председатель Учебного комитета при
Святейшем Синоде.С 5 мая 1908 — настоятель церкви Седми
Вселенских Соборов.Занимаясь научно-педагогической
деятельностью в Казани,специализировался на древней истории.
Переехав в Томск,занялся исследованиями в области церковной
истории этого региона(в первую очередь, истории
старообрядчества, которой была посвящена его докторская
диссертация),опубликовав ряд трудов на эту тему.По
воспоминаниям современников, будучи добрым пастырем,
обладая высоко-христианскими качествами своей благородной
души, любвеобильного чуткого сердца и мягкого характера, о.
Димитрий на всех местах своего служения пользовался глубоким
уважением и искреннею преданностью как своей паствы, так и
той среды, в которой проходила его служебная деятельность.
В 1920 пострижен в монашество и хиротонисан во епископа
Омского с возведением в сан архиепископа.Был выслан в Томскую
губернию, где служил в Покровском храме в селе Петухово,
некоторое время был настоятелем Градо-Томской Сретенской
церкви. С 1923 — архиепископ Томский. Существует информация о
его участии в обновленческом движении (до 1924) — во всяком
случае, он стремился не обострять отношений с обновленцами. В
1926 Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Петр
(Полянский), находившийся в заключении, включил его в число
трёх архиереев, которым он поручал временное управление
церковью (эта «коллегия» так и не приступила к работе).
В условиях частой смены церковного руководства 1-3 марта 1927
объявил Томскую епархию автокефальной. Был запрещён в служении
Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, архиепископом
Угличским Серафимом (Самойловичем).Запрещению не подчинился и
вошёл в юрисдикцию Временного высшего церковного совета — не
лояльной советской власти группы, которая, по имени её
основателя архиепископа Григория (Яцковского), в церковно-
исторической литературе именуется «григорианским расколом». 9
июня 1928 избран, 10 июня 1928 провозглашён митрополитом
Томским.Участвовал в диспуте на тему:"Есть ли Бог?" с наркомом
просвещения Анатолием Васильевичем Луначарским.Для участия в
диспуте митрополит Димитрий был вызван органами ОГПУ в
Общественное собрание (Дом офицеров).Вот как этот диспут
описали в своей книге Нарымская голгофа.Томск-
Москва,выпущенной издательством Водолей Publishtrs в 2004г.
стр.100 . М.В.Фаст и Н.П. Фаст."...в зале было многолюдно и
шумно. Стол Луначарского был завален разными учеными книгами с
закладками.Все это должно было служить доказательством
тому,что Бога нет. Митрополит Димитрий пришел на диспут с
одной книгой Священным Писанием- Библией. Луначарский на
каждый вопрос митрополита,как нерадивый ученик,плохо знающий
урок подолгу рылся в книгах,что-то отыскивая... В конце
концов,митрополит Димитрий не выдержал и сказал Луначарскому:"
что ты все в своих книгах роешься,вот где книга-то должна
быть",-указал рукой на голову. Эта реплика вызвала
замешательство в зале, одобрительные реплики,шутки и
смех...".Посрамленный нарком просвещения так и отбыл из Томска
в Москву не в состоянии убедительно доказать,что Бога нет. Все
бы ничего,да только после этого диспута стали вызывать старца
митрополита Димитрия для " душещипательных" бесед каждый день
в органы ОГПУ,куда через весь город пешком,в полном облачении
и зачастую в сопровождении толпы любопытствующих зевак
вынужден был ходить престарелый иерарх.
Не имея с 1923 года собственного жилья жил он на квартире
своего зятя,Миролюбова Виктора Павловича(1870-1947),на
ул.Черепичной,51. Виктор Павлович читал тогда лекции на
медицинском факультете Томского университета,был профессором,
известным российским паталогоанатом,бывшим статским
советником,личным дворянином,который происходил из семьи
священника Камышинского уезда Саратовской губернии.После
окончания Балашовского духовного училища в 1884 г. и
Астраханской духовной семинарии в 1890 г. он поступил на
медицинский факультет Томского Императорского университета,
который закончил с отличием в 1896 г и стал работать
прозектором при кафедре пат. анатомии. В 1900 г. был призван
на военную службу, во время русско-японской войны был врачом
дивизионного лазарета, за отличное служение был награжден
несколькими боевыми орденами.После демобилизации в 1906 году
В.П.Миролюбов вернулся в Томск, где продолжил работу
прозектором на кафедре.В 1910 г. Виктор Павлович защитил
докторскую диссертацию «О развитии альвеолярного эхинококка у
человека»,а с 1911 г. стал работать приват-доцентом при
кафедре пат.анатомии,затем был командирован за границу
(Франция, Германия, Швейцария),после возвращения читал курс
лекций в Томском университете,в 1913 г. опубликовал монографию
по паренхиматозному раку печени.Принял участие добровольцем в
Первой мировой войне.В 1920 г. Виктору Павловичу было
присвоено звание профессора,а с 1922 г.он стал заведующим
кафедрой патологической анатомии медицинского факультета ТГУ,
в 1927 г. – он также стал зав. кафедрой пат. анатомии в
Сибирском ГИДУВе по совместительству. Наряду с царскими
наградами (ордена Св. Анны 2 и 3 степени., Св. Владимира и
Станислава 2 и 3 степени с мечами) профессор В. П. Миролюбов
был награжден в советское время орденом Трудового Красного
Знамени и медалью «За доблестный труд в годы войны 1941-1945
гг.), умер в 1947 г. в Томске.В трудные времена гонения на
престарелого митрополта Димитрия(Беликова) всячески оказывал
немощному старцу посильную помощь, опекая его и заботясь о
здоровье и повседневном быте,пока 10 августа 1932 г.митрополит
Димитрий не скончался от паралича сердца,в возрасте 80 лет,
вне общения с патриаршей церковью и был похоронен за летним
алтарем Старо-Кафедрального (Благовещенского)собора и в том
же году,после разрушения храма перезахоронен на лесном (Южном)
кладбище у Спасского тракта.Известно, что его дочь Екатерина
Дмитриевна Миролюбова последние годы жизни провела в Томске,
где и скончалась в 1943 году.Похоронена рядом с отцом на Южном
кладбище в Томске.Фундаментален вклад Д.Н.Беликова в
образование,просвещение и науку Западной Сибири.Так,еще будучи
протоиреем университетского храма,он был известен как активный
и страстный проповедник студентам ценностей гуманизма,высокого
служения науке, религиозного и общественного долга.Заведовал
археологическим и этнографическим музеем Томского
университета,составил опись его нумизматической коллекции.
Круг научных проблем им изучавшихся был также разнообразным.
Кроме традиционного изучения храмов имонастырей Сибири,
Дмитрий Никанорович исследовал проблемы русского
хозяйственного и духовного заселения Сибири,церковного
раскола.В 1904 г. Томский университет присудил ему премию А.М.
Сибирякова за изучение истории Сибири.
Имел награды: от Святейшего Синода- серебряную медаль в память
о царствовании Александра Третьего и орден Святой Анны 2-ой
степени.
--------------------------------------------------------------
http://omsu.ru/page.php?id=2156
http://www.sofia-sfo.ru/dimitri_belikov |