Эта авария без смертельного исхода. Самолёт отремонтировали и
он летал.
Я думала, что это самолуёт одного из сослуживцев Филиппа
Вайтенса, брата моей бабушки, который был с ним вместе в
Ахтырском полку... Это, видимо не так. Но есть повод
рассказать об этом человеке, который тоже летал... и погиб на
подобном самолёте.
Лётчик Владимир Николаевичч Есипов.
Интересно, что он не только в одном полку служил с Филиппом,
но и в одном с ним 6-ом эскадроне Ахтырского полка.
Есипов летал на самолёте "Ньюпор". Фотография моя, а
сведения о лётчике привожу с сайта "Ахтырские гусары".
"Несколько лет назад в библиотеке исторического факультета
Каменец-Подольского государственного университета были
найдены три газетные заметки, повествующие о нескольких
эпизодах из жизни штаб-ротмистра 12 гусарского полка
Владимира Николаевича Есипова. Каменец-Подольский во
времена расквартирования ахтырцев в Медижибоже был
центром Подольской губернии. Клубу "Ахтырские гусары"
эти материалы были любезно предоставлены Олегом
Погорельцем и Владимиром Николаевым, проживающими в г.
Хмельницком.
Газета "Подолiя" № 87 от 27 июля 1913 года
Меджибож. На днях во время смотра артиллерии 12
армейского корпуса и занятий 12 кавалерийской дивизии,
прибывший из Киева на «Ньюпоре» летчик 12 гусарского
Ахтырского полка штаб-ротмистр Есипов в течение
получаса летал над войсками лагерного сбора на
значительной высоте, показывая блестящие приемы
управления аэропланом.
Хроника воздухоплавания
(газета "Подолiя", дата не известна)
Полеты летчика штаб-ротмистра Есипова.
16 июля, в 7 час. 45 минут утра, войска меджибожского
лагерного сбора собирались на ученье. 2-я бригада 12
кавалерийской дивизии – Ахтырский гусарский и 3-й
Оренбургский казачий полки были уже в полном составе.
С востока, со стороны Бердичева, раздался характерный
шум мотора и полки увидели быстро приближающийся и
очень красиво выделяющийся на голубом небосклоне
аэроплан.Все взоры были прикованы к этой большой
ласточке, которая быстро побеждая воздушное пространство,
прямо неслась по направлению собиравшихся войск; но вот
мотор выключен, шум прекратился и, склоняясь к земле,
аэроплан стал опускаться, достиг земли, пробежал несколько
саженей, повернулся и замер шагах в 50-ти от бригады у
казармы 5 эскадрона Ахтырского гусарского полка.
Это прилетел из Киева штаб-ротмистр Ахтырского гусарского
полка Есипов на «Ньюпоре» – авиатор по призванию, весь
отдавшийся своему смелому делу и уже совершивший не мало
блестящих и продолжительных перелетов в Бердичев, Житомир
и теперь в стоянку родного полка – Меджибож.
17 июля, в 8 час. утра, во время ученья 12 кавалерийской
дивизии и смотра артиллерии 12 армейского корпуса, по
желанию командира корпуса генерала-от-кавалерии Карганова,
штаб-ротмистра Есипов в продолжении 15 минут летал над
войсками лагерного сбора на высоте более 500 метров,
возбуждая общий восторг при виде этого, еще пока нового,
зрелища.
Еще раз все присутствующие войска любовались блестящим
управлением аэропланом, который на глазах всех парил над
головами, послушный умелому авиатору, делал красивые
повороты и плавно опустился к месту отдыха – казарме 5
эскадрона Ахтырского полка.
В 6 час. вечера того же дня неутомимый шт.-ротм. Есипов
опять подымался, дабы доставить удовольствие своим
товарищам, вытянушвим жребий из числа массы желающих
полетать, а именно: с ротм. Елчаниновым 1-м, поруч.
Умновым и сестрой офицера Ахтырского полка M-lle
О.Ф.Темперовой, которых он по очереди брал пассажирами,
дабы они в свою воочию убедились в полной победе над
воздушным пространством и в великой будущей пользе
в военном деле, в деле разведки, которая до сей поры
лежала всецело на кавалерии.
Газета "Подолiя" № 83 от 13 июля 1914 года
Меджибож. На днях на кладбище с.Требуховец при Меджибоже
предано земле тело погибшего в Очакове 1 июля военлетчика
штаб-ротмистра 12 гусарского Ахтырского полка В.Н.Есипова.
5 июля гроб с телом Владимира Николаевича Есипова прибыл
в Меджибож и был установлен в Церкви Ахтырского полка,
окруженный множеством венков.
6 июля для отдания воинских почестей погибшему летчику к
Церкви полка прибыли: рота пехоты, сотня казаков, эскадрон
кавалерии, хор музыкантов и два хора трубачей. По окончании
заупокойной литургии и панихиды, состоялся вынос тела на
кладбище с Требуховец. Здесь, направо от входа, лицом к
могиле товарища-однополчанина поручика Ю.К.Умнова (погиб
в августе 1913 г. на скачках), под звуки «Коль славен»
и многократные залпы был спущен в склеп гроб с останками
Есипова.
*Из послужного списка офицеров полка по старшинству
в чинах на 1 июля 1913 года. (РГВИА. фонд 14371)
Штаб-ротмистр - Владимир Николаевич Есипов 9.10.1882 г.р.
Православного вероисповедания,
из дворян Тверской губернии.
Образование - общее в Московском реальном училище при
Реформатской церкви окончил 5 классов,
военное - в Тверском кавалерийском юнкерском училище
по 2 разряду.
Нижний чин с 26.08.1900, корнет с 9.08.1904, поручик с
1.09.1908 со старшинством с 9.08.1908, штаб-ротмистр с
10.09.1912 со старшинством с 9.08.1912.
В кампании не участвовал.
Холост.
Младший офицер в 6 эскадроне.
Награды: орден Св.Станислава 3 ст. (1913)
Прикомандирован к 7 воздухоплавательной роте с 15.12.1912.
Основание: Надпись нач.штаба 12 кав.дивизии от 21.12.1912
за № 3676
Ниже - с форума "Великая война 1914-1917") такое дополнение
от Валерия Корниенко:
"Вношу Вам ещё маленький штрих об Есипове из книги М.
Хайрулина «7-й КАО»:
Есипов В.Н. выпускник Тверского Кав.У.- 1904 года
выпущен в 36-й драгунский Ахтырский, а с 6 декабря 1907 года
— вновь 12-й гусарский Ахтырский и Офицерской школы авиации
(на Каче – Севастополь) в 1912 году.
Ну вот... В мае 2016-го заглянул сюда, на эту фотографию тот
самый Марат Хайрулин, что упомянут чуть выше, и оставил такую
запись в моей почте: "На фото истребитель «Ньюпор-17»,
совершивший неудачную посадку на дерево. Пилот 7-го
корпусного авиаотряда старший унтер-офицер Я.М. Садовский
не пострадал.
Снимок сделан в Луцке 14 октября 1917 года. Брат Вашей
бабушки просто был очевидцем данной аварии, а его часть
стояла в тот момент в городе Луцке. с уважением, Марат
Хайрулин."
Спасибо Вам, Марат! Я посмотрела другие Ваши публикации и
понимаю, что Вы большой специалист по авиации периода
гражданской войны. Очень рада, что Вы внесли ясность в том,
кто именно снят на этой фотографии. Я Вам очень признательна. |