Бывает же на свете чудо! Разыскивая на протяжении нескольких лет
фотографии детей и внуков своего пра-пра-дедушки СУББОТИНА ПЕТРА
МИХАЙЛОВИЧА (1828-1901),я уже было потерял всякую надежду найти
хоть какую-нибудь фотографию с изображением одного из его сыновей -
СЕМЁНА, который будучи сельским батюшкой был репрессирован в 1937
г. и через год ,в возрасте 69 лет, погиб в застенках ГУЛАГА. Все
фотографии с изображением СУББОТИНА СЕМЁНА ПЕТРОВИЧА канули в
Лету.Уж слишком много времени и событий произошло с тех
незапамятных лет ... Даже в следственном деле НКВД хранящемся в
Пермском краевом архиве его фотографии обнаружить мне не
удалось.Существовала в нашей семье лишь одна семейная
фотография,датированная 1882 г.Эта фотография когда-то принадлежала
родной сестре СЕМЁНА ПЕТРОВИЧА-моей прабабушке СМОРОДСКОЙ( в
дев.СУББОТИНОЙ)ОЛЬГЕ ПЕТРОВНЕ (1870-1948), которую бережно хранила
долгие годы моя бабушка МОСКАЛЬКОВА (в дев.СМОРОДСКАЯ ) СОФЬЯ
НИКОЛАЕВНА (1903-1971),племянница СЕМЁНА ПЕТРОВИЧА,где среди
многочисленных членов семьи СУББОТИНЫХ был и маленький СЕНЯ.Когда в
детстве разглядывая эту фотографию,я спрашивал у своей бабушки:
"Бабушка, а кто это?"."А, что это за мальчик стоит рядом с её
дедушкой слева?"."Почему эта фотография так поцарапана?". Отвечая
на мои расспросы бабушка рассказала как -то мне,что это её дядя
СЕНЯ,который был очень хороший , добрый и всеми уважаемый человек
.Он работал учителем в селе Ильинском-родине её мамы,а позднее стал
деревенским священником .В 1937 г.его арестовали по доносу злых
людей безбожники,которые обвинили его"врагом народа", и он умер в
тюрьме при заготовке леса. Когда бабушка рассказывала мне об этом,в
моём детском воображении представлялся сгорбленный седенький
старичок - священник в очках, с белой бородкой и длинной
рясе,этакий переодетый доктор Айболит, по колено в снегу собирающий
на морозе в глухом лесу вязанку дров под бдительной охраной
красноармейца в будёновке и с винтовкой на плече,со свирепой
собакой рвущейся с поводка.Мне становилось страшно, и очень жалко
этого старичка,которого почему-то назвали таким обидным словом
"Враг народа".Уже через много лет,мне удалось разыскать внучек
СЕМЁНА ПЕТРОВИЧА,одна из которых-ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА ПОСПЕЛОВА
(урожд.СУББОТИНА) передала мне несколько копий сохранившихся
документов и фотографий из их семейного архива,среди которых
нашлось несколько фотографий,где был изображён их дед СЕМЁН .К
большому моему сожалению,фотографий,где батюшка СИМЕОН был
запечатлён в церковном облачении у них не сохранилось,слишком
опасно в те времена было хранить такие фотографии в доме и поэтому,
они либо уничтожались,либо частично обрезались,а возможно были
изъяты сотрудниками НКВД при обыске,или утеряны во время
многочисленных переездов его сына ВИТАЛИЯ(1910-1985) .В поисках
сведений о своём двоюродном прадеде мне удалось узнать,что СУББОТИН
СЕМЁН ПЕТРОВИЧ родился 3.02 .1869 г.в нераздельном
имении(майорате)селе Ильинском Пермской губернии, которое в то
время являлось столицей вотчины гр.СТРОГАНОВЫХ на Урале.Семья его
родителей была многодетной,в ней было 11 детей.Его отец будучи
крепостным,имел возможность получить образование учителя,в
молодости он играл в крепостном театре организованном графскими
служащими в имении СТРОГАНОВЫХ,дослужился до чиновника 12-го
класса, имел чин губернского секретаря,являлся личным почетным
гражданином.Был строг и требователен не только к ученикам,но и
своим детям,которых воспитывал в трудолюбии и любви к ближним.Вот в
такой семье воспитывался СЕМЁН. В 20-е гг. он принял сан
священника-став отцом СИМЕОНОМ. Сейчас мы знаем,что это был период
тяжелых испытаний для Русской православной церкви,когда многих
священников подвергали жестоким гонениям, надругательствам и
унижению, их мучили,зверски убивали:массово расстреливали,топили в
проруби,морили голодом и холодом,гноили в концентрационных
лагерях.Шло повсеместное уничтожение и осквернение храмов,попрание
основ общечеловеческой и религиозной нравственности и морали. И вот
в это нелёгкое время,простой сельский интеллигент,народный
учитель,искренне верующий человек, благочестивый муж и любящий отец
четверых детей, как истинный христианин посвятил свою жизнь
служению Богу-став православным батюшкой.Убежден, что для того
смутного времени это был серьезный, глубоко осмысленный жизненный
выбор и мужественный поступок далеко не молодого уже человека,много
повидавшего на своём многострадальном веку,которым можно гордиться
его потомкам.Из собранных мной биографических сведений о СЕМЁНЕ
ПЕТРОВИЧЕ известно,что начальное образование получил он в 4-х
классном городском начальном училище в г.Соликамска Пермской
губернии,затем окончил учительские курсы в г. Перми. В период с
1887 по 1919 г.он был учителем в селе Ильинском Пермской
губернии,позднее учительствовал в селе Сретенском. С 1907
г.совмещал работу учителя со службой агентом Сретенского уездного
отделения Кустарно-Промышленного банка Пермского губернского
земства.(см.Адрес-Календарь и Памятная книжка Пермской губернии на
1907 г.стр.243).В нач.20-х гг.он дважды подвергался аресту и
суду,как "контрреволюционный элемент"органами ВЧК(ОГПУ) ,был
оправдан за недостатком улик, но с "поражением в избирательных
правах",получив социальный статус лишенца.В 1922 г.он становиться
священником Сретенской церкви села Сенькино Добрянского уезда
Пермской губернии,а в свободное от службы в храме время учит
грамоте детей своих прихожан. Но 21.06.1937 г.церковь в селе
закрыли и престарелый священник вынужден был с женой КЛАВДИЕЙ
ЕВГЕНЬЕВНОЙ СУББОТИНОЙ (в дев. ПЕТРОВОЙ 1871-1943), больной дочерью
ЮЛИЕЙ (1892-1975),со снохой ВЕРОЙ НИКОЛАЕВНОЙ, четырёхлетним внуком
НИКОЛАЕМ (1933-2016) перебраться подальше от притеснений и
надругательств в другую,более отдалённую деревню -Филатенки
(с.Филатово),где в глубокой бедности коротал свой век.Чтобы
прокормить семью занимался починкой обуви односельчан и работой на
своём маленьком огородике.Подкопив денег купил козу,молоко от
которой было необходимо малолетнему внуку КОЛЕ.Так и жил, тихо -
мирно: в молитвах и труде. Организовал небольшую церковную общину
из женщин и стариков,стал добиваться у местных властей разрешения
об открытии заброшенного храма.Староста церкви,тоже далеко уже не
молодой человек, продал свою единственную лошадь,чтобы добраться до
Москвы и испросить у тов.КАЛИНИНА, разрешения открыть верующим в
деревне хотя бы часовню,где можно было бы венчать,исповедовать и
отпевать усопших односельчан.Однако, этого не произошло.По доносу
нескольких деревенских "доброхотов",что поп СУББОТИН"
пропагандирует колхозников против Советской власти , восхваляет
старый режим, ведёт вредные разговоры о наставшей плохой жизни в
колхозе из которого надо выходить".Отец СИМЕОН был арестован и 16
ноября 1937 г. осужден по ст.58 п.7-10 на 10 лет лагерей.В судебном
приговоре тройки помимо обвинения в троцкизме фигурировала и
"поповская коза," которая якобы ..."подрывала экономический
потенциал колхоза"" Передовик",уничтожая посевы озимых на полях".
СЕМЁН ПЕТРОВИЧ несколько дней находился в застенках КПЗ Добрянского
РОВД,а затем этапирован в Пермь,в пересыльную тюрьму НКВД № 2,где
после суда в переполненных заключенными товарных вагонах был
отправлен на лесоразработки в Архангельский край, в организованный
за два месяца до его ареста исправительно - трудовой лагерь НКВД
Каргопольлаг. Труд здесь,как и во всех лагерях системы ГУЛАГА, был
каторжным:голод,холод и нечеловеческие условия существования
доводили людей до полного физического истощения.Пробыв в этом аду
год,обморозив во время работы руки отец СИМЕОН вскоре умер в
больничном бараке от заражения крови, в результате прогрессирующей
гангрены,хотя в официальном ответе на письменный запрос в КГБ СССР
его сына ВИТАЛИЯ в 1956 г. написали:"Причина смерти - паралич
сердца ,на почве общего истощения организма,связанного с
хроническими заболеваниями".(По имеющимся данным в Каргопольлаге в
1938 году умерло 4460 человек заключенных. Прим:-М.В.).Позднее
односельчане вспоминали батюшку СИМЕОНА с самой доброй стороны и
считали, что недоброжелатели оговорили старого священника
совершенно напрасно и он пострадал ни за что. В 1958 г. отца
СИМЕОНА СУББОТИНА посмертно реабилитировали. В июле 2014 г. в селе
Филатово Ильинского района Пермского края,на месте разрушенного
храма ИОАННА БОГОСЛОВА,где когда-то служил священником о.СИМЕОН
СУББОТИН,а псаломщиком его сын ВИТАЛИЙ СУББОТИН силами местных
жителей был воздвигнут Поклонный крест.Как написано в газете
"Кузьминка" №3 от 26 июня 2014 г.,изданной Ильинской
межпоселенческой библиотекой имени А.Е.ТЕПЛОУХОВА: "...Крест
строгий, без излишеств,работы ильинского мастера СЕРГЕЯ
ДОЛДИНА,освящен настоятелем Благовещенского храма протоиереем
СЕРГИЕМ.Началось восстановление храма...СЕМЬЯ И РОДСТВЕННИКИ
СВЯЩЕННИКА СИМЕОНА СУББОТИНА.. ЖЕНА:в Метрической книге Пророко-
Ильинской
церкви Пермского уезда Ново-Ильинской волости села Новоильинского
за 1871г.есть запись,что ПЕТРОВА КЛАВДИЯ АНДРЕЕВНА,дочь диакона.
Дата рождения 17.12.1871.Дата крещения 20.12.1871.(по стр.стилю)
Отец :ПЕТРОВ ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ. Мать: ПЕТРОВА АЛЕКСАНДРА
АЛЕКСИЕВНА. Оба православного вероисповедания. Известно,что КЛАВДИЯ
АНДРЕЕВНА СУББОТИНА имела начальное образование,была
домохозяйкой.Вскоре после ареста мужа переехала жить в г.Казань к
своей младшей дочери ЕКАТЕРИНЕ СНЕЖИНСКОЙ,где умерла в 1943г,
Проездом в Казань,она вместе со своей дочерью останавливалась на
несколько дней в г.Перми у моей прабабушки ОЛЬГИ ПЕТРОВНЫ
СМОРОДСКОЙ(в дев.СУББОТИНОЙ) и рассказала ей о подробностях ареста
её мужа СЕМЁНА,а прабабушка поделилась с ней своей печальной
вестью,- у неё тоже недавно арестовали зятя ПАВЛА МИХАЙЛОВИЧА
ВИШНЕВЕЦКОГО ,а затем в НКВД забрали и её дочь АЛЕВТИНУ НИКОЛАЕВНУ
ВИШНЕВЕЦКУЮ (в дев.СМОРОДСКУЮ),которая вступилась за мужа,пытаясь
доказать,что он не виновен. Скончавшись в 1947г. моя прабабушка так
и не узнает,что её зятя ПАВЛА ,а чуть позднее и её дочь АЛЕВТИНУ
расстреляют. ДЕТИ:дочь ЮЛИЯ СЕМЁНОВНА СУББОТИНА 1892-1975(?). После
окончания женской трёхклассной гимназии в г.Оханске некоторое время
работала учительницей.Но, по слабости своего здоровья( у неё была
эпилепсия) оставила работу и проживала в семье своего отца.После
его ареста в 1937 г., оставшись без средств существования ,
вынуждена была перебраться со своей мамой из деревни Филатенки на
жительство в заводской посёлок Добрянку Пермской области,к своему
брату ВИТАЛИЮ СЕМЕНОВИЧУ СУББОТИНУ, который в то время работал в
цехе вторсырья на Добрянском металлургическом заводе.По некоторым
сведениям прислуживала просфорницей в одном из храмов
Добрянки.Замужем не была,детей своих не имела.Помогала брату
ВИТАЛИЮ в воспитании его многочисленных детей.По свидетельству её
воспитанниц - племянниц, была очень набожной и кроткой, доброй и
хорошей женщиной. Сын: АЛЕКСЕЙ СЕМЁНОВИЧ СУББОТИН(14 июля 1895
г.рожд. О нём известно,что с 1905 по 1907г. он учился в Оханском
городском 4-х классном училище,позднее поступил в Пермскую Духовную
семинарию,но закончил ли её я не знаю,так как, в 1918 г.,в связи с
гражданской войной её закрыли. В числе других семинаристов он
записался добровольцем в белую армию и вскоре был направлен в
открытую в Перми 25 мая 1919 г. школу прапорщиков, на ускоренные
трёхмесячные курсы чинов младшего командного состава для Сибирской
армии адмирала Колчака,где обучался штабному делопроизводству.При
отходе белых из Перми на восток принимал участие в оборонительных
боях.Со слов его ближайших родственников мне известно,что в годы
гражданской войны он пропал без вести-писем и других известий от
него им не поступало.Недавно удалось узнать,что в базе
данных:"Участников белого движения в России"/7-143,698-
42,47/,составленной российским историком,доктором исторических
наук,профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета С.В. ВОЛКОВЫМ есть краткая запись о подпоручике
АЛЕКСЕЕ СУББОТИНЕ,уроженце Пермской губернии, служившего в белых
войсках на Восточном фронте и попавшего в плен к красным.В мае 1921
г.он был направлен из резерва Московского военного округа в
гражданские учреждения (?). Далее его след теряется... Дочь:
СУББОТИНА ЕКАТЕРИНА СЕМЁНОВНА (1903- после 1980).В 30-е гг. жила в
г. Казани,где училась в художественно-театральный техникуме. В 40-
50-е гг.работала в г. Копейске Челябинской области руководителем
драмкружка в ДК.Угольщик. Позднее переехала в г. Ульяновск,где
служила актрисой в Ульяновском государственном театре оперетты.
Являлась музыкантом,вокалисткой, хормейстером. Выступала под
творческим псевдонимом-ЕКАТЕРИНА СНЕЖИНСКАЯ. Находясь уже в
довольно преклонном возрасте продолжала свою творческую
деятельность.В 1973 г.она создала хор ветеранов войны и труда на
базе патриотического клуба «Дочери Отчизны» в ДК Профсоюзов
г.Ульяновска.По свидетельству её племянниц- ЕКАТЕРИНА СЕМЁНОВНА
умерла 8 марта,во время праздничного концерта,где она дирижировала
хором.Ей вдруг стало плохо,её увели за кулисы и усадили в кресло,
где она и скончалась от сердечного приступа. В честь ЕКАТЕРИНЫ
СЕМЁНОВНЫ СНЕЖИНСКОЙ учреждена премия, которой награждают
работников культуры и искусства в городе Ульяновске.Сын:СУББОТИН
ВИТАЛИЙ СЕМЁНОВИЧ(1910-1985),родился в селе Сретенское Пермского
уезда, где в то время работал учителем его отец. Окончил 3 класса
церковно-приходской школы.С детских лет был приобщён своими
родителями любви к Богу и служению русской православной церкви.С
1929 по 1932 гг. он вместе со своим отцом-священником служил в
качестве псаломщика в Иоанна -Богословской церкви села Филатово
Пермско-Ильсинского района. В смутные времена массового
террора,гонения Советской властью на русскую православную
церковь,жестокие репрессии на пастырей Божьих,повсеместное закрытие
храмов,запрещение выполнять богослужение, был вынужден оставить
службу вплоть до 1946 года. Его жену ВЕРУ НИКОЛАЕВНУ, местные
комсомольцы-активисты ,стали всячески притеснять,морально давить
,стыдить, что она не работает в поле со всеми.Несколько раз
приходили в избу,требуя ,чтобы она немедленно развелась " с
попёнышем-мужем",иначе ей, её детям несдобровать и их всех посадят
в тюрьму.Был случай,что ночью они били стёкла в доме ,испортили
изгородь, посылая ругательства кричали пьяными голосами и ломились
с угрозами в дверь.Ёй пришлось "от греха подальше"подчиниться
давлению и оформить с мужем фиктивный развод ,взяв девичью фамилию
ПОСПЕЛОВА.В 1932 г. её муж ВИТАЛИЙ был мобилизован "на перековку" в
строительный батальон Красной Армии на Дальний восток.Вернувшись
после службы из РККА в 1935 г. ,он смог устроиться подсобным
рабочим в цех вторсырья Добрянского металлургического
завода,позднее работал грузчиком на Камской речной пристани.Другой
работы с его социальным происхождением найти было невозможно.Вновь
приступить к церковной деятельности он смог только в 1946г., когда
советское правительство после победы в Великой Отечественной войне
сделало некоторое "послабление" и на многочисленные просьбы
верующих откликнулось разрешением открывать ранее
порушенные,оскверненные и разграбленные храмы.Первоначально он
служил псаломщиком в церкви г. Добрянка,позднее,был направлен
диаконом в Рождество-Богородитскую церковь г. Чермоз Пермско-
Ильинского района,где служил по апрель 1952 г.В сентябре 1952 г.
был переведен в храм г. Лысьвы.С 7 августа 1953 г. переехал в
поселок Лёнва близ г. Березники,где служил в церкви Святой Троицы.В
1954 г. служил в храме г. Чусовой,в том же году переехал и служил в
поселке Пожва. В 1956 г. вернулся служить в поселок Лёнва. В 1956
г. был рукоположен в сан священника. С 1963 по 1967 г. назначен
священником Иоанно-Богословской церкви села Верх-Буй Куединского
района.Из архивных источников известно,что в 60-е гг. отец Виталий
притеснялся местными властями,в частности, уполномоченный по делам
религий,некий Горбунов В.С.,в 1964 г.жаловался на него,что
священник СУББОТИН ВИТАЛИЙ СЕМЁНОВИЧ вопреки заперта служить и
проповедовать вне храма выполняет требы на дому,выезжает в
близлежащие деревни и села,где тайно проводит обряды крещения и
венчания, соборования и отпевания,исповедует тяжелобольных
прихожан.Зная,что священник обременен большим семейством,где было 5
дочерей и 3 сына уполномоченный по делам религий обратился в
райфинотдел с указанием,чтоб взыскать штраф со священника в размере
100% от годового дохода,говоря современным языком за"незаконную
трудовую деятельность".Со слов самого батюшки известно,что за свою
жизнь,за время службы от псаломщика до священника ему пришлось
сменить в приходе около сорока мест.Причём,в некоторых местах ему
доводилось служить всего лишь несколько месяцев.Такая частая
перемена места была вызвана тем,говорил он, что:"Только удавалось
мне создать крепкую церковную общину и расположить к себе
благосклонно прихожан,как представители райисполкомов и сельских
советов насылали из Перми разные комиссии и давали предписания о
приостановке службы на неопределённое время,а то и просто закрывали
церкви,находя убедительный предлог ,что помещения, где проводились
богослужения находятся в аварийном состоянии и совершенно были не
пригодны для эксплуатации.А,нести службу и выполнять требы на дому
священникам категорически запрещалось,за это грозил большой штраф
или другие более тяжкие наказания".Последним местом служения
протоиерея ВИТАЛИЯ СУББОТИНА была церковь Святого блаженного
Прокопия Устюжского в селе Плотниково Березовского района под
г.Кунгуром. Преставился батюшка 23 февраля 1985 г. в день начала
Великого поста,в церковный праздник Святого Прохора Печёрского
Весновея, Лебедника скоропостижно от инфаркта, в возрасте 74 лет от
роду, возвращаясь на колхозной лошадке из глухой деревни,куда его
приглашали верующие для совершения требы.Была сильная пурга,дорога
была завалена снегом и возчику пришлось ждать,когда её расчистят
трактором.Освободив дорогу от снежного затора,стали звать батюшку,
который сильно торопясь продолжил свой путь до железнодорожной
станции пешком,чтоб ехать далее на электричке,да не дозвались...
Нашли его мертвым,за поворотом дороги,сидящего на обочине в снегу
прислонившегося к дереву.Отпели отца ВИТАЛИЯ в Кунгуре,а
похоронили,как он и пожелал на сельском погосте в пос.Пожва
Юсьвинского р-на Пермского края,где жили тогда его взрослые дети
.Невестка: СУББОТИНА(в дев.ПОСПЕЛОВА) ВЕРА НИКОЛАЕВНА (26.08.1910-
8.08.1989)-жена о.ВИТАЛИЯ была дочерью ПОСПЕЛОВА НИКОЛАЯ
ЕГОРОВИЧ(19.12.1881- 6.04.1955), который был речным капитаном из
Чистополя и долгие годы водил пароходы по р.Каме и Волге.Имел
благодарственное письмо от Ленина (за что - не знаю). Одна из
дочерей ВЕРЫ НИКОЛАЕВНЫ-ТАМАРА вспоминает:"Судно,на котором плавал
мой дед НИКОЛАЙ перевозило какой-то военный груз и село на мель,а
дед был уже в преклонном возрасте и плохо видел,ему помогал его сын
ЛЁНЯ,недавно окончивший речное училище в Перми.Когда дело дошло до
суда ЛЁНЯ взял всю вину отца на себя.ЛЁНЯ погиб в самом конце
войны,попросившись из тюрьмы добровольцем в штрафную роту ".О
матери ВЕРЫ НИКОЛАЕВНЫ известно,что ПОСПЕЛОВА (в дев. ВАССА
ЯКОВЛЕВНА ДЕМИДОВА ( 04.02.1888 Добрянка-1.09.1967 Чистополь)
родила 16 детей.Выжило 5 до старости дожило 3. С теплотой в душе
вспоминая ВЕРУ НИКОЛАЕВНУ СУББОТИНУ(в дев.ПОСПЕЛОВУ) родственники
говорили,что несмотря на всё пережитое, она была очень волевой и
сильной женщиной.Но, в старости сильно болела ,сказались тяготы
жизни выпавшие на её долю. Перенеся три инфаркта она умерла на
руках своей дочери ТАМАРЫ в 1989 г.в г.Березники Пермской обл.
------------------------------------------------------------
Фото из личного архива внучек Субботина Семена Петровича.
(г.Пермь - Пожва).
---------------------------------------------------
Следственное дело хранится в ПермГАНИ. Ф.641/1. Оп.1. Д.16482.
Упоминание о священнике отце Симеоне Субботине можно
найти в книге М.А. Калинина."Черный ворон".История
политических репрессий в Добрянском районе в 20-50-х годах ХХ
века. – Пермь. 2004. на стр.180.,и в Вестнике Пермского
университета/История/ Выпуск 3(23)2013 г.в статье
М.И.Дегтяревой. Н.Б.Дегтяревой." Оглядываясь в тридцать
седьмой": Следственные дела священников пострадавших в Перми
в год Большого террора". .
-------------------------------------------------------------- |