Сверчков Николай Егорович (1817—1898) - русский батальный и жанровый
живописец-анималист.
Родился в под С.-Петербургом в Царском селе. Отец Николая был
выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных
конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных. Уже
в детских рисунках Н. Сверчкова появилось незаурядное дарование
тонко подмечать особенности типа и экстерьера лошадей.
Поощряя склонности сына к занятиям искусством, отец определил его в
1827 году в Воспитательное училище при Академии Художеств. Однако
слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полтора
года был вынужден прекратить учебу из-за болезни. И все же два года
(1827—1829), проведенные в академической атмосфере, стали основой
самостоятельного овладения искусством живописи.
Дальнейшее образование мальчик получил в училище общего типа в
Петришуле (1829-1833), а навыки и знания в живописи приобретал путем
самообразования, постоянно рисуя лошадей различных пород и изучая
работы мастеров живописи.
После окончания училища юноша по настоянию отца поступил в
хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Но карьера
чиновника не прельщала юношу, все свободное время он продолжал
упорно заниматься рисунком и живописью.
В 1839 году Николай осмелился послать на Академическую выставку
первые картины: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой" и
"Портрет девицы Сверчковой". Успех 22-х летнего художника был
очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной
живописи.
Какое-то время Сверчков совмещал занятия живописью со службой в
Министерстве, но в 1840 году решился оставить службу. Талант
анималиста помог Сверчкову занять место художника в крупнейших в
России Хреновского и Чесменского государственных конных заводов.
Первые портреты орловских рысаков Хреновского конного завода, где
Сверчков был оформлен заводским художником, датированы 1846 годом.
Николай увлекался конным спортом, посещал бега, скачки и конские
ярмарки, заводил знакомства с коннозаводчиками. Постоянное
наблюдение лошадей на пастбище, выводке, в беге и на скачках научило
его непревзойденному видению натуры. Первую портретную серию лошадей
Н.Е. Сверчков написал в 1840 г. для известного в С.- Петербурге
любителя С.А. Яковлева.
С 1844 г. произведения художника стали являться на ежегодных
академических выставках и вскоре обратили на него общее внимание. На
академической выставке 1844 г. были представлены его картины "Отдых
в поле" и "На конской ярмарке".
Н.Е.Сверчков писал только с натуры и часто преодолевал большие
расстояния, чтобы запечатлеть по просьбе заказчиков на полотне их
лучших лошадей. В 1844 г. талантливый помощник графа А.Г.Орлова,
создателя орловской рысистой породы лошадей, Василий Иванович Шишкин
разделил племенной состав своего конного завода на две равные части
и продал их по жребию коннозаводчикам В.П.Охотникову и Н.И.Тулинову.
Н. И. Тулинов убедил профессора Сверчкова проехать 2500 верст, чтобы
написать портреты знаменитых родоначальников линий в орловской
породе. В 1846 г. Н.Е.Сверчков прибыл в имение Н.И.Тулинова в село
Мартын Тульской губернии и написал там четыре портрета.
В этот же период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В
1844 г. им были созданы литографии "Кирасиры", "Казаки", "Лезгинский
эскорт" и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и
дорожных сцен "Эскизы русского" (1845). Издатель Фельтен выпустил
"Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток
лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных
художником Н. Сверчковым" (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов
и был весьма популярен.
Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х
годов "Портрет супруги в амазонском платье на лошади", "Скульптор И.
И. Юшков в санях на набережной Невы", а также "Портрет доезжачего В.
П. Воейкова Харитона".
И все же всё свое творчество Сверчков посвятил изображению лошадей.
Тройки Сверчкова бегут по необозримым просторам России, с глубокими
снегами, жестокими снежными буранами, вселяющими ужас в душу
путника, по степи и глухим лесным проселкам, по пыльным дорогам и
снежным полям, в дождь и метель, при восходе и закате солнца, в
туманное утро и морозный вечер, днем и ночью.
В 1852 году за жанровую картину «Помещичья тройка пересекает на всем
скаку обоз, тянущийся по большой дороге» Н.Е.Сверчков получил звание
"академика живописи народных сцен", а за картину «Грузный экипаж с
пассажирами, едущий в знойный летний день» в 1855 году ему было
присвоено звание профессора.
К сорока годам Н.Е.Сверчков получил высшую оценку своих картин,
признание таланта, а в жанре коннозаводческого портрета стал первым
среди художников-анималистов.
Среди знакомых Н.Е. Сверчкова были многие известные государственные
и общественные деятели. 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А.
Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он проводил
много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские
праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков
выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова:
"Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написал конный
портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл
картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857)
и др.
В начале 1860-х годов Сверчков стал выставляться со своими картинами
в парижских салонах. Французская критика относилась к ним с большой
похвалой.
В 1863 году картины Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке
и являлись украшением Луврской галереи в Париже. Одна из картин,
находившихся на этой выставке, «Возвращение с медвежьей охоты», была
приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины
(«Ярмарка» и «Станция», проданные также в Париже), Сверчков был
награждён орденом Почетного легиона.
В том же году написал для брюссельской выставки картины «Туманное
утро при восходе Солнца», «Путник, застигнутый зимней вьюгой» и
«Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции».
Позже Н.Е. Сверчков демонстрировал свои произведения на Лондонской
Всемирной выставке, где было продано 40 его произведений.
Картина «Масленица в деревне» принесла художнику медаль на
филадельфийской Всемирной выставке.
После блистательного успеха в Париже и Лондоне Сверчков в конце 1864
года получил заказ исполнить для императора Александра II картину
«Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.», после
чего неоднократно, до 1882 г., удостаивался работать по Высочайшим
заказам.
В 1866 году он завершил первое полотно, в 1874 году окончил картину
"Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте" и, наконец,
последняя - "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье" появилась в
1878 году. Эти картины хранятся в Оружейной палате.
Со временем расширяется диапазон тем и занятий Н.Е. Сверчкова: он
занимается скульптурой, пишет батальные сцены. Самая известная из
его батальных картин - "Переход гвардии через Балканы" (1879) - была
посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако, ни в историческом,
ни в батальном жанре художник не проявил себя столь тонко и ярко,
как в анималистике.
Известный историк В. И. Коптев в "Очерке русского коннозаводства"
(1872 г.) отмечал:
"Н. Е. Сверчков написал много портретов знаменитых Хреновских
рысаков, которые навсегда останутся в глазах будущих коннозаводчиков
прототипами и идеалами, от которых не следует отдаляться. Не будь
этих драгоценных изображений рысаков, закрепленных меткой кистью
Н.Е.Сверчкова в картинах, а потом карандашом в эстампах,
коннозаводчикам представлялось бы широкое поле гадательно мечтать о
наружном виде прежних лошадей и воображение, конечно, рисовало бы
совсем иным, а не такими, какие они были на самом деле".
В 1891 году Сверчков написал рысака Холстомера на фоне резвящегося
молодого табуна рысистых маток и жеребят. Зрители сразу обращали
внимание на правую часть картины, где, слегка понурив голову,
медленно передвигает больные ноги старый, вороно-пегий орловский
рысак Холстомер, судьбу которого Л.Н.Толстой описал в повести
"Холстомер" (1886 г.). Известны две акварели Сверчкова, подаренные
автором в 1887 г. Л. Н. Толстому: "Холстомер в молодости" и
"Холстомер в старости". Эти акварели хранятся в Музее Л. Н. Толстого
в Москве.
Н.Е. Сверчков умер в 1898 году в возрасте 81 года. За свою
творческую жизнь художник создал 350 картин, 1000 рисунков и 12
скульптур. |