Мой отец на целине, летом командирован грузчиком из Ленинграда.
Далее цитата из его воспоминаний.
"На заводе и в ЦКБ отбирают людей в бригаду для поездки на целину
для уборки урожая. Меня берут комсоргом. Кроме меня едут Валя
Мутихин, Галя Волкова, Люся Жгут, Валя Кочергина, Вера Селиверстова
и пятеро парней с завода. Отправляемся с товарной станции. Состав
состоит из 30 двухосных теплушек. В теплушке четверо нар, по две с
каждой стороны. На каждой из нар размещается по 6 человек. В
середине вагона дощатый стол и две скамейки. Ехать долго. Сначала
отсыпаемся. Затем знакомимся с людьми из других предприятий и
других вагонов. Едем медленно. Иногда в лесу состав останавливается
и по команде мальчики бегут направо, а девочки налево. На крупных
станциях кормят в солдатских столовых, в несколько смен. От Омска
поворачиваем на юг. После Кургана пошли Барабинские, затем
Колундинские степи, пахнет полынью, катятся клубки перекати-поле. В
вагонах жарко, не хватает питьевой воды. Прибываем в Павлодар. Нашу
бригаду и еще человек 200 направляют на элеватор. Элеватор за
городом, рядом лагерь с заключенными. В городе много ссыльных,
особенно ингушей. Ведут себя нагло, вечерами приходят и пристают к
нашим девушкам. Наши парни вступаются, происходят драки пока не
вмешивается местная милиция.
Строим палаточный лагерь недалеко от элеватора. Палатки человек на
сорок, парни и женщины в отдельных палатках. Здешние машины ездят
по степи где попало. Ночью наезжают на угол одной палатки, но без
жертв. Начинаем окапывать лагерь широким рвом, на солнце жарища, а
питьевая вода всегда в дефиците, да и то чрезмерно хлорированная.
Мужчины нашей бригады направляются работать грузчиками на склады
элеватора. Нам дают еще Диму Макарова с одного из предприятий
Ленинграда. Склады громадные, метров по 200 в длину и метров 50 в
ширину. В складах штабели по 4 метра высотой с китайским рисом,
мукой, горохом, сахаром. Наша задача переместить штабели на
свободное место, чтобы верхние мешки стали нижними. Мешки с рисом
квадратные, каждый весит 103 кг., брать на плечи одному тяжело. Но
мы скоро привыкаем, приноравливаемся и свободно обращаемся с ними
по одному. Мешки с другими продуктами весом не более 70 кг., и мы с
ними обращаемся играючи. За нами также разгрузка вагонов и погрузка
через весы на машины. Заведующий складами хитрющий хохол
Пивоваренко, видимо, в близких отношениях с руководством города.
Часто приезжают легковые машины куда мы загружаем по паре мешков.
Нам тоже дают заработать. Если нагружаем машины через весы, то
экспедиторы платят нам по 25 руб. за тонну, если прямо в кузов то
15. Так как всем платят мизерный аванс, то такие деньги нам большое
подспорье. Иногда в день на человека приходиться рублей по 30." |