Временный чебоксарский купец 2-й гильдии Дмитрий Бельский.
В материалах Первой народной переписи 1897 года по городу Чебоксарам лист № 81 посвящен семейству мещанина, приписанного к Ма-риинскому Посаду, Дмитрия Алексеева Бельского. Дом Дмитрия Бельского располагался на Старо-Московской улице (в советское время ул. Розы Люксембург, д. 17). Вместе с хозяином дома проживали супруга Аграфена Ивановна, мать – Анна Васильевна, и семнадцатилетний сын – Иван Дмитриевич. Перепись сообщает, что Дмитрий Бельский родился в Чебоксарах, окончил уездное училище, является хозяином гостиницы и содержит кондитерскую. Кроме Дмитрия Алексеева Бельского в материалах переписи имеются сведения о семействе Ильи Алексеева Бельского, 36 лет, приказчика трактирного заведения, проживавшего на Рождественской улице (ул. Союзная) . Упоминается так же и бывший во владении Ильи Бельского дом по Набережно-Архангельской ул. (ул. Чернышевского) .
Согласно общему списку торговых и промышленных заведений по г. Чебоксарам за 1893 год. семейство Бельских владело сетью трактиров по всему городу:
Общий оборот заведений составлял 17500 рублей. Конечно, бизнес Бельских был значительно меньше, чем состояния таких столпов чебоксарского предпринимательства как Ефремовы, Астраханцевы или Таврины, тем не менее, значительная, по тем временам, сумма торговых оборотов позволяет отнести Бельских к верхней страте чебоксарского среднего класса.
Первое упоминание о Бельских в г. Чебоксарах относится к 1851 году, в духовной росписи Никольского собора перечисляется семейство лесного стража Петра Яковлева Бельского. Духовная роспись за 1853 год называет Бельских «вновь водворенными поселянами Чебоксарского лесничества Голодяевской дачи». Т.е. Бельские, в тот период не принадлежали ни к городскому обществу, ни к сельским общинам окрестных деревень, а числились на государственной службе. По всей Российской Империи в 1857 году количество семейств постоянной лесной стражи составляло 1245 семей . В число таких семейств входили и Бельские.
Семейство Петра Бельского было большим. Самому хозяину в 1853 году было 49 лет, он был женат третьим браком на 40-летней Евдокии Федотовой. От второго брака Петр Бельский имел пятерых детей: Трофима, Леонтия, Алексея, Наталию и Ульяну, причем Трофим и Леонтий уже сами были женатыми, а Трофим имел троих детей. Двоих детей имела от первого брака и жена Петра Яковлева. Таким образом, семейство Бельских состояло из 12 человек, из которых только четверо были способны нести службу.
В 1853 году сын Петра Бельского, помощник стрелка Алексей Петров Бельский, 22-х лет, женился на дочери казенного крестьянина Чебоксарского уезда д. Банновой Василия Федорова Муслакова, девице Анне Васильевой. 9 февраля 1857 года у Алексея и Анны Бельских родились сыновья Дмитрий и Алексей , а 18 июля 1862 года у коннолесного объез-чика Алексея Бельского родился сын Илья.
Согласно метрической книге Казанско-Богородицкой церкви Мариинского Посада в 1866 году у коннолесного объезчика Кокшамарской дистанции Алексея Бельского умерла дочь Елизавета. А согласно метрической книге Троицкого собора Мариинского Посада в 1872 году у отставного унтер-офицера Алексея Петрова Бельского умер сын, младенец Константин. Т.е. в 1866 году Алексей Бельский еще находился на службе, но уже к 1872 году вышел в отставку. В 1869 году правительство издало временные правила «О преобразовании Корпуса лесничих из военного в гражданское устройство» . Судя по всему, Алексей Бельский воспользовался этим указом для того, чтобы оставить службу и приписаться к Мариинско-Посадскому мещанскому обществу. Согласно «Ведомости об оценке и доходности недвижимых имуществ в Мариинском Посаде» за 1869 год на Базарной площади Мариинского Посада размещался деревянный одно-этажный дом с баней, принадлежащий унтер-офицерской жене Анне Васильевне Бельской, стоимостью в 200 рублей .
Сложно сказать, чем занимался Алексей Бельский после выхода в отставку и сколько он прожил. В 1876 году Анна Васильевна числится уже вдовой. Согласно «Окладной книге земских сборов с землевладельцев, оброчных статей и промышленных заведений» за 1877 год мещанка Мариинского Посада Анна Васильевна Бельская продала земельный участок в дер. Шигаевой крестьянину Прокопию Тимофееву.
Должно быть лесная служба, за которую выплачивалось небольшое жалование, позволила скопить Бельским капитал, позволивший заняться бизнесом. Семейное дело возглавил старший сын Алексея Бельского Дмитрий. В Мариинском Посада торговали изделиями народных промыслов, были развиты бондарное, кузнечное, обозное (телеги, сани) дело, лозоплетение, работала судоверфь, где изготавливались баржи, шлюпки рыболовные, суда. По мнению некоторых историков, к началу XX в. Мариинский Посад даже превосходил Чебоксары по объему торговли . Но, тем не менее, Чебоксары были городом, где размещалась уездная адми-нистрация и, соответственно, было больше возможностей для того, чтобы успешно развивать семейную коммерцию, Бельские, оставаясь, по бумагам, мариинско-посадскими мещанами, перебираются на постоянное жительство в Чебоксары. Дмитрий Бельский закончил, к тому времени городское училище и женился на уроженке Выксинского завода Арзамасского уезда Нижегородской губернии Аграфене Ивановне Самыгиной. В 1880 г. у Дмитрия Бельского родился сын Иван.
В 1886 году Дмитрий Алексеев Бельский обратился в Чебоксарскую городскую управу с просьбой выдать ему купеческий билет 2-й гильдии и становится временным чебоксарским купцом . Временными купцами называли представителей различных сословий (крестьяне, мещане), которые имели право заниматься торговлей и предпринимательством, не переходя в купеческое сословие, сохраняя свою сословную принадлежность. Для этого достаточно было уплатить положенную сумму в казну города, где предполагалось заниматься торговлей. В тот же год Дмитрий Бельский заключает с Чебоксарской городской управой контракт на три года об аренде полукаменного дома с двумя деревянными лавками на базарной площади, напротив Рожественской церкви. В доме предполагалось разместить трактирное заведение. Стоимость аренды составила 335 руб. серебром. По истечении трех лет аренда была продлена еще на три года . В трактирном бизнесе участвовало все семейство Бельских. Анна Васильевна и жена Дмитрия Аграфена Ивановна получили в городской управе свидетельства на право мелкой торговли. Принимал участие в семейном деле и младший брат Дмитрия Бельского Илья. В 1872 году Илья Бельский поступает в Мариинско-Посадское приходское училище , после окончания которого становится приказчиком. В 1889 году Илья Бельский получает свидетельство приказчика 1 класса.
В 1893 году Дмитрий Бельский с публичных торгов приобрел дом с местом, находящийся у Ярилиной горы и принадлежавший ранее Рахили Моисеевне Боровик .
14 апреля 1880 года у Дмитрия и Аграфены Бельских родился сын Иван. В 1888 году Иван Бельский поступил в Чебоксарское городское училище. После того как Иван закончил обучение родители решили женить сына. Невестой Ивана Бельского стала Мария Григорьевна Гальбанская. Родоначальником этой ветви рода Гальбанских был протоиерей Алексей Иванов, в начале XIX века служивший в Казанской церкви г. Цивильска. Сыновья о. Алексея не пошли по духовной линии и стали чиновниками. Отцом Марии Гальбанской был внук отца-протоиерея, губернский секретарь, Григорий Евстафьевич Гальбанский. Дочери Григория Гальбанского рано остались сиротами, их приемной матерью стала Александра Евстафьевна Гальбанская, бывшая вторым браком замужем за сыном чебоксарского городского головы Андрея Петровича Астраханцева – Дмитрием. Таким образом, женившись на Марии Гальбанской, воспитаннице потомственного почетного гражданина Дмитрия Астраханцева, Иван Бельский получил доступ в чебоксарскую городскую элиту. После женитьбы в 1897 году Иван Бельский включился в семейное дело. По воспоминаниям родственников Иван Бельский был физически очень сильным человеком и считался первым кулачным бойцом в Чебоксарах.
В начале XX века бизнес Бельских не ограничивался только трактирными заведениями, дело расширилось за счет производства дубовой клепки – материала для изготовления бочек и паркета. Надо полагать, что большим подспорьем в этом производстве стали давние связи Бельских в лесничестве, тем более что родственники Дмитрия Бельского продолжали служить по лесному ведомству.
В отличие от содержания трактиров, производство имеет больший цикл оборачиваемости капитала. Кроме того, в 1900 – 1903 годах российская экономика оказалась в состоянии кризиса, возникли трудности с кредитованием. Ну и нельзя не отметить довольно большую конкуренцию в деле производства клепки. Так в Мариинском Посаде этим производством занимался купец Федор Панин , на железнодорожной станции Шихраны склад дубовой клепки завел московский купец Д.И. Ксенофонтов . Совокупность этих факторов привела бизнес Бельских в некоторое расстройство. Согласно имеющимся в моем распоряжении семейным документам, в 1902 году Бельским пришлось столкнуться с трудностями: Д.А. Бельский был объявлен несостоятельным должником, кредиторы назначили конкурсное управление. Судя по всему, кризис коснулся, прежде всего, лесных промыслов Бельского. Супруге Д.А. Бельского, Аграфене Ивановне, удалось выкупить за 8040 рублей у конкурсного управления дом на Большой Московской ул. (она же Старо-Московская). Часть дома пришлось сдать в аренду под пивное заведение на, 10 лет, некоему Павлу Бычкову. Причем деньги, 3500 рублей, были получены сразу за весь срок аренды, и пошли в уплату за дом конкурсному управлению. Этот дом располагался справа по соседству со знаменитым домом Боне.
Похоже, что именно трактирный бизнес и помог Бельским продержаться на плаву. В 1898 году у Ивана и Марии Бельских родилась дочь – Манефа, которая уже в период революционных событий закончила Чебоксарскую женскую гимназию. Как следует из сохранившегося дневника Манефы Бельской, перед революцией Бельские продолжали оставаться в верхней части среднего класса Чебоксар. Желание Манефы Бельской связать свою судьбу с сыном ремесленника Михаилом Капустиным встречало жесткое противодействие со стороны Ивана Дмитриевича. Только революционные события сломали социальные перегородки.
После революции судьба Ивана Дмитриевича Бельского сложилась трагично. Лишившись всего состояния, он продолжать работать в сфере появившегося общепита. Исторические перипетии подорвали его здоровье: он заболел туберкулезом. Кроме того, он был обвинен в спекуляции хлебом и попал под суд. Не выдержав испытаний в 1931 году он свел счеты с жизнью .
Мария Григорьевна Бельская еще в 1905 году, в Самаре, прошла курс «искусства кройки и шитья дамских нарядов по методе известного директора кройки Берлинской Академии Маурер». После революции это стало ее профессией. Мария Бельская обучала кройке и шитью работниц швейной артели им. Ленина, впоследствии ставшей чебоксарской фабрикой «Рассвет».
Остается загадочной судьба Дмитрия Бельского. Согласно семейным преданиям, во время гражданской войны Дмитрий Бельский сел на пароход и отправился в Астрахань. Больше никаких известий о нем не имеется. Его супруга, Аграфена Ивановна, умерла в конце 1930-х годов в весьма преклонном возрасте.
Трагично сложилась и судьба Александра Ильича Бельского, двоюродного брата Ивана Бельского. В 1918 году его мобилизовали белочехи, однако в военных действиях на стороне белых он не участвовал. После окончания гражданской войны он работаз заведующим магазином «Союзмехторг» в Чебоксарах. В 1937 году он был арестован как бывший белогвардеец и приговорен к 10 годам исправительных лагерей. Находясь в заключении, он погиб . |