Приказ командира 7-го флотского экипажа определял Д. Ф. Михайлова в
город Сретенск. Основанный в конце XVII века как острог, к началу XX
века Сретенск и находившиеся рядом и в подчинении к нему каза¬чьи
села Шилка и Кокуй приобрели своё новое значение как
судостроительные верфи-мастерские на реке Шилке, впа¬дающей в Амур.
В Шилке в 1852 году была построена первая местная судо¬верфь, с
которой уже через два года сошёл на воду пароход «Аргунь» и
несколько других малых судов
Именно на головной корабль серии — канонерскую лод¬ку «Бурят» —
приказом командующего Амурской реч¬ной флотилии Д. Ф. Михайлов был
назначен судовым механиком 4 августа 1907 года.
16 мая 1907 года «Бурят», «Монгол» и «Орочанин» ушли в свой дебютный
поход из Сретенска в Благовещенск. Там, в Благовещенске, скорее
всего, присоединился к коман¬де «Бурята» Д. Михайлов, прибывший в
июле.
По всей видимости, Юлия Владимировна переехала к мужу к концу года,
так что молодая пара Михайловых встре¬тила вместе новый 1908 год в
городе Сретенске. Их перве¬нец Николай родился 2 сентября 1908 года
и был крещён в честь Св. Николая Чудотворца, на иконе которого
спасся его отец в Цусимском сражении. Таков был обет Дмитрия
Филипповича после своего чудесного спасения, и он его вы¬полнил. Не
осталось никаких метрических сведений о ме¬сте рождения сына
Николая. Но, судя по тому, что «портом приписки» первых двух лет
службы «Бурята» на Амуре был Сретенск, то можно предположить, что
там же, в Сретенске, и родился Михайлов-младший.
В марте 1908 года Дмитрий Филиппович убыл во Вла¬дивосток, где,
экс¬терном сдал экзамен по программе Морского инженерно¬го училища в
Кронштадте С 12 по 17 марта Михайлов успешно сдал экзамены по
четырнадцати предметам. По результатам экзамена, последовавшим 12
мая 1908 года, Высочайшим приказом за № 206 «Михайлов 2-й» 0 был
произведён в поручики по адмиралтейству.
Помимо службы непосредственно на кораблях Амурской ютилии, Д. Ф.
Михайлов выполнял и много других возло- ;нных на него обязанностей и
поручений. Назначения на посты заведующего катером командующего и
помощника заведующего мастерскими флотилии в 1910-м году, помощника
флагманского корабельного инженера заведующего паровыми катерами
флотилии в 1911-м году.
В 1914 году Д. Ф. Михайлов состоял членом Корабельного отряда
Амурской флотилии, а в 1915 году — членом Суда чести офицеров, а
также членом временного Владивостокского военно-морского суда для
разбора судебных дел в г. Николаевске.
В разные годы ему доверяли учебную и преподавательскую деятельность
— в классе мотористов и кочегаров (1910 год), учеников машинной
школы (1911 год). В 1912 году Ф. Михайлов был экспертом приёмной
комиссии, а в 1915 году — председателем экзаменационной комиссии у
гардемаринов по знанию корабля и двигателей внутреннего сгорания —
дизелей.
Высочайшим приказом по Морскому Ведомству № б54/№ 520 от 6 декабря
1911 года судовой механик речной канонерской лодки «Вихрь», поручик
по Адмиралтейству Д. Ф. Михайлов 2-й был пожалован орденом
Станислава 3-й степени 44.4 марта 1913 года приказом по Морскому
ведомству № 63 предоставлено право ношения светло-бронзовой медали в
память 300-летия царствования дома Романовых45, а 28 февраля 1915
года приказом по Морскому ведомству № 98 награждён светло-бронзовой
медалью в память 200-летия Гангутской победы.
Достаточно быстро и уверено шёл Дмитрий Филиппович вверх и по
офицерской лестнице. Для выходца из простой семьи мещанского
сословия, дедушка и бабушка которого ещё лились крепостными
крестьянами, это выглядело очень впечатляюще. Начав военно-морскую
службу 23-летним прапорщиком по механической части в 1904 году, за
десять с небольшим лет Михайлов достиг чина капитана по
Адмиралтейству. Были, конечно, на то достойные личные заслуги, это
иллюстрирует и немалые возможности для разных сословий (и не только
высших), существовавшие в Российсй империи в начале XX века.
1904 – Прапорщик по механической части – Крейсер I ранга «Светлана»
1907 - Подпоручик по Адмиралтейству - запас флота
1908 – Поручик по Адмиралтейству - Канонерская лодка «Бурят»,
Амурская речная флотилия
1912 – Штабс-капитан по Адмиралтейству - Башенная лодка «Вихрь»,
Амурская речная флотилия
1915 – Капитан по Адмиралтейству - Башенная лодка «Шквал», Амурская
речная флотилия
Дмитрий Филиппович Михайлов в годы Первой миро¬вой войны продолжал
нести службу в Амурской речной фло¬тилии.
В 1909-1910 годах Амурскую флотилию вместе со штабом перевели из
Благовещенска и Сретенска I на новую базу в Осиповский затон, в 15
километрах от Хабаровска, туда переехала и семья Михайловых с
маленьким сыном Николаем.
Здесь, на новом месте, у Дмитрия Филипповича и Юлии Владимировны
родились: Михаил — 1 августа 1910 года, Со¬фия — 23 января 1912 года
и Надежда — 7 августа 1914 года.
Александра Александровна Михновская, крёст¬ная мать Миши — не кто
иная, как его бабушка и мать Юлии Владимировны. Очевидно, к этому
времени она перебра¬лась из Архангельска к дочери и зятю на Дальний
Восток.
Крещение же дочерей Михайловых Софии и Надежды проводилось уже на
базе в Осиповском затоне при одной из казарм.
Старшая дочь София была крещена 31 января 1912 года. Именно София,
по прошествии без малого 8о-ти лет после своего рождения, передала
материалы о своём отце Д. Ф. Михайлове в Музей им. Арсеньева во
Владивостоке.
Наконец, крещение младшей дочери Михайловых На¬дежды состоялось 23
августа 1914 года, в самом начале Пер¬вой мировой войны. |