На сайте вы можете: создать собственную страницу, добавлять и редактировать фотографии и тексты;
просматривать Галерею сайта и страницы других участников проекта в полноформатном режиме;
вести пофамильный, хронологический, а также географический (по месту съёмки) поиск, пользуясь поисковым
фильтром;
обмениваться сообщениями с другими участниками проекта с помощью внутренней почты сайта;
получить полезные сведения и рекомендации по генеалогическому розыску;
стать одним из авторов общенациональной биографической фототеки, а также участником программы «Вся Россия в
лицах и биографиях».
Присоединяйтесь!
|
Быстрый поиск по Галерее
|
|
|
|
|
|
|
|
1839-1875
|
1875-1900
|
1900-1913
|
1914-1920
|
1920-1929
|
1929-1939
|
1939-1945
|
1946-1957
|
Галерея
Фотографий в галерее: 52.687
Священник Успенского собора Кологрива
Кологрив, Костромская губ. Фото О.К.Цареградской, 1895-1900
Татьяна Маслова |
|
На снимке мой прадед Василий Александрович Цареградский,(1867-
1925), протодиакон Успенского собора Кологрива. О кологривских
предках семьи Цареградских в прессе упомянуть уже пытались. В
отраслевой газете была опубликована статья о внуке Василия
Васильевича, заслуженном лесоводе Юрии Александровиче.
Корреспондент, видимо, услышав слово «дьякон» и вспомнив
детские сказки, написал, что предок его героя был церковным
служкой. Но благородная и солидная внешность прадеда на
сохранившихся снимках и воспоминания знавших его родных не
стыковались с определением торопливого журналиста. Так
оказалось и на самом деле. Скажу несколько слов об этом
нечасто встречающемся современным читателям духовном звании.
Протодиакон относится к белому духовенству – священникам, не
принимавшим монашеских обетов. Обычно они были главами
больших и дружных семей. Протодиакон – главный дьякон в
епархии (управляемой епископом области) при кафедральном
соборе. В наши дни дьякону получить такое звание можно не
менее чем через 20 лет безупречной службы в священном сане.
Кафедральный собор - главный храм города, в котором может
служить и епископ. В церкви знак отличия протодиакона —
протодиаконский орарь со словами «Свят, свят, свят». Орарь -
длинная узкая лента из парчовой ткани, перекинутая через левое
плечо, принадлежность богослужебного облачения. Нарядный
протодиакон с красивым голосом – главное украшение
богослужения.
Это парадная сторона. Практически священник всегда был
советчиком в радости и утешителем в беде. Василий
Александрович нёс свою незаметную службу врачевателя
человеческих душ, сколько было возможно по правилам
государства. После революции 1917 года священник стал учителем
истории. Пришедшие к власти ни в грош не ставили нравственное
влияние церкви на людей. Священники были объявлены ненужными.
Но местные жители упорно продолжали звать учителя «батюшка» и
ехали к нему из глухих деревенек с прежними просьбами
крестить детей, венчать молодых и отпевать умерших. И он, не
задумываясь, что кто-то выдаст его власти, ехал к людям.
Заболев, съездил к врачам в Кострому и был оттуда направлен на
лечение в Башкирию «на кумыс». Там всегда лечили от
туберкулёза лёгких. По дороге заезжал в Юрьевец проведать
старшего сына. Ольга, моя мать вспоминает, что он подарил ей
розовую вазочку-корзиночку, 6 серебряных ложечек и вышитое
полотенце. Девочке запомнился его массивный крест на шее.
Василий Васильевич умер где-то около 1927 года.
Архив Костромской духовной консистории сгорел около 1882 года.
Так что, возможно не удастся узнать тайну фамилии. Перешла она
от предков или маленький Василий получил её в духовной
семинарии от наставников.
Снимок сделан его женой Ольгой Константиновной. У неё было
своё фотоателье, располагающееся на первом этаже их большого
деревянного дома. Кологрив сейчас самый маленький город
России. В нём три с половиной тысячи жителей. Их количество не
изменилось с 19-го века. О популярности фотографии в те
времена говорит такой факт: в списке фотографов и фотоателье
тех лет в городке значатся три фамилии. И видимо все фотографы
не сидели без заказов.
P.S.В Костромском архиве сохранился такой документ(заказан
Верой Архиповой): Подписка перед посвящением в стихарь и во
диаконы.
Я, нижеподписавшийся , соблюдая свято и нерушимо данную мною
присягу на верность подданства ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ,
ныне при вступлении в должность церковнослужителя (или
диакона), обязуюсь проходить сию должность согласно с
Церковными правилами, уставами, предписаниями и наставлениями
Начальства в совершенном ему послушании, и вести себя
благочинно, честно, воздержанно и некорыстолюбиво при
уверенности, что проступки служителя Церкви, боле соблазна в
обществе, нежели проступки мирянина, по справедливости
подлежат более строгому взысканию.
К сей подписке послушник Ипатьевского монастыря Василий
Александрович Цареградский руку приложил.
Подписку отбирал….
Фамилия же Василию перешла от деда Евгения Сосипатровича,
псаломщика Воскресенской церкви села Нежитино Костромской
губернии.Вот тот, видимо, и получил её от церковных
наставников. До него у предков были только имена. |
Другие фото из альбома
Татьяна Маслова
На родительский день в пионерлагерь Мячева Пустынь. Юрьевец, Ивановская обл., 1951. Альбом: Татьяна Маслова
|
Комсомольская ячейка. Юрьевец, Ивановская обл., 1925. Альбом: Татьяна Маслова
|
Юрьевецкое пиво. Юрьевец, Ивановская обл. Фотограф В.Ильин, 1947. Альбом: Татьяна Маслова
|
Перейти в альбом
|
Повалишина Надежда Ильинична. Рязань, фотография В.Срывкина, 1895-1900. Альбом: Кирилл Федоров
|
Повалишина Надежда Ильинича. Москва, Французская фотография; Рязань, фотография В.Срывкина, 1895-1900. Альбом: Кирилл Федоров
|
Священник Успенского собора Кологрива. Кологрив, Костромская губ. Фото О.К.Цареградской, 1895-1900. Альбом: Татьяна Маслова
|
Викуловская Мария Васильевна. г.Вологда, 1895-1905. Альбом: Дмитрий Никитин
|
Неизвестное фото. Санкт-Петербург, фотография Лихтенталя, 1895. Альбом: Ольга Бескоровайная
|
|
|